Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей мезенской росписи как средства ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста.

Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме
- дать характеристику мезенской народной росписи и методике ознакомления детей с мезенским промыслом.

Содержание работы

Введение

1. Народное декоративно - прикладное искусство
в воспитании детей дошкольного возраста

Значение народного декоративно - прикладного искусства для всестороннего развития детей дошкольного возраста

Виды декоративно-прикладного искусства

Ознакомление детей с мезенским промыслом

2.1. Возникновение и особенности мезенской росписи

2.2. Символика и семантика мезенской росписи

2.3.Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской
росписью

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая галя.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Еще один мотив мезенских прялок «всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями в древность и отображает различные сюжеты, изображающие бога – всадника. Можно с большей долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Мезенская роспись является видом народного творчества, широко применяющемся в современном декоративно-прикладном искусстве, сохранившем архаичные черты:

  • соответствие элементов росписи космологической модели мира;
  • традиционность сюжетов;
  • локальность цветовой гаммы;
  • графичность;
  • фризовость, сохраняющаяобереговую символику.

Как вид современного искусства, мезенская роспись используется в оформлении книг, тканей, фурнитуры, вразличного типа дизайн-проектах, благодаря своей обобщенности, символичности и знаковости.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Символика и семантика  мезенской росписи

 

 

Мезенская роспись несет огромную знаковую информацию: бесконечные горизонтальные ряды орнаментов, ритуальный бег коней и оленей напоминают протяженные напевы старинных песен, а также узоры древней вышивки.

Мезенский декор вполне можно сравнить с древними письменами. Образцы и символы росписи олицетворяют собой мироздание.

Среди наиболее ярких персонажей Мезенской росписи выделяют следующие:

    • красные кони – условный знак солнца, его движения по небосводу;

- оленихи – небесные  роженицы, они дарят жизнь всему  живому на Земле;

- уточки, гуси, лебеди –  души далеких предков, которые  вьются вокруг и помогают нам  в трудную минуту;

- елочки – олицетворение  мужской силы;

- мифологическое дерево  жизни -  состоит из ствола, заполненного  ромбиками – бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в  спирали, олицетворяющие подземный  мир. Верхушка увенчана солярным  знаком – знаком небесного  мира.

О достоверности древних мотивов повествует прежде всего  сам язык орнамента, в ряде значений полностью совпадающий с пиктографическим письмом древнего человека; то же изображение земли – горизонтальной прямой, воды – волнистой линией, солнца – кругом, огня – крестом. [ 11 ;  13]

Мотивы и композиционное построение орнаментов показывают, что излюбленными числами были «три» и «четыре», поэтому часто в росписи встречаются квадраты и треугольники. Квадраты символизируют поля, пашню, являются символом плодородия. Треугольники и ромбы изображают пространство дома, поля водоема.

По вертикали мир делится на три зоны: верх – небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода, средний мир – земля со всем, что ее населяет, а под землей располагается подземный мир – место жизни умерших, которые могут попасть и на небо. Языческие славяне делили свой мир на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей, - «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Среди родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали своей семье.

Образ мира с семью главными делениями – тремя по вертикали и четырьмя по горизонтали, воплощался в строении вещей и планировке домов; по такому же принципу создавалась мезенская прялка.

Если мы посмотрим на русскую крестьянскую утварь, то увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах, как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на второстепенных орудиях – таких, как валек и трепало, густо усеянные солнечными зайчиками, символами земли и воды.

Орнамент в своем первородном виде – это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды.

Первые признаки орнамента, скорее всего, были связаны с магией периода первобытной охоты. Один из них носит название «коврово-меандровый» или «ромбо-меандровый», - это ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящие один за другой. Во время неолита бытовали печатки для татуировки тела подобным орнаментом, ими украшались культовые предметы – от женских фигурок до сосудов. Корни происхождения этого орнамента находятся в естественном узоре, который получается на косом или прямом срезе бивня мамонта. [12 ;8]

Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, удачи. Ромбо-меандровый узор называют знаком жизни. Знак ромба со временем стал знаком неба, солнца, земли, ведь только объединение этих стихий дает жизнь всему живому.

В земледельческий период появился новый знак – знак засеянного поля, квадрат с вписанным в него крестом и точками (знаки зерна). Этот знак стал символом плодородия, изобилия и удачи.

Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира: круговые и крестообразные знаки – символы огня, древние обереги; птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии; олень – символ зарождения всего нового, зарождения богатства духовного.

Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Это из тотемов славян. Культ оленя был распространен очень широко, хотя и не получил большой, земной близости и родства с человеком. Жизнь на скорости, пугливость, внезапность появления, загадочность определили небесную семантику оленя. Появление нового тотема – это время лука и стрелы, когда олень стал более доступен охотнику.

Позже человек был вынужден уходить на далекие расстояния и ориентироваться по звездному небу, поэтому олень в сказках у северных народов сюжетно связан с небом: шаман, поднимающийся на небо, видит там небесных лосих – важенок, женщин с головами лосих, которые рожают домашних и диких оленят, а вместо очага – солнце.

Это уже не тотем земле, человеку, это обращение к некой силе, живущей над человеком, вне его досягаемости.

Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. По-видимому, он был не только знаком неба, но и знаком славянских богинь древнего пантеона – матери и дочери, рожающих все живое на земле, сменивших важенок, плодящих оленцов. Роженицы изображались в виде двух оленей, или рогатых женских фигур, или просто женских фигур, стоящих справа и слева от дерева или центральной фигуры. Возможно, что на каком-то этапе это было изображение Рода – прародителя, отца богов и его помощниц – рожениц.

Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила, которая отождествлялась с силой плодоносящей земли. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. Он был главным до тех пор, пока человек не понял идеи некоей силы, которая находится за пределами мира, доступного его зрению, слуху, осязанию, на который он мог бы повлиять через магов, шаманов, волхвов. Эта идея трансформировалась в идею бога. Появление же бога обусловило появление той, которая рожала его.

Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних, он возносит Солнце на небо каждое утро. Общая семантика коня зафиксирована в книге древних индусов Упанишадах. Также символизирует богатство домашнего очага: это символ счастья семейного, большой и дружной семьи.

Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка – особая птица – она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство. Утка к тому же символ ночного подводного движения Солнца.

Знаками земли, пропитанной влагой, знаками озер и рек, воды вообще являются волнистые линии – знаки падающего дождя.

Мезенская роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни».

Исследователи предполагают, что спирали и зигзаги есть ни что иное,  как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.[6  ; 6]

Несмотря на кажущуюся простоту, роспись чрезвычайно интересна. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма.

Таким образом, мезенская роспись – один из наиболее древних художественных промыслов. Семантика Мезени и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит напоминает пещерные росписи. В росписи нет обычной русскойяркости, многоцветности, орнамент имеет скупую, примитивно-условную графическую форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской

росписью

 

При ознакомлении детей с мезенской росписью следует решать широкий комплекс задач:

1. Формировать у детей  интерес к мезенской росписи, удивление, восхищение красотой  и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

2. Познакомить детей с  истоками искусства мезенских  мастеров, краткой историей.

3. Вызвать желание научиться  рисовать мезенские узоры. Познакомить с характерными элементами (линии разнообразной формы: прямые, волнистые, спиралевидные и т.д., деревья, лошади, утки и лебеди).

Познакомить с колоритом типичным для мезенских узоров, композициями узоров.

4.Побуждать детей всматриваться  в узоры, учить последовательности анализа: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет;

5. Учить детей предварительномузамысливанию  декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента).

6. Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (мезенские узоры).

7. Формировать способности  к творческому созданию образа  на основе чувства формы, отбора  и своеобразного комбинирования  элементов, колорита, в своеобразной  композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.

8. Формировать желание  поделиться радостью, удачной работой  с другими людьми, желание сделать  подарок родным, близким людям, используя  свои умения в декоративной  деятельности по мотивам городецкой росписи.[6;7]

Соответственно задачам педагог разрабатывает содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.[Пр.1]

Знакомить  с  изделиями мезенских мастеров  можно  как  на  специальных занятиях, так и вне занятий со всей группой, с подгруппами детей и индивидуально, используя такие методы и приемы: 
- ознакомление с предметами  мезенского промысла с целью дать детям общие представления о связи искусства с жизнью и бытом народа, о народных промыслах; 
- рассматривание  образцов  мезенской   росписи с  целью ознакомления детей с народным  орнаментом ,  колористическими  решениями  народных  узоров, характерными  сочетаниями  элементов орнамента ,  композиции; 
- рассматривание  изображений  на  открытках,  в  альбомах,  иллюстрациях, диапозитивах;  
- рассказ о художественном наследии народов Севера  в традиционных изделиях народных мастеров;

- экскурсия на выставки, музеи с целью закрепления  знаний детей о мезенской росписи;

- беседа о мезенской  росписи;

- прослушивание музыки;

- использование потешек, народных сказок, стихов, загадок;

- лепка, рисование, роспись  изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование;

- игра или танец с  оформленными народными атрибутами (ободок на голову, поясок, фартук и т.п.), в изготовлении которых принимали участие дети;

- организация в детском  саду выставок  и детских работ.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла. В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации педагогами используются приемы, разработанные Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, А. А. Грибовской.[6].

 Рассмотрим эти приемы  на примере мезенской росписи.  
- Прием создания игровой ситуации (в начале занятия и во время анализа детских работ). Например: знакомство мезенским промыслом, изделием этого промысла. Если создать игровую ситуацию, то  повышается интерес детей к занятиям.  
- Прием пошаговой ориентировки. Взрослые и дети связывают рассматривание узоров с последующим их составлением, определяют те задачи, которые затем должны быть решены в рисунке. Например: дети рассматривают в образцах мезенской росписи такие элементы узора, которые потом учатся рисовать - волнистые и прямые  линии, уточки и лебеди.  
- Прием сравнения. Сравниваются два элемента узора, композиции, для того чтобы научить понимать закономерности художественной росписи. Прием показывает возможности варьирования отдельных элементов узора при создании нового мотива.

Информация о работе Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста