Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей мезенской росписи как средства ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста.

Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме
- дать характеристику мезенской народной росписи и методике ознакомления детей с мезенским промыслом.

Содержание работы

Введение

1. Народное декоративно - прикладное искусство
в воспитании детей дошкольного возраста

Значение народного декоративно - прикладного искусства для всестороннего развития детей дошкольного возраста

Виды декоративно-прикладного искусства

Ознакомление детей с мезенским промыслом

2.1. Возникновение и особенности мезенской росписи

2.2. Символика и семантика мезенской росписи

2.3.Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской
росписью

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая галя.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего  развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры  детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды декоративно-прикладного искусства

 

 

Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.

Виды народного декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в детском саду:

-роспись по дереву: хохломская,  городецкая,

- керамика: гжельская;

- Матрешки: Сергиев Посадская (Загорская), Семеновская, Полхов-Майданская;

-глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская;

- деревянная игрушка: богородская.

Своеобразна игрушка русского Севера: в Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или косу. Он заботится о пропорциональности частей и выразительности целого, поэтому даже небольшие фигурки выглядят основательно, монументально и торжественно.

Кукла может быть украшена рядами выжженных кружков, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами.

Композиция столпообразных северных панок очень проста – фронтальное положение в пространстве, статичность и замкнутость формы, выразительность силуэта. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре.

Среди северных плотницких игрушек выделяются разнообразные коники. Обобщенная монументальная форма, круто изогнутая шея, соединенные попарно ноги – их отличительные черты. Кроме этого, делали еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главный принцип пластического решения этих игрушек – угловатая манера обрубовки объема.

Из славянской мифологии с ее земледельческим культом коня и солнца эти образы перешли в народное искусство, поэтому мотивы коня и розетки (солярного знака), иногда выделенные красным цветом встречаются часто  [10; 31 ].

Особого внимания заслуживают росписи Северной Двины и Мезени как пример народного искусства Русского Севера.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.

Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. В основе растительного узора пермогорской росписи – гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре часто изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Цветовая гамма в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Борецкая роспись очень нарядная, помимо основных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы – веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен в основном декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто – охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный. Черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали – усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто желтый. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки.

Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает минимальностью изосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. Эти яркие, нарядные росписи были созданы благодаря глубоким традициям школы народного мастерства [1; 11 ].

 

Таким образом, использование народно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ознакомление детей с мезенским промыслом

 

 

2.1.Возникновение и особенности  мезенской росписи

 

На русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью.

Как большинство народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы на границе тундры и тайги.

Промысел возник в конце 19 века в селе Палощелье на берегу реки Мезень. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – мезенская роспись. Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, - по первоначальному красному замалевку черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы.

Пика популярности промысел достиг в 19 веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину, Онегу. Происхождение росписи до сих пор остается загадкой.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 века, выполненных в мезенском регионе.

По стилю роспись относят к наиболее архаичному виду, дожившему до 20 века.

Она похожа на рисунки первобытных людей. Интересен «мужской» характер росписи – прялки расписывали в старину мужчины – те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Ученые выдвигают несколько гипотез о происхождении росписи. Некоторые склонны считать, что наличие в орнаменте росписи таких элементов, как треугольники, ромбы, квадраты, розетки, а также графичность рисунка свидетельствуют о том, что она имеет в своей основе геометрическую резьбу по дереву, для которой так характерны все эти элементы. Действительно, на некоторых покрытых резьбой городецких прялочных донцах Волги фигуры коней имеют отдаленное сходство с красными конями Мезени. [11 ; 6]

Согласно другой гипотезе, архаичная палащельская роспись – это отголосок древнего искусства чуди, угро-финского племени, жившего в этих самых местах. На узорах, украшающих медные нагрудники, найденные во время раскопок их могильщиков и относящихся к азелинской культуре 3 – 5 веков, почти повторяется узор мезенской прялки – те же ряды коней.

Наиболее экзотическое суждение принадлежит одному из самых ярких исследователей русского народного творчества В.С. Воронову: «Чрезвычайно любопытно отметить, что орнаментация мезенских прялок сохраняет в себе формальные отражения очень древнего времени, указанный узор можно решительно сопоставлять с греческой орнаментикой так называемого стиля Дипилон»[5 ;137]. Воронов ведет речь о геометрическом стиле великолепной орнаментальной росписи, которой покрыты керамические сосуды, найденные на Дипилонском кладбище в Афинах и относящихся к 8 веку до н.э. – периоду, когда племена Древней Эллады находились на последнем этапе первобытнообщинного строя.

Характерные особенности росписи – графичность, фризовость, многоярусность.

Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественнымнемногословием, цветовой сдержанностью. В ней почти полностью отсутствуют очень распространенные в северной росписи элементы растительного орнамента. Используются два цвета: красно-коричневый, который получали из береговой глины и сначала растирали на камне, а затем разводили в растворе лиственничной смолы – серы, как ее называют. Черную краску делали из сажи, смешивая с тем же раствором смолы. Расписывали изделия сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, а потом тетеревиным пером обводили черной краской. После этого покрывали олифой, которая придавала росписи красивый золотисто-желтый отлив.

Графичность проявляется в примитивно условной трактовке образов коней и птиц, что побуждает исследователей искать истоки росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках.

Наиболее характерная особенность росписи – многоярусность. Выделяются 3 яруса, которые разделяются орнаментом «бердо» (решетка, ряд клеток, названных так из-за сходства с одноименной принадлежностью ткацкого станка) или просто красной линией. Ярусы представляют собой ряды из птичек, уточек, лебедей, лошадок, оленей, «пущенных» в разные стороны.

В нижнем и среднем ярусе главными фигурами являются кони и олени, в верхнем – птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках, ярусы соответствуют 3 мирам – подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира и являющимся основной космологической основой мира.

Среди орнаментов – фризы (декоративные композиции в виде горизонтальной полосы, увенчивающей  или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения) со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и открываются на границах предмета.

Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. На предметах можно увидеть по- детски наивно написанные жанровые сценки: охота, кони, резвящиеся на воле.

Предметы густо испещрены дробным узором – звездами, крестиками, чертиками, основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – наполняют аналогичные элементы трехгранновыемчатой резьбы.

В мезенской росписи наиболее интересным и самым емким объектом исследования является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает неисчерпаемые глубины русской и мировой культуры.

Мезенская прялка небольшая, срезанная по нижним углам лопастка украшена наверху главками на тонких шейках, которые в деревянном зодчестве называют барабанами. Срезанная на два ската и увенчанная главками верхушка прялки напоминает своим контуром «премудроверхие» церкви.

Основными образами мезенских прялок являются кони, птицы и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам. На каждой мезенской прялке хорошо прослеживается характерная для росписи трехъярусность.

Ярусы – миры как лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическими фигурами.

Не смотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке.

Эффект достигается тем, что каждый мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.

Изображения, получаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены») чаще всего являются вариациями широко распространенных мировых сюжетов.

В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое изображалось обычно с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет – «выезд на санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей.

Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Подобные образы несложно отыскивать у многих народов мира, в том числе и у славянских.

Информация о работе Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста