Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей мезенской росписи как средства ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста.

Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме
- дать характеристику мезенской народной росписи и методике ознакомления детей с мезенским промыслом.

Содержание работы

Введение

1. Народное декоративно - прикладное искусство
в воспитании детей дошкольного возраста

Значение народного декоративно - прикладного искусства для всестороннего развития детей дошкольного возраста

Виды декоративно-прикладного искусства

Ознакомление детей с мезенским промыслом

2.1. Возникновение и особенности мезенской росписи

2.2. Символика и семантика мезенской росписи

2.3.Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской
росписью

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая галя.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

- Прием акцентирования. Например: используется движение руки - очерчивающий  жест для выделения элементов  узора на предмете, определения  расположения их на листе бумаги  и последовательности заполнения  рабочего пространства.  
- Прием моделирования. Формируется умение расположить элементы узора, происходит поиск вариантов построения композиции. Например: прежде чем нарисовать узор, дети выкладывают варианты узоров на плоскости, подбирая композиционное и цветовое сочетание. 

- Прием комментирования  действий детей в речи. Взрослые  и дети проговаривают действия  при воспроизведении элемента  в процессе рисования. Например: «Завиток ведем вверх, теперь  вниз». 

Итак, все перечисленные приемы используются во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации, лепке. Перед педагогами стоит задача - построить работу так, чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку и, самое главное, почувствовать радость творчества. По убеждению Л. С. Выготского, интенсивное развитие воображения у дошкольников в изодеятельности как «основы творчества, создания нового» является существенным фактором становления личности, таким же значимым, как «формирование устойчивых и соподчиненных мотивов» [3;33]. 

О необходимости занятий художественным творчеством на основе народного искусства, способствующего удовлетворению потребностей детей в самоутверждении, говорят исследования, выполненные под руководством Т. С. Комаровой.[7;26]. 

В процессе художественно-эстетического воспитания предусматривается возможность интегрирования различного содержания воспитательно-образовательной работы с детьми на материале народного искусства. 

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том что знакомство детей с мезенской роспись оказывает  благотворное  влияние на развитие детского  творчества.  Характер мезенского промысла ,его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом. Творчество народных мастеров  не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма ,национальной  гордости, высокой гражданственности .Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

 

Заключение

 

 

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.

Знакомясь с изделиями народных промыслов, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность любить и радоваться жизни.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребёнка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Использование народно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей. Народное искусство несет в себе конкретные образы, доступно и интересно дошкольнику. Оно воздействует на чувства ребенка естественно и ненавязчиво, воспитывает эстетический вкус дошкольника. Одним из видов народного промысла, доступным освоению старшими дошкольниками, является мезенская народная роспись.

Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике; это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи – весьма увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества,  познакомиться с мировым культурным наследием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Дорожин Ю.Г. Мезенская  роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика – Синтез, ТЦ «Сфера», 2004.

2. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское  творчество/под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: «Владос», - 2000.

3. Забельская Г.В. Влияние  декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка/Г.В. Забельская//Гуманитарные науки. Педагогика. – 2012. - №3(23). – с.137.

4. Знакомство дошкольников  с мезенской росписью (программа  приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству Севера)// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 4. – ART130178. – 0,3 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/130178.htm.

5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество/Т.С.Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006, - 196 с.

6.  Миловский А.С. Народные  промыслы. – М.: Мысль, - 2000.

7. Мироненко М. Палащельская  роспись. – Архангельск.: ЗАО «Арханг. Печатный двор», - 2000

8. Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера»/Л.А. Изместьева. – Архангельск, - 2008.

 

9.  Народное искусство  в воспитании детей: книга для  пед. Дош. Учр., учителей нач. классов, руковод. Худ. Студий / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, - 2000, - 256 с.

 

10. Некрасова М.Д. Народное  искусство как часть культуры. – М.: Изобр. искусство, 1983. – 344 с.

11. Сакулина Н.П. Развитие  художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием и лепкой / Н.П. Сакулина. – М.:Мозаика-Синтез, 2005, - 248 с.

12. Усова А.П. Русское народное  творчество в детском саду: книга  для восп.дет.сада /А.П.Усова. – М.: Просвещение, 2005. – 78 с.

13. Флерина Е.А. Детское изобразительное творчество. – М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Техника выполнения графических элементов мезенской росписи

К графическим элементам мезенской росписи относятся линии разнообразной формы: прямые, волнистые, спиралевидные и т.д.

Прямые и волнистые линии наносятся черной тушью при помощи палочки (заточенной спички) с одинаковым нажимом, на одном и том же расстоянии, в направлении, заданном в квадрате и прямоугольнике. Штрихи должны быть одного размера, выполняться с одинаковым нажимом, вписываться в заданную форму.

Элементы выполняются черной тушью при помощи палочки на одном и том же расстоянии, с одинаковым нажимом, вписываются в полосу. При выполнении элементов проводить прямые и волнистые линии, используя вращательные движения руки.

Наклонные вертикальные линии проводятся для образования косых клеток. Узоры в клетках выполняются по заданному образцу, с одинаковым нажимом, на одном расстоянии.

Деревья. Стволы и веточки деревьев и цветов выполняются палочкой, черной тушью. Цветы и листья выполняются гуашью, используя кисть. Необходимо работать всей плоскостью кисти, проводить широкий мазок или использовать примакивание.

Лошадь. Горизонтальную линию провести кончиком кисти с легким нажимом (красным цветом). Вращательным движением сильным нажимом кисти провести широкий мазок, описывая полукруг. Провести вертикальную линию дугообразно, совмещая ее нижний конец с началом горизонтальной линии, получив легкий изгиб шеи. Аналогично описать второй полукруг. После высыхания подмалевка с помощью палочки и черной туши выполнить гриву, ноги, хвост, используя штрихи и волнистые линии.

Утки и лебеди. Используя вращательные движения и нажим кисти, выполнить шею и туловище птицы. Крылья, хвост, клюв выполнить, используя черную тушь и палочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Комплекс занятий по мезенской росписи

Методику разработала педагог дополнительного образования Матюко в

Занятие 1

Тема: «Мезенские прописи».

Цель: Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.

 

Ход занятия

№ п/п

 

Этапы

 

Методы и приемы

1

Вводная беседа

Рассматривание иллюстраций, репродукций, произведений, выполненных в стиле мезенской росписи. Привлечение эмоционального, бытового личного опыта детей.

2

Сообщение цели занятия

3

Анализ образца педагога

  • Рассматривание работ педагога.
  • Вариативный показ.

4

Объяснение с показом на доске последовательности выполнения задания

 

Пояснение способов изображения.

5

Закрепление последовательности выполнения

Проводится в форме беседы по вопросам или по специальным карточкам.

6

Физминутка

Пальчиковая гимнастика.

7

Самостоятельная работа детей

Прием «Повтори узор».

8

Коллективный просмотр

Обсуждение работ детей педагогом и воспитанниками.

9

Итог

Выставка работ. Итоговая беседа о росписи.


 

На первом занятии комплекса – «Мезенские прописи» дети знакомятся с мезенской росписью, историей ее возникновения, географическим месторасположением, характерными чертами.

Мезенская роспись – вид народного творчества, сохранивший архаичные черты, поражает скупостью изобразительных средств, цветовой сдержанностью.

 

Занятие 2

Тема: «Узоры в прямой клетке».

Цель: Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

 

Ход занятия

№ п/п

 

Этапы

 

Методы и приемы

1

Вводная беседа

 

Словарная работа: «орнамент», «геометрический орнамент»

2 – 6

См. Занятие 1.

7

Самостоятельная работа детей

 

Прием «Нарисуй такую же картинку»

8

См. Занятие 1

9

Итог занятия

Выставка работ. Закрепление усвоенных терминов.


 

На занятии «Узоры в прямой клетке» дети знакомя


Информация о работе Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста