Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 22:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей мезенской росписи как средства ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме
- дать характеристику мезенской народной росписи и методике ознакомления детей с мезенским промыслом.
Введение
1. Народное декоративно - прикладное искусство
в воспитании детей дошкольного возраста
Значение народного декоративно - прикладного искусства для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Виды декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с мезенским промыслом
2.1. Возникновение и особенности мезенской росписи
2.2. Символика и семантика мезенской росписи
2.3.Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской
росписью
Заключение
Литература
- Прием акцентирования. Например:
используется движение руки - очерчивающий
жест для выделения элементов
узора на предмете, определения
расположения их на листе
- Прием моделирования. Формируется умение
расположить элементы узора, происходит
поиск вариантов построения композиции.
Например: прежде чем нарисовать узор,
дети выкладывают варианты узоров на плоскости,
подбирая композиционное и цветовое сочетание.
- Прием комментирования действий детей в речи. Взрослые и дети проговаривают действия при воспроизведении элемента в процессе рисования. Например: «Завиток ведем вверх, теперь вниз».
Итак, все перечисленные приемы используются во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации, лепке. Перед педагогами стоит задача - построить работу так, чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку и, самое главное, почувствовать радость творчества. По убеждению Л. С. Выготского, интенсивное развитие воображения у дошкольников в изодеятельности как «основы творчества, создания нового» является существенным фактором становления личности, таким же значимым, как «формирование устойчивых и соподчиненных мотивов» [3;33].
О необходимости занятий художественным творчеством на основе народного искусства, способствующего удовлетворению потребностей детей в самоутверждении, говорят исследования, выполненные под руководством Т. С. Комаровой.[7;26].
В процессе художественно-эстетического воспитания предусматривается возможность интегрирования различного содержания воспитательно-образовательной работы с детьми на материале народного искусства.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том что знакомство детей с мезенской роспись оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер мезенского промысла ,его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом. Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма ,национальной гордости, высокой гражданственности .Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Заключение
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.
Знакомясь с изделиями народных промыслов, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность любить и радоваться жизни.
Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребёнка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.
Использование народно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей. Народное искусство несет в себе конкретные образы, доступно и интересно дошкольнику. Оно воздействует на чувства ребенка естественно и ненавязчиво, воспитывает эстетический вкус дошкольника. Одним из видов народного промысла, доступным освоению старшими дошкольниками, является мезенская народная роспись.
Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике; это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи – весьма увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием.
Литература
1. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика – Синтез, ТЦ «Сфера», 2004.
2. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество/под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: «Владос», - 2000.
3. Забельская Г.В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка/Г.В. Забельская//Гуманитарные науки. Педагогика. – 2012. - №3(23). – с.137.
4. Знакомство дошкольников
с мезенской росписью (программа
приобщения дошкольников к
5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество/Т.С.Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006, - 196 с.
6. Миловский А.С. Народные промыслы. – М.: Мысль, - 2000.
7. Мироненко М. Палащельская роспись. – Архангельск.: ЗАО «Арханг. Печатный двор», - 2000
8. Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера»/Л.А. Изместьева. – Архангельск, - 2008.
9. Народное искусство в воспитании детей: книга для пед. Дош. Учр., учителей нач. классов, руковод. Худ. Студий / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, - 2000, - 256 с.
10. Некрасова М.Д. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. искусство, 1983. – 344 с.
11. Сакулина Н.П. Развитие
художественно-творческих спосо
12. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду: книга для восп.дет.сада /А.П.Усова. – М.: Просвещение, 2005. – 78 с.
13. Флерина Е.А. Детское изобразительное творчество. – М., 2006.
Приложение 1.
Техника выполнения графических элементов мезенской росписи
К графическим элементам мезенской росписи относятся линии разнообразной формы: прямые, волнистые, спиралевидные и т.д.
Прямые и волнистые линии наносятся черной тушью при помощи палочки (заточенной спички) с одинаковым нажимом, на одном и том же расстоянии, в направлении, заданном в квадрате и прямоугольнике. Штрихи должны быть одного размера, выполняться с одинаковым нажимом, вписываться в заданную форму.
Элементы выполняются черной тушью при помощи палочки на одном и том же расстоянии, с одинаковым нажимом, вписываются в полосу. При выполнении элементов проводить прямые и волнистые линии, используя вращательные движения руки.
Наклонные вертикальные линии проводятся для образования косых клеток. Узоры в клетках выполняются по заданному образцу, с одинаковым нажимом, на одном расстоянии.
Деревья. Стволы и веточки деревьев и цветов выполняются палочкой, черной тушью. Цветы и листья выполняются гуашью, используя кисть. Необходимо работать всей плоскостью кисти, проводить широкий мазок или использовать примакивание.
Лошадь. Горизонтальную линию провести кончиком кисти с легким нажимом (красным цветом). Вращательным движением сильным нажимом кисти провести широкий мазок, описывая полукруг. Провести вертикальную линию дугообразно, совмещая ее нижний конец с началом горизонтальной линии, получив легкий изгиб шеи. Аналогично описать второй полукруг. После высыхания подмалевка с помощью палочки и черной туши выполнить гриву, ноги, хвост, используя штрихи и волнистые линии.
Утки и лебеди. Используя вращательные движения и нажим кисти, выполнить шею и туловище птицы. Крылья, хвост, клюв выполнить, используя черную тушь и палочку.
Приложение 2.
Комплекс занятий по мезенской росписи
Методику разработала педагог дополнительного образования Матюко в
Занятие 1
Тема: «Мезенские прописи».
Цель: Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.
Ход занятия
№ п/п |
Этапы |
Методы и приемы |
1 |
Вводная беседа |
Рассматривание иллюстраций, репродукций, произведений, выполненных в стиле мезенской росписи. Привлечение эмоционального, бытового личного опыта детей. |
2 |
Сообщение цели занятия | |
3 |
Анализ образца педагога |
|
4 |
Объяснение с показом на доске последовательности выполнения задания |
Пояснение способов изображения. |
5 |
Закрепление последовательности выполнения |
Проводится в форме беседы по вопросам или по специальным карточкам. |
6 |
Физминутка |
Пальчиковая гимнастика. |
7 |
Самостоятельная работа детей |
Прием «Повтори узор». |
8 |
Коллективный просмотр |
Обсуждение работ детей педагогом и воспитанниками. |
9 |
Итог |
Выставка работ. Итоговая беседа о росписи. |
На первом занятии комплекса – «Мезенские прописи» дети знакомятся с мезенской росписью, историей ее возникновения, географическим месторасположением, характерными чертами.
Мезенская роспись – вид народного творчества, сохранивший архаичные черты, поражает скупостью изобразительных средств, цветовой сдержанностью.
Занятие 2
Тема: «Узоры в прямой клетке».
Цель: Знакомство с простым геометрическим орнаментом.
Ход занятия
№ п/п |
Этапы |
Методы и приемы |
1 |
Вводная беседа |
Словарная работа: «орнамент», «геометрический орнамент» |
2 – 6 |
См. Занятие 1. | |
7 |
Самостоятельная работа детей |
Прием «Нарисуй такую же картинку» |
8 |
См. Занятие 1 | |
9 |
Итог занятия |
Выставка работ. Закрепление усвоенных терминов. |
На занятии «Узоры в прямой клетке» дети знакомя