Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:35, курсовая работа
Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели – обеспечение нового современного качества образования. Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к профессиональной подготовке педагогов. Одним из таких требований к личности и деятельности учителя является исследовательская компетентность, под которой мы понимаем интегральную характеристику личности будущего учителя, проявляющуюся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей педагогической деятельности и к себе как её субъекту.
Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.Теоретические основы научно-исследовательской компетентности учителя ….....................................................................................................6
1.1 Сущность понятий «исследовательская компетенция» и «исследовательская компетентность» ………………………………………6
1.2 Особенности научно-исследовательской компетентности современного учителя ………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. Экспериментальные основы научно-исследовательской деятельности современного учителя………………………………………..15
2.1 Диагностика научно-исследовательской компетенции современного учителя ………………………………………………………………………..15
2.2 Пути формирования научно-исследовательской компетенции современного учителя ……………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27
В плане определения критериев заслуживает внимания методологические требования учета целостной личности. Принимая во внимание данное требование, мы позволили себе в качестве критерия сформированности исследовательской компетентности использовать комплексный показатель, выступающий как система отражения сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, конативного, оценочно-рефлексивного компонентов.
- Мотивационно-ценностный (осознание значимости исследований; сформированность системы ценностных ориентаций на исследовательскую деятельность);
-когнитивный (глубина и прочность усвоения системы знаний, степень осведомленности о сущности исследовательской компетентности и ее роли в профессиональной деятельности);
- конативный (готовность к исследовательской деятельности);
Мотивационно-ценностный |
Когнитивный |
Конативный |
Оценочно-рефлексивный |
Осознание значимости развития исследовательской компетентности как компонента профессионально-субъектной позиции; потребность самосовершенствования в области исследовательской подготовки; осознание значимости исследований; переживание несоответствия уровня исследовательской компетентности определенным требованиям. |
Знание сути и назначения исследования; система профессиональных и методологических знаний; знание сущности и назначения исследовательской компетентности |
Умение изучать, анализировать; умение оценивать себя как исследователя; умение прогнозировать результаты своей деятельности; умение проводить опытно-экспериментальную работу |
Способность к рефлексивной оценке результатов своей деятельности; осуществление самоконтроля, нахождение ошибок в своем исследовании и способность их устранить; способность выступать с результатами исследования |
Компоненты уровни |
Мотивационно-ценностный |
Когнитивный |
Конативный |
Оценочно-рефлексивный |
Низкий |
Ситуативное пассивное положительное отношение к исследовательской деятельности |
Затруднения в выполнении исследовательских заданий, связанные с недостатком знаний. Выполнение исследовательских заданий, исходя из обыденных представлений. |
Нечеткое представление о целях и результате осуществления исследовательской деятельности; ситуативный способ осуществления деятельности |
Отсутствие способности оценить результаты своего исследования |
Средний |
Активное и сознательное отношение к исследовательской деятельности |
Присутствие отдельных творческих элементов при выполнении исследовательских заданий. |
Присутствие значимых целей и активно-действенный характер исследовательской деятельности |
Присутствие способности к оценочно-рефлексивной деятельности |
Высокий |
Положительное отношение к исследовательской деятельной деятельности, высокая степень активности |
Творческо-поисковый подход при выполнении заданий исследовательского характера |
Субъектный характер освоения исследовательской деятельности |
Наличие способности к оценочно-рефлексивной деятельности |
Информация о работе Научно-исследовательская компетентность современного учителя