Исследовательская компетентность
является одним из стержневых элементов
учителя, определяющим успешность его
профессиональной деятельности. Исследовательская
деятельность стимулирует учителя на
перевод знаний, умений и навыков, полученных
при изучении дисциплины, на уровень межпредметных
связей. Учителя, таким образом, овладевают
исследовательской компетентностью. Способность
к самоанализу своей деятельности и возникающих проблем,
к постановке на их основе целей и задач
исследовательской деятельности составляет
рефлексивный компонент готовности к
исследовательской деятельности специалиста.
Учитель направляет свои усилия на развитие
таких важных качеств, как творческое
мышление, ответственность, умение отстаивать
свою точку зрения, и личностные качества.
Подготовленные таким образом учителя
обладают исследовательской компетентностью,
которая способствует их конкурентоспособности.
2.2 Пути формирования
научно-исследовательской компетенции
современного учителя
Формирование научно-исследовательской
компетентности учителя на этапах его
непрерывного педагогического образования
осуществляется через построение и реализацию
индивидуальной образовательной траектории.
При работе со студентами средством является
система спецкурсов по единой проблеме
«Современный учитель – учитель-исследователь»,
рассматриваемая как инновационный способ
конструирования педагогического процесса
в вузе на основе учебно-научно-исследовательской
деятельности студентов, направленная
на углубленное изучение студентами одной
из педагогических проблем на протяжении
всех пяти лет обучения в вузе, «ведущая»
студента к будущей профессиональной
деятельности. Система спецкурсов по единой
проблеме включает пять спецкурсов: «Методы
педагогического исследования», «Система
методов педагогического исследования»,
«Процесс педагогического исследования.
Информационно-нацеливающий курс», «Процесс
педагогического исследования. Организационно-аналитический
курс», «Студент-исследователь – педагогу-практику».
Существенной особенностью технологии
проведения системы спецкурсов является
последовательность и глубина включения
каждого студента в исследовательский
процесс посредством «ведущего методического
звена» на каждом из этапов. Совокупность
этапов составляет единство восхождения
от незнания к знанию, от простого к сложному,
от низкого уровня к более высокому. Оптимальным
вариантом формирования научно-исследовательской
компетентности будущих учителей является
следующая организационная парадигма:
Апробация метода педагогического
исследования
|
à |
Апробация комплекса методов
педагогического исследования |
à |
Моделирование
процесса педагогического
исследования в искусственных условиях |
à |
|
à |
Апробация модели педагогического
исследования в естественных условиях |
à |
Подготовка и защита результатов
педагогического исследования |
Основная идея технологии формирования
научно-исследовательской компетентности
современного учителя основана на том,
что каждый студент в своем профессиональном
становлении проходит свой путь. Следовательно,
и реализуемые педагогические влияния
должны способствовать индивидуальному
поступательному движению каждого учителя
в прохождении этого пути, учитывать индивидуальные
особенности каждой личности. Выстраивание
индивидуальной траектории будущего учителя
осуществляется на основе мониторинга
процесса формирования его научно-исследовательской
компетентности. [9, c. 28-30]
Развитие научно-исследовательской
компетентности современного учителя
заключается в постоянном обогащении
педагогических знаний, в том числе в области
педагогического исследования, в вовлечении
учителей в научно-исследовательскую
деятельность, в «погружении» в исследовательское
пространство через взаимодействие с
учеными разного уровня (от аспирантов
до теоретиков-исследователей) с целью
развития устойчивой потребности в научно-исследовательской
деятельности. Технологической основой
формирования научно-исследовательской
компетентности учителя-практика является
разработка и реализация индивидуальной
образовательной траектории через «включение»
учителей в научно-исследовательское
пространство. Научно-исследовательское
пространство мы рассматриваем как часть
среды, в которой взаимодействие множества
субъектов, объединенных по доброй воле,
характеризуется установленными диалоговыми
связями в рамках научно-исследовательской
деятельности с целью профессионального
и делового общения. Средствами «включения»
являются: а) курсы повышения квалификации
по проблемам формирования научно-исследовательской
компетентности учителя, моделирующие
пространство профессиональной и научно-исследовательской
деятельности; б) «пилотный» проект поисково-исследовательской
работы в конкретном образовательном
учреждении. Суть «пилотного» проекта
состоит в создании научно-исследовательского
пространства в образовательном учреждении
в ходе профессионального общения поисково-исследовательской
группы из 3-5 и более человек по поводу
выполнения исследовательских план-заданий
в рамках единого мета-проекта. Поисково-исследовательская
группа является «точкой отсчета» для
формирования научно-исследовательской
компетентности педагогического коллектива;
в) проблемная лаборатория, дающая возможность
расширения круга профессионального и
делового общения учителя в научно-исследовательском
пространстве. При этом деловое общение
рассматривается как целенаправленное
взаимодействие субъектов профессиональной
деятельности по непосредственному и
опосредованному созданию продукта научной
деятельности. Целенаправленная работа
по формированию научно-исследовательской
компетентности учителей-практиков основывается
на идее стратификации повышения квалификации
и предполагает выявление конкретных
групп (слоев, страт) на системной гностической
базе и научно-методическое обеспечение
развития исследовательской компетентности
по стратам. [22]
Заключение
В заключение следует отметить,
что исследовательская компетентность
учителя является качеством, характеристикой
его личности, определяется суммой знаний,
умений и навыков, личностных качеств,
приобретаемых в процессе обучения и исследовательской
деятельности, определяет готовность
будущего учителя к их использованию в
профессиональной деятельности.
Исследовательская компетентность
учителя проявляется в самоуверенности,
в самореализации, в постижении смысла
исследовательской деятельности.
Исследовательская компетентность
является педагогической ценностью. Она
предполагает наличие у учителя ценностного
отношения к исследовательской деятельности,
самому себе как её субъекту. Она предполагает
наличие не только умений изучать действительность
в её существенных связях и отношениях,
но и получать новые знания, реализовывать
исследовательскую деятельность.
Основываясь на компетентностный
подход, мы определили, что понятие «исследовательская
компетентность» – это целостная, интегральная
характеристика личности будущего учителя,
проявляющаяся в его готовности занять
активную исследовательскую позицию по
отношению к своей деятельности и себе
как её субъекту с целью переноса смыслового
контекста деятельности от функционального
к преобразующему.
Опираясь на системное
понимание исследовательской компетенции
и выделенных компонентов, мы определили
следующие критерии:
- Мотивационно-ценностный (осознание
значимости исследований; сформированность
системы ценностных ориентаций на исследовательскую
деятельность);
-когнитивный (глубина и прочность
усвоения системы знаний, степень осведомленности
о сущности исследовательской компетентности
и ее роли в профессиональной деятельности);
- конативный (готовность к исследовательской
деятельности);
- оценочно-рефлексивный (способность
к рефлексивной оценке результатов своей
деятельности).
Имея обобщающий характер и
указывая на целостность процесса формирования
исследовательской компетентности учителя,
данные критерии соответствуют основным
требованиям.
Мы выделили три уровня сформированности
исследовательской компетентности: низкий,
средний и высокий.
Исследовательская компетентность
является одним из стержневых элементов
учителя, определяющим успешность его
профессиональной деятельности. Научно-исследовательская
деятельность стимулирует педагога на
перевод знаний, умений и навыков, полученных
при изучении дисциплины, на уровень межпредметных
связей. Способность к самоанализу своей
деятельности и возникающих проблем, к
постановке на их основе целей и задач
исследовательской деятельности составляет
рефлексивный компонент готовности к
исследовательской деятельности специалиста.
Учитель направляет свои усилия на развитие
таких важных качеств, как творческое
мышление, ответственность, умение отстаивать
свою точку зрения, и личностные качества.
Подготовленные таким образом учителя
обладают исследовательской компетентностью,
которая способствует их конкурентоспособности.
Развитие научно-исследовательской
компетентности современного учителя
заключается в постоянном обогащении
педагогических знаний, в том числе в области
педагогического исследования, в вовлечении
учителей в научно-исследовательскую
деятельность, в «погружении» в исследовательское
пространство через взаимодействие с
учеными разного уровня (от аспирантов
до теоретиков-исследователей) с целью
развития устойчивой потребности в научно-исследовательской
деятельности.
Литература
Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 327.
- Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 327.
- Богословский В.И. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности // Наука и школа. – 1999. – № 6. – C.35–40.
Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Флинта Наука, 1998. – 168 с.
Введенский, В.Н. Моделирование
профессиональной компетентности педагога
[Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика.
– 2003. – № 10. – С. 51-55.
Воронова, Т.А. К вопросу о критериях
эффективности подготовки педагогов-исследователей
в системе университетского многоуровневого
педагогического образования [Текст] /
Т.А. Воронова // М.Н. Скаткин и современное образование: (Материалы конф.): В 2 т. / Рос. Акад. Образования. Ин-т теории образования и педагогики / Под ред. В.А. Мясникова; Сост.: Л.Б. Прокофьев. – М., 2000. – Т.2. – 379 с.
Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: Академия; АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
Иванов, Д. А. О ключевых компетенциях
и компетентностном подходе в образовании/Школьные технологии. Научно-практический журнал.- №5, 2007.- C. 51 – 62.
Ильязова, М.Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и прикладная задача современного образования [Текст] / М.Д. Ильязова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №7. – С. 28-30.
Комарова Ю.А. Научно-исследовательская
компетентность специалистов: функционально-содержательное
описание // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И.
Герцена. Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь.
– С. 69–77.
Компетенции в образовании:
опыт проектирования [Текст]: сб. науч.
тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое
предприятие « ИНЭК», 2007. – С. 327.
Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 г. [Текст]
// Вестник образования (Приложение). –
2003. – Март. [Сервер МО РФ в Интернете. http://www.informika.ru].
Лаптев, В.В. Научный подход
к построению программ исследования качества
образования /модернизации общего образования на рубеже веков [Текст]: сборник научных трудов / В.В. Лаптев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2001. – С. 3-10.
Лук, А.Н. Личность учёного (Обзор
зарубежных исследований) [Текст] / А.Н.
Лук // Вестник АН СССР, 1977. – №5. – С. 125-134.
Модернизация образования в
России. Хрестоматия [Текст] / под ред. В.А.
Козырева. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.С. Герцена,
2002 . – С. 97
Набиева, Е. В. Современный учитель
- учитель-исследователь [Текст]: курс лекций
/ Е.В. Набиева. - Иркутск: ИПКРО, 2004. - 163 с.
Никонорова, И.Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя [Текст]: дис. к.п.н. / И.Я. Никонорова. – Комсомольск-на-Амуре, 2003. – 192 с.
Осипова, С.И. Развитие исследовательской
компетентности одарённых детей [Текст]
/ С.И. Осипова. – ГОУ ВПО «Государственный
университет цветных металлов и золота»
www.fkgru.ru/conf/17.doc.
Плотникова, Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке [Текст] / Н.И. Плотникова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 327.