Научно-исследовательская компетентность современного учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели – обеспечение нового современного качества образования. Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к профессиональной подготовке педагогов. Одним из таких требований к личности и деятельности учителя является исследовательская компетентность, под которой мы понимаем интегральную характеристику личности будущего учителя, проявляющуюся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей педагогической деятельности и к себе как её субъекту.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.Теоретические основы научно-исследовательской компетентности учителя ….....................................................................................................6
1.1 Сущность понятий «исследовательская компетенция» и «исследовательская компетентность» ………………………………………6
1.2 Особенности научно-исследовательской компетентности современного учителя ………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. Экспериментальные основы научно-исследовательской деятельности современного учителя………………………………………..15
2.1 Диагностика научно-исследовательской компетенции современного учителя ………………………………………………………………………..15
2.2 Пути формирования научно-исследовательской компетенции современного учителя ……………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая Ванюкова Д. (3).docx

— 64.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Исследовательская компетентность является  одним из стержневых элементов учителя, определяющим успешность его профессиональной деятельности.  Исследовательская деятельность стимулирует учителя на перевод знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины, на уровень межпредметных связей. Учителя, таким образом, овладевают исследовательской компетентностью. Способность к самоанализу своей деятельности и возникающих  проблем, к постановке на их основе целей и задач исследовательской деятельности составляет рефлексивный компонент готовности к исследовательской деятельности специалиста. Учитель направляет свои усилия на развитие таких важных качеств, как творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, и личностные качества. Подготовленные таким образом учителя обладают исследовательской компетентностью, которая способствует их конкурентоспособности.

 

2.2 Пути формирования научно-исследовательской компетенции современного учителя

Формирование научно-исследовательской компетентности учителя на этапах его непрерывного педагогического образования осуществляется через построение и реализацию индивидуальной образовательной траектории. При работе со студентами средством является система спецкурсов по единой проблеме «Современный учитель – учитель-исследователь», рассматриваемая как инновационный способ конструирования педагогического процесса в вузе на основе учебно-научно-исследовательской деятельности студентов, направленная на углубленное изучение студентами одной из педагогических проблем на протяжении всех пяти лет обучения в вузе, «ведущая» студента к будущей профессиональной деятельности. Система спецкурсов по единой проблеме включает пять спецкурсов: «Методы педагогического исследования», «Система методов педагогического исследования», «Процесс педагогического исследования. Информационно-нацеливающий курс», «Процесс педагогического исследования. Организационно-аналитический курс», «Студент-исследователь – педагогу-практику». Существенной особенностью технологии проведения системы спецкурсов является последовательность и глубина включения каждого студента в исследовательский процесс посредством «ведущего методического звена» на каждом из этапов. Совокупность этапов составляет единство восхождения от незнания к знанию, от простого к сложному, от низкого уровня к более высокому. Оптимальным вариантом формирования научно-исследовательской компетентности будущих учителей является следующая организационная парадигма:

 

Апробация метода педагогического исследования

 

à

Апробация комплекса методов педагогического исследования

 

à

Моделирование      процесса       педагогического     исследования в искусственных  условиях

 

à

 

à

Апробация модели педагогического  исследования в естественных условиях

à

Подготовка и защита результатов педагогического  исследования


 

 

Основная идея технологии формирования научно-исследовательской компетентности современного учителя основана на том, что каждый студент в своем профессиональном становлении проходит свой путь. Следовательно, и реализуемые педагогические влияния должны способствовать индивидуальному поступательному движению каждого учителя в прохождении этого пути, учитывать индивидуальные особенности каждой личности. Выстраивание индивидуальной траектории будущего учителя осуществляется на основе мониторинга процесса формирования его научно-исследовательской компетентности. [9, c. 28-30]

 Развитие научно-исследовательской  компетентности современного учителя заключается в постоянном обогащении педагогических знаний, в том числе в области педагогического исследования, в вовлечении учителей в научно-исследовательскую деятельность, в «погружении» в исследовательское пространство через взаимодействие с учеными разного уровня (от аспирантов до теоретиков-исследователей) с целью развития устойчивой потребности в научно-исследовательской деятельности. Технологической основой формирования научно-исследовательской компетентности учителя-практика является разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории через «включение» учителей в научно-исследовательское пространство. Научно-исследовательское пространство мы рассматриваем как часть среды, в которой взаимодействие множества субъектов, объединенных по доброй воле, характеризуется установленными диалоговыми связями в рамках научно-исследовательской деятельности с целью профессионального и делового общения. Средствами «включения» являются: а) курсы повышения квалификации по проблемам формирования научно-исследовательской компетентности учителя, моделирующие пространство профессиональной и научно-исследовательской деятельности; б) «пилотный» проект поисково-исследовательской работы в конкретном образовательном учреждении. Суть «пилотного» проекта состоит в создании научно-исследовательского пространства в образовательном учреждении в ходе профессионального общения поисково-исследовательской группы из 3-5 и более человек по поводу  выполнения исследовательских план-заданий в рамках единого мета-проекта. Поисково-исследовательская группа является «точкой отсчета» для формирования научно-исследовательской компетентности педагогического коллектива; в) проблемная лаборатория, дающая возможность расширения круга профессионального и делового общения учителя в научно-исследовательском пространстве. При этом деловое общение рассматривается как целенаправленное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности по непосредственному и опосредованному созданию продукта научной деятельности. Целенаправленная работа по формированию научно-исследовательской компетентности учителей-практиков основывается на идее стратификации повышения квалификации и предполагает выявление конкретных групп (слоев, страт) на системной гностической базе и научно-методическое обеспечение развития исследовательской компетентности по стратам. [22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение следует отметить, что исследовательская компетентность учителя является качеством, характеристикой его личности, определяется суммой знаний, умений и навыков, личностных качеств, приобретаемых в процессе обучения и исследовательской деятельности, определяет готовность будущего учителя к их использованию в профессиональной деятельности.

Исследовательская компетентность учителя проявляется в самоуверенности, в самореализации, в постижении смысла исследовательской деятельности.

Исследовательская компетентность является педагогической ценностью. Она предполагает наличие у учителя ценностного отношения к исследовательской деятельности, самому себе как её субъекту. Она предполагает наличие не только умений изучать действительность в её существенных связях и отношениях, но и получать новые знания, реализовывать исследовательскую деятельность.

Основываясь на компетентностный подход, мы определили, что понятие «исследовательская компетентность» – это целостная, интегральная характеристика личности будущего учителя, проявляющаяся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как её субъекту с целью переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразующему.

    Опираясь на системное понимание исследовательской компетенции и выделенных компонентов, мы определили следующие критерии:

 

 - Мотивационно-ценностный (осознание  значимости исследований; сформированность системы ценностных ориентаций на исследовательскую деятельность);

 

 -когнитивный (глубина и прочность усвоения системы знаний, степень осведомленности о сущности исследовательской компетентности и ее роли в профессиональной деятельности);

 

 - конативный (готовность к исследовательской деятельности);

- оценочно-рефлексивный (способность к рефлексивной оценке результатов своей деятельности).

Имея обобщающий характер и указывая на целостность процесса формирования исследовательской компетентности учителя, данные критерии соответствуют основным требованиям.

Мы выделили три уровня сформированности исследовательской компетентности: низкий, средний и высокий.

Исследовательская компетентность является  одним из стержневых элементов учителя, определяющим успешность его профессиональной деятельности.  Научно-исследовательская деятельность стимулирует педагога на перевод знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины, на уровень межпредметных связей. Способность к самоанализу своей деятельности и возникающих  проблем, к постановке на их основе целей и задач исследовательской деятельности составляет рефлексивный компонент готовности к исследовательской деятельности специалиста. Учитель направляет свои усилия на развитие таких важных качеств, как творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, и личностные качества. Подготовленные таким образом учителя обладают исследовательской компетентностью, которая способствует их конкурентоспособности.

Развитие научно-исследовательской компетентности современного учителя заключается в постоянном обогащении педагогических знаний, в том числе в области педагогического исследования, в вовлечении учителей в научно-исследовательскую деятельность, в «погружении» в исследовательское пространство через взаимодействие с учеными разного уровня (от аспирантов до теоретиков-исследователей) с целью развития устойчивой потребности в научно-исследовательской деятельности.

 

 

 

Литература

  1.     Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 327.

  1.   Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 327.
  2. Богословский В.И. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности // Наука и школа. – 1999. – № 6. – C.35–40.
  1. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Флинта Наука, 1998. – 168 с.

  1. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.

  1. Воронова, Т.А. К вопросу о критериях эффективности подготовки педагогов-исследователей в системе университетского многоуровневого педагогического образования [Текст] / Т.А. Воронова // М.Н. Скаткин и современное образование: (Материалы конф.): В 2 т. / Рос. Акад. Образования. Ин-т теории образования и педагогики / Под ред. В.А. Мясникова; Сост.: Л.Б. Прокофьев. – М., 2000. – Т.2. – 379 с.

  1. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: Академия; АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

  1. Иванов, Д. А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании/Школьные технологии. Научно-практический журнал.- №5, 2007.- C. 51 – 62.

  1. Ильязова, М.Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и прикладная задача современного образования [Текст] / М.Д. Ильязова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №7. – С. 28-30.

  1. Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь. – С. 69–77.

  1. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие « ИНЭК», 2007. – С. 327.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Вестник образования (Приложение). – 2003. – Март. [Сервер МО РФ в Интернете. http://www.informika.ru].

  1. Лаптев, В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования /модернизации общего образования на рубеже веков [Текст]: сборник научных трудов / В.В. Лаптев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 3-10.

  1. Лук, А.Н. Личность учёного (Обзор зарубежных исследований) [Текст] / А.Н. Лук // Вестник АН СССР, 1977. – №5. – С. 125-134.

  1. Модернизация образования в России. Хрестоматия [Текст] / под ред. В.А. Козырева. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.С. Герцена, 2002 . – С. 97

  1. Набиева, Е. В. Современный учитель - учитель-исследователь [Текст]: курс лекций / Е.В. Набиева. - Иркутск: ИПКРО, 2004. - 163 с.

  1. Никонорова, И.Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя [Текст]: дис. к.п.н. / И.Я. Никонорова. – Комсомольск-на-Амуре, 2003. – 192 с.

  1. Осипова, С.И. Развитие исследовательской компетентности одарённых детей [Текст] / С.И. Осипова. – ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» www.fkgru.ru/conf/17.doc.

  1.  Плотникова, Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке [Текст] / Н.И. Плотникова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 327.

Информация о работе Научно-исследовательская компетентность современного учителя