Нестандартное построение уроков биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.
Задачи исследования:
Проанализировать учебную и методическую литературу по применению форм обучения;
Определить формы нестандартных уроков для школьников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1.Формы организации обучения
1.2.Урок-основная форма обучения
1.3.Типы и виды уроков
1.3.1.Вводный урок
1.3.2.Уроки, раскрывающие содержания темы
1.3.3.Обобщающий урок
1.4.Нестандартные уроки биологии
1.5. Классификация нестандартных уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

 

 

Кафедра методики преподавания

биологии и экологии

 

 

 

НЕСТАНДАРТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ

 

 

 

Курсовая работа

студентки 4 курса биологического факультета

Озеровой Елены Вячеславовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент                                                             А.С. Малыгина


 

Зав. кафедрой

канд. биол. наук, доцент                                                          Т.Б. Решетникова


 

 

 

 

Саратов-2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.Формы организации обучения

1.2.Урок-основная форма обучения

1.3.Типы и виды уроков

1.3.1.Вводный урок

1.3.2.Уроки, раскрывающие  содержания темы

1.3.3.Обобщающий урок

1.4.Нестандартные уроки  биологии

1.5. Классификация нестандартных  уроков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ориентация современной школы  на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они  формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной  деятельности, оказывают эмоциональное  воздействие на детей, благодаря  чему у них формируются более  прочные, глубокие знания. Особенности  нестандартных уроков заключаются  в стремлении учителей разнообразить  жизнь школьника: вызвать интерес  к познавательному общению, к  уроку, к школе; удовлетворить потребность  ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и  других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона  в построении методической структуры  занятия. И в этом заключается  их положительная сторона. Но из таких  уроков невозможно построить весь процесс  обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Цель работы: развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать учебную и методическую литературу по применению форм обучения;
  2. Определить формы нестандартных уроков для школьников;

 

 

    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.Формы организации обучения

Формы организации обучения (организационные  формы) -- это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериями: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др.

         По первому  критерию выделяются:

    • массовые
    • коллективные
    • групповые
    • микрогрупповые
    • индивидуальные формы обучения.

По месту учебы:

    • школьные
    • внешкольные

К школьным относятся занятия в  школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а к внешкольным -домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.

          По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), сокращенные уроки (30--35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности (Пономарева, 2003).

История развития школы знает различные  системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (средневековье), взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100-- 150 чел.), 20% -- в малых (10--15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу (Верзилин,1976).

Наибольшее распространение в  нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся  уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я.А. Коменский (Конюшко, 2004).

Классно-урочную форму организации  обучения отличают следующие особенности:

    • постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
    • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
    • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
    • каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
    • постоянное чередование уроков (расписание);
    • руководящая роль учителя (педагогическое управление);
    • применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет  ряд преимуществ по сравнению  с другими формами, в частности  индивидуальной: она отличается более  строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с  большой группой учащихся, создает  благоприятные предпосылки для  взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность; главный среди них - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

 

        1. Урок – основная форма обучения

Более или менее  законченный отрезок процесса в  классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н. М. Верзилина, "урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий" (Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М., 1974).

Все обучение биологии, вся система  компонентов содержания, методов, средств  обучения и воспитания реализуются  в первую очередь на уроке. Качество воспитания и обучения школьников во многом будет зависеть от того, как  проводится урок.

Особенность этой формы обучения заключается  в том, что учащиеся одного возраста  и одинакового  уровня подготовки объединяются в постоянные учебные  группы (классы). Учебный материал предмета распределяется по курсам (классам) с  учетом возраста и подготовленности учащихся (биология для 6-11 классов), а каждый курс биологии делится на отдельные порции учебного материала – уроки, темы которых расположены в определенной логической последовательности (Конюшко, 2004). Однако урок это не только определенная доза учебного содержания, которой овладевает ученик  в течении определенного времени, но и особая организация учебной деятельности, характеризующаяся постоянным составом учащихся, конкретным учителем, установленной длительностью занятий (45 мин), постоянным местом обучения (кабинет биологии или классное помещение). На уроке обучение идет по определенной программе, единой для всех учащихся, а учитель руководит целенаправленной познавательной деятельностью всего коллектива с учетом особенностей каждого ученика.

Урок – основная форма организации  учебно-воспитательной работы учителя  с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовки коллективом учащихся – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении (Назарова,1997).

Особенности школьного  урока:

урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

  • дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
  • определенное организационное начало и постановка задач урока;
  • актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
  • объяснение нового материала;
  • закрепление или повторение изученного на уроке;
  • контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
  • подведение итогов урока;
  • задание на дом;
  • содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
  • каждый урок является звеном в системе уроков;
  • урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
  • основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены  его целью и местом в целостной  системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе  учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

 

    1. Типы и виды уроков.

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие  закономерности он должен учитывать  в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

Вопросу типологии урока  посвящено много исследований по методике биологии. В качестве оснований  для классификации авторы брали  разные признаки. Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим  целям. В ней выделялись следующие  типы уроков:

    • формирование умений и навыков;
    • обобщение и систематизация знаний;
    • повторение, закрепление знаний, умений и навыков;
    • контрольно-проверочные;
    • комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.

Типы уроков определялись также из главной дидактической  задачи - усвоения новых знаний и  умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов  уроков:

1) изучение нового материала; 

2) совершенствование и  применение теоретических знаний  и умений:

3) обобщение и систематизация  знаний;

4) контрольно-учетные; 

5) смешанные или комбинированные. 

В основу другой классификации  были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ и т. п.

Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с  материалом, образование понятий, тренировочные  и др. Н.М.Верзилин отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам  их проведения (практические, наглядные, словесные).

Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Верзилин,1976).

Различаются такие типы уроков:

Информация о работе Нестандартное построение уроков биологии