Нестандартное построение уроков биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.
Задачи исследования:
Проанализировать учебную и методическую литературу по применению форм обучения;
Определить формы нестандартных уроков для школьников;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1.Формы организации обучения
1.2.Урок-основная форма обучения
1.3.Типы и виды уроков
1.3.1.Вводный урок
1.3.2.Уроки, раскрывающие содержания темы
1.3.3.Обобщающий урок
1.4.Нестандартные уроки биологии
1.5. Классификация нестандартных уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

1) вводные; 

2) раскрывающие содержание темы;

3) заключительные, или обобщающие.

 Таблица 1. Соотношение типов и видов уроков по биологии.

Тип урока

Вид урока

Вводный

Урок-беседа, комбинированный  урок, проблемный урок.

Раскрывающий содержание темы

Комбинированный урок, кино-урок, урок-беседа, урок лабораторной работы, урок-лекция, урок-семинар, игровой  урок (урок-ролевая игрв).

Заключительный или обобщающий

Урок обобщения, урок конференция, урок экскурсия, урок-семинар, урок-беседа, урок-зачет, контрольно-проверяющий  урок


 

Многообразие уроков в  существующей практике обучения значительно  шире всех существующих классификаций, к тому же далеко не всегда удается  наблюдать в чистом виде урок, который  может быть отнесен к какому-либо из приведенных здесь типов. В связи с этим обозначилась тенденция подразделения типов уроков на их виды. Виды уроков отражают их разнообразие в пределах того или иного типа.

1.3.1. Вводный урок.

Основная функция урока  вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми  и новыми знаниями, в возбуждении  интереса к новым изучаемым проблемам  по биологии. Этот урок выполняет организационную  роль. Необходимо также учитывать, что  вводные уроки должны возбуждать интерес учащихся к познанию, поэтому  важно начинать каждую тему с интересного  вопроса, привлекающего внимание учащихся, или с постановки проблемы, решение  которой будет осуществляться в  процессе изучения всей темы или на данном уроке. Так, при изучении органов  цветковых растений тему "Семя" можно начать с сообщения о  семени сейшельской пальмы, размеры которого составляют 45 - 60 см, а масса достигает 20 кг. Изучение простейших можно начать с высказывания о том, что биология и в настоящее время затрудняется определить: жгутиконосцы - это животные или растения. А тему об основе учения о наследственности и изменчивости можно начать с рассказа о монахе Грегоре Менделе (Андреев,2000).

 

1.3.2. Уроки, раскрывающие содержания темы

          На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового.

Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает  следующие этапы: 1) организационный  момент; 2) проверка знаний (опрос или  проверка выполнения домашнего задания); 3) изложение нового материала; 4) закрепление  изученного материала; 5) задание на дом.

Соотношение времени разных этапов урока изменяется в зависимости  от возраста учащихся, от объема изучаемой  информации, от подготовленности учащихся. Так, в 6 - 8 классах больше времени  отводится на закрепление нового материала, а в старших классах - на его изучение. Причем возрастные особенности учащихся 6 - 8 классов требуют более частой смены видов учебной деятельности, чем старших классов. В практике преподавания биологии существуют уроки, проводимые как обсуждение проблемы или как лекция, конференция и др. Однако в большинстве случаев все этапы урока имеют более или менее ограниченное целями и содержанием время: на контроль знаний обычно отводится не более 15 - 20 мин, на изложение нового материала - не менее 20 мин, на закрепление - около 5 мин.

Структура уроков данного  типа может изменяться (и распределение  времени урока тоже) в зависимости  от содержания учебного материала, условий  и подготовленности учащихся. Так, в  структуре некоторых уроков может  полностью отсутствовать проверка домашнего задания, воспроизведение  опорных знаний, например, при изучении совершенно незнакомого для учащихся объемного материала (Пономарева,2003).

 

1.3.3. Обобщающий урок

Задачи обобщающего урока  очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных  элементов целостной системы  понятий, восполнить пробелы в знаниях  на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие  идеи темы, подведены итоги и сделаны  выводы.

Обобщающие уроки позволяют  сосредоточить внимание учащихся на мировоззренческих идеях, способствуют более осмысленному усвоению учащимися  предшествующего материала, систематизации полученных знаний, создают предпосылки для активного изучения новых (Пономарева,2003).

Проводятся обобщающие уроки  после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать  и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную  систему. В целях обобщения и  систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам: урок-объяснение, урок лабораторной работы, киноурок, урок с использованием телевизионных передач или урок-семинар. Для всех обобщающих уроков разных видов характерно акцентирование на основных и наиболее трудных вопросах.  

  Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов:

1) постановка задач; 

2) повторение основных  вопросов темы;

3) выявление ведущих идей  и систематизация знаний вокруг  основополагающих понятий, их  дальнейшее развитие и углубление;

4) обсуждение наиболее  трудного и важного материала; 

5) подведение итогов. Знания  учащихся оцениваются на всех  этапах обобщающего урока. 

1.4. Нестандартные уроки биологии

С середины 70-х гг. в отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного  труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так  называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение  и удержание интереса учащихся к учебному труду (Трофимова,2003).

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие  очень широкое. Оно включает целый  ряд признаков, позволяющих отграничить  задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

    • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
    • необычные условия работы;
    • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых  надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и  других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные  по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные  учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки  следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную  форму работы, вводить их в систему  нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного  труда, невысокой результативности и другого (Назарова,1997).

 

 

1.4.1. Формы нетрадиционных  уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких  занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

          Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

 

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

 

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

 

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

 

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

 

5. Уроки, опирающиеся на  фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз,  урок-подарок от Хоттабыча.

 

6. Уроки, основанные на  имитации деятельности учреждений  и организаций: суд, следствие,  трибунал, цирк, патентное бюро, ученый  Совет.

 

7. Перенесенные в рамках  урока традиционные формы внеклассной  работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

 

8. Интегрированные уроки.

 

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

 

Уроки типа КВН.

Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и стали  популярными. Область их применения – преимущественно повторение тем  и разделов. Соревнование состоит  из пяти конкурсов-этапов (Сорокина,2000).

I этап – разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме; один ученик начинает рассказ, второй продолжает и т.д.

II этап – конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме.

III этап – решение задач с выбором ответа.

IV этап – конкурс «Угадай». Один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было загадано (например, «молекула»). 

V этап – конкурс «артистов» и «художников». «Художники» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт, «художник» должен его узнать и изобразить рисунком.

VI заключительный этап – подведение итогов.

Дидактические сказки на уроках Биологии.

Не менее интересным примером нестандартного урока служат дидактические  сказки. Чтобы заинтересовать ученика  изучаемым материалом используются различные методы и формы обучения, коим и являются дидактические сказки. 

Они позволяют установить контакт ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки “разговаривают с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления” (Кулицкая,2005).

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи за которых могут только учащиеся. Их можно использовать не только при объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе учащихся (Кулицкая,2005).

Алгоритм дидактической  сказки:

Введение в сказочную  страну, в которой живет одушевленный символ. Рассказ о праве, привычках и жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут  выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное  состояние.

Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и  знаниями может все спасти. Чтобы  восстановить справедливость, нужно  выполнить определенное задание.

Сказка может быть дополнена  наглядными источниками информации, демонстрацией опытов. На уроках биологии целесообразно использовать различные  виды дидактических сказок (Кулицкая,2005).

Сказки – повествования

Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины.

 Сказка – ложный рассказ

Может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме.

Примером подобной сказки может быть «Ложный рассказ об амёбе».

Жила-была в почве амёба  обыкновенная, была она небольшая, всего 50 см., а цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму тела имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амёба было многоклеточная, и все-все её внутреннее пространство занимала цитоплазма. Она не могла двигаться, потому что всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала всем телом на 2-3м. питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а не переваренные остатки выбрасывались наружу в строго определенном месте. Дышала амёба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части; неблагоприятные условия и зиму переносила, впадая в спячку (Максимова, 1985).

Информация о работе Нестандартное построение уроков биологии