Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:06, реферат
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
На первый взгляд
в этой группе способных детей
нет, они проявляют интерес
и активность, но эпизодически
и нерегулярно. У детей есть
интерес, но технические
При проведении
наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
эксперимент – основной
метод исследовательской
диагностика и тестирование
– подбор задач и вопросов,
которые служат для проведения
сравнительно кратковременных
анализ продуктов
метод исследования
личности – совокупность
Целью исследовательской
работы является выявление и
развитие творческих
Задачами исследовательской работы является:
- проведение исследовательской
работы по выявлению
- разработка путей развития
творческих способностей в
- апробирование инновационных
техник в живописи для
Были подобраны критерии
оценивания уровней развития
художественно-творческих
1) способность создания
художественного образа на
2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;
3) способность рационально
применять различные техники
и рисовать живописными
Приоритетным направлением
в диагностике развития
Проводимая исследовательская
работа состояла из трех
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Для проведения
1 –й этап.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить уровень
художественно-творческих
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».
Программное содержание:
закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована
наглядность в виде
Положительным в занятии
было то, что половина детей
справилась с поставленной
Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
№
Имя
ребенка
Увлечен.
темой и
техникой
Способн.
созд. худ.
образ
Способн.
к цвето-
воспр.
Способн.
рацион.
применять
техники
Владение
техникой
изображен.
Знание
основ
цветовед.
1. Дима Б.
2. Максим Г.
3. Ярик Я.
4. Юра К.
5. Влада В.
6. Халид К.
7. Саша Л.
8 Лена М.
9. Настя М.
10. Юля О.
11. Саша П.
12. Эля Р.
13. Настя Р.
14. Женя Ч.
15. Костя Ш.
Условные обозначения:
низкий уровень;
средний уровень;
высокий уровень
Вывод констатирующего
эксперимента: из проведенного эксперимента
видно, что увлеченность темой
и техникой у детей развита
на высоком уровне, способность
создавать художественный
2 –й этап.
Формирующий эксперимент.
Проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Халид К., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.
Цель формирующего
эксперимента: развитие художественно-
При проведении формирующего
эксперимента были
Тема: «Весеннее дерево».
Программное содержание:
закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.
Ход занятия.
В начале занятия
детям были прочитаны
Детям было предложено
описать по прочитанным
Дети активно приступили
к работе, применяя соединение
техник: аппликация из ниток,
Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.
Тема: «Одуванчики в траве».
Программное содержание:
Учить детей представлять
образ цветка в соответствии
с его описанием в
Ход занятия.
В начале занятия
детям были прочитаны
Детей заинтересовало
нестандартное оборудование (зубные
щетки), которое было им предложено
и вызывало неподдельный
Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.
Тема: «Летний пляж».
Программное содержание:
Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.
Ход занятия.
Детям было предложено
оборудование и иллюстративный
материал. В ходе занятия использовалась
музыка, различная по содержанию
и характеру. Был предложен
рисунок-схема с изображением
солнца и волнообразных линий
– некая поверхность, с
Так же были проведены
следующие упражнения: «Времена
года», «Части суток», «Цветной
круг», «Настроение тучек», в ходе
которых было видно, что дети
заинтересованы работой с
3 –й этап.
Итоговый эксперимент.
Цель: выявить уровень
художественно-творческих
Итоговый эксперимент
был проведен в виде
Программное содержание:
Закреплять умение
самостоятельно подбирать
В ходе занятия были
использованы такие методы и
приемы как: рассказ, вопросы,
показ, объяснение, указание, напоминание,
анализ. Детям было предложено
нетрадиционное оборудование и
иллюстративный материал. Также
использовалась музыка для
Дети активно и старательно
выполняли работу. Коллективная
работа получилась очень
Итог подведен в виде таблицы:
№
Имя
ребенка
Увлечен.
темой и
техникой
Способн.
созд. худ.
образ
Способн.
к цвето-
воспр.
Способн.
рацион.
применять
техники
Владение
техникой
изображен.
Знание
основ
цветовед.
1. Дима Б.
2. Максим Г.
3. Ярик Я.
4. Юра К.
5. Влада В.
6. Халид К.
7. Саша Л.
8 Лена М.
9. Настя М.
10. Юля О.
11. Саша П.
12. Эля Р.
13. Настя Р.
14. Женя Ч.
15. Костя Ш.
Условные обозначения:
низкий уровень;
средний уровень;
высокий уровень.
Вывод итогового эксперимента:
проведя цикл занятий с
Вывод по исследовательской работе:
Все задачи, которые
были поставлены в начале