Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:06, реферат

Описание работы

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Файлы: 1 файл

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

 

 Проведенные занятия  показали, что у детей разный  уровень владения техникой, способностью  создавать художественный образ,  знаний основ цветоведения.

 

 Все исследуемые уровни  определены на среднем уровне. Благодаря проведенной работе, исследуемые  показатели развивались.

 

 Самым важным является  постоянная работа со способными  детьми и введение в систему  дошкольного образования различных  форм по развитию способностей  детей, не перегружая их.

 

 

Заключение

 

 

 Способность к творчеству  является специфической особенностью  человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

 

 Проблема развития  способностей дошкольников находится  сегодня в центре внимания  многих исследователей и практиков,  работающих в дошкольном образовании,  имеется множество статей, методических  пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных  психических процессов в этом  возрасте, так и по развитию  разных видов способностей общей  и специальной направленности.

 

 Проблема общих и  специальных способностей неизменно  привлекала к себе внимание  российских психологов еще в  40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо  известны работы в этой области  видных отечественных ученых: Б.М.  Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.  Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева  и др.

 

 Применительно к изобразительной  деятельности важно выделить  содержание способностей, проявляющихся  и формирующихся в ней, их  структуру, условия развития. Только  в этом случае важна целенаправленная  разработка методики развивающего  обучения изобразительной деятельности.

 

 Изобразительная деятельность  – это отражение окружающего  в форме конкретных, чувственно  воспринимаемых образов. Созданный  образ (в частности, рисунок)  может выполнять разные функции  (познавательную, эстетическую), так  как создается с разной целью.  Цель выполнения рисунка обязательно  влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном  образе – изображение и выражение  – придает деятельности художественно-творческий  характер, определяет специфику  ориентировочных и исполнительных  действий деятельности. Следовательно,  определяет и специфику способностей  к данному виду деятельности.

 

 Очень важны условия,  при которых ребенок эмоционально  реагирует на краски, цвет, формы,  выбирая их по своему желанию.  Благодаря воспитанию художественных  образов в изобразительном искусстве  ребенок имеет возможность полнее  и ярче воспринимать окружающую  действительность, что способствует  созданию детьми эмоционально  окрашенных образов.

 

 Для наибольшей результативности  развития художественно-творческих  способностей необходимо применять  занимательные занятия. Цель занимательных  занятий – создавать устойчивую  мотивацию, стремление выразить  свое отношение, настроение в  образе.

 

 Таким образом, занятия  занимательного характера являются  решающим фактором художественного  развития детей дошкольного возраста.

 

 Все вышесказанное  подтвердилось в исследовательской  работе. Исследовательская работа  была проведена в три этапа,  на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.

 

 Для достижения цели  применялись следующие методы  и формы: наблюдение, эксперимент,  анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий,  дидактических игр и упражнений.

 

 Занятия показали, что  у детей есть огромный интерес  и желание, но необходимо постоянно  заниматься с детьми для повышения  уровня способностей, иначе эти  способности могут угаснуть.

 

 Задачи, намеченные в начале ВКР, полностью реализованы.

 

 Введенная гипотеза  подтверждена, так как у детей  с помощью занятий повысился  уровень способностей.

 

 Практическая значимость  заключается в использовании  разработанных занятий в качестве  методических рекомендаций в  работе воспитателя и руководителя  изодеятельности, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих способностей в рисовании.

 

 Проведенная на практике  работа, оптимизировала педагогический  процесс, сделала его для детей  развивающим, интересным и занимательным.

 

Литература

 

 

1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

 

2. Григорьева Г.Г. Развитие  дошкольника в изобразительной  деятельности. – М., 2000.

 

3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.

 

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

 

5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

6. Комарова С. Как научить  ребенка рисовать. – М., 1998.

 

7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

 

8. Комарова Т. Изобразительная  деятельность детей в детском  саду. – М., 2006.

 

9. Комарова Т. Детское  художественное творчество.- М., 2005.

 

10. Костерин Н. учебное  рисование. – М., 1980.

 

11. Котляр В. Изобразительная  деятельность дошкольников.- Киев, 1986.

12 Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

 

 

13. Педагогический энциклопедический  словарь. – М., 2002.

 

14. Пластические искусства:  краткий терминологический словарь.  – М., 1995.

 

15. Программа воспитания  и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. –  М.: Академия, 2005.

 

16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.

 

17. Саккулина Н., Комарова  Т. Изобразительная деятельность  в детском саду. – М., 1982.

 

18. Система эстетического  воспитания в детском саду./ Под  ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.

 

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы живописи. –  О.: ТИТУЛ, 1996.

 

20. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство: Коаткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.

 

21. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

 

22. Степанов С. Диагностика  интеллекта методом рисунчатого  теста. – М., 1992.

 

23. Столяр А. Происхождение  изобразительного искусства. –  М., 1985.

 

24. Субботина Л. Развитие  воображения у детей.- Ярославль, 1998.

 

25. Теплов Б.М. Способности  и одаренность. – М., 2002.

 

26. Теория и методика  изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

 

27. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

28. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.


Информация о работе Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста