Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе и разработать технологии, которые необходимы для преодоления неуспеваемости.
Задачи исследования:
1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. раскрыть сущность неуспеваемости и причины ее возникновения
3.определить элементы неуспеваемости
4.сформировать рекомендации к учебно-воспитательной работе с неуспевающими

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Неуспеваемость – как психолого-педагогическая проблема………………. 5
2.Особенности неуспеваемости младших школьников……………………… 11
3.Пути и способы преодоления неуспеваемости в начальной школе………. 24
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список использованной литературы………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

0171982_85D6D_neuspevaemost_kak_psihologopedagogicheskaya_problema.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)


Минобрнауки РФ 
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования  
«Иркутский Государственный Лингвистический университет»

 

Кафедра педагогики и управления образовательными системами

 

 

 

 

 

 

Неуспеваемость –

 как психолого-педагогическая  проблема

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Чернуха Роман  Игоревич

студент группы ПОБ1-11-10 факультета 
лингвистики и образовательных технологий

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Профиль: БЖ и иностранный язык

Научный руководитель: 
Рябинина А.А., доцент

 

 

Иркутск 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Неуспеваемость – как психолого-педагогическая проблема………………. 5

2.Особенности неуспеваемости младших  школьников……………………… 11

3.Пути и способы преодоления неуспеваемости в начальной школе………. 24

Заключение……………………………………………………………………... 28

Список использованной литературы………………………………………….. 30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

         Сегодня, в век компьютерных технологий, снова и снова поднимается вопрос о неуспеваемости в школе. И это является одной из важнейших задач нашей теоретической и практической педагогики.

 Для решения этой  задачи в условиях общеобразовательной  школы  предлагается широкая  пропаганда передового опыта  и внедрение  результатов педагогических  исследований и школьной практики. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы.

Проблемой неуспеваемости и   её  преодоления занимались: профессор Ю.С. Шевченко, психолог Е.Ю. Брель, К.С. Лебединская, И.В. Лампшир, Н.П. Локалова и другие.

Ю.С. Шевченко считает, что  подход к неуспевающему ребенку  и его адаптации в коллективе, должен быть комплексным, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести, неадекватное же обучение, возникшее в детстве способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…..».

Е.Ю. Брель выявила  такую закономерность: неуспеваемость детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным  положением. Может быть именно поэтому в наше время число  неуспевающих детей неуклонно растет.

К.С. Лебединская считает, что без современной диагностики и  медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится не приспособленной к жизни вообще.

П.П. Блонский – основной причиной неуспеваемости считал биологическую  неполноценность ребёнка и указывал,  что успех в обучение таких  детей, зависит от организации условий, в  которых оно протекает.

Цель исследования – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе и разработать технологии, которые необходимы для преодоления неуспеваемости.

Объект исследования - качество знаний учащихся. 
Предмет исследования - неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема.

Задачи исследования:

1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

2. раскрыть сущность неуспеваемости и причины ее возникновения

3.определить элементы неуспеваемости

4.сформировать рекомендации к учебно-воспитательной работе с неуспевающими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Неуспеваемость – как психолого-педагогическая проблема

 

Почему неуспевающие дети – это  вечная проблема школы? Педагоги –одна из основных причин неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться.  Опыт педагогов – новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой  и других  подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склоны объяснять слабую успеваемость недостатков волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые  по отношению к отстающим школьникам такие репрессированные меры, как  «проработка», вызов родителей и так далее [7].

 Имеются и другие причины неуспеваемости такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной  работы, отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия  вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при  столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут быть причиной небрежного выполнения работы, и частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать  и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить  трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается  от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки  ещё  недостаточно. Известная поверхность, легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту и это отражается в той или иной  степени  на успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки.

Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового  возраста  неустойчивость  устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими книгами, кино, телевизионными передачами в ущерб школьным занятиям и познавательному чтению. Многие дети уделяют  много времени спортивным  тренировкам и подвижным играм, работе в кружках. Обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учебе.

Наличие разнообразных и сильных  внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями  подросткового возраста;  избытком неистраченной энергии, стремление к

подвижным  видам деятельности, расположением к совместным действиям  и играм, всевозрастающим стремлением  к самостоятельности освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе  характеризует длительно неуспевающих школьников[3].

При эпизодической неуспеваемости и в случае отставания характерно равнодушие в  школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную  повинность, выполняет  требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже  иногда активность, но все это для того, чтобы  не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалось довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что всё это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно. Мы наблюдали случаи, когда даже кружок выбирается по желанию родителей.

Не только отрицательное отношение  к школе и учение по принуждению  вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только  ради отметки, когда получение  хорошей или удовлетворительной  отметки, становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи  и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи  с возможностью или невозможностью получить желаемою оценку.

Радость познания нового, удовольствия от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей – всё  заслоняется отметкой. Урок наносится  не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки, выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы). Во всех  этих случаях имеет место внеучебная  мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов,  возникновению стремления совершенствовать  свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

Таковы некоторые черты личности учащихся, вызывающие отставания. Мы не говорили о пробелах в знаниях, умениях, навыках, так как эти причины  являются одновременно и признаками отставания.

Условия жизни детей в нашей  стране постоянно улучшается (спортивные сооружения, площадки, бассейны). Все  большее число детей учится в  новых школьных зданиях, отвечающих современным требованиям. Однако в  отдельных случаях условия, в  которых дети находятся в школе, не вполне удовлетворительны. Так, в ряде старых школ отсутствуют  просторные помещения для отдыха на перемене, классные комнаты подчас недостаточно проветриваются, не всегда достаточно тепло зимой. Всё это, и  главным образом недостаток свежего воздуха, вызывает ослабленность некоторой части школьников, особенно в больших городах[27].

Специально отмечается то обстоятельство, что многие учителя не заботятся  о привитии учащимся навыков умственного  труда, не стремятся к развитию познавательных интересов.

Указывают также недостатки контроля и учёта успеваемости:  непродуманные  и неподготовленные  контрольные  работы, редкий случайный контроль, плохую организацию индивидуального  устного опроса, необъективную оценку знаний, антипедагогическое использование  отметки.  Отдельно  рассматриваются недостатки в выборе, разъяснении и проверке домашних заданий.

Отрицательное значение для успеваемости  в обучении, низкого уровня внеклассной и внешкольной работы. Отмечают и такие существенные, с нашей точки зрения, моменты - недостаточная целеустремленность уроков, слабое стимулирование  познавательных интересов  учащихся, неумение развивать самостоятельное мышление учащихся, вырабатывать  у них навыки учебного труда.

Наиболее серьезные недостатки наблюдаются в микропроцессе формирования познавательных отношений. В этой связи большой интерес представляют работы В.С. Ильина, в частности проведенная им типизация характера учебного процесса в школе. Типы выделены исходя из ведущего средства стимулирования деятельности учащихся. Первый тип характеризуется тем, что деятельность ученика приводится в движение понуждением внешними приёмами контроля, угроз и обещаний, направленных на удержание школьников в сфере учения («поставлю двойку», «вызову родителей», «переведем в другую школу»). Как справедливо отмечает В.С. Ильина, такой характер стимулирования учебной работы школьников малоэффективен для обучения и вреден для воспитания. Он вызывает отрицательное отношение учащихся в школе. Добавим от себя, что такой тип учебного процесса создаёт почву для расцвета внеучебных интересов и увлечений, прививает привычку всё школьное и учебное считать скучным, нудным[19]. 

Второй тип учебного процесса характеризуется  тем, что деятельность учащихся мотивируется сознанием важности и нужности материала, стремлением получить хорошую отметку, заслужить одобрение учителя, родителей,  товарищей, поддержать честь класса, утвердить репутацию хорошего ученика. Эта мотивация стимулируется отдельными учителями, школами. В.С. Ильин видит положительные стороны данного типа учебного процесса в том, что он содействует воспитанию воли, настойчивости, трудолюбия, но отмечает, что основывать  учебную деятельность только на усилиях воли не всем доступно. Кроме того, при данном типе учебного процесса не пробуждаются познавательные интересы, не создается почва для развития творческой деятельности.

Третий тип характеризуется  тем, что ведущую роль в деятельности учащихся играет непосредственный интерес  к изучаемому. Другие мотивы – долг, повиновение – не исключаются, но не играют ведущей роли.

По нашим наблюдениям, первый тип  учебного процесса в чистом виде не является распространенным, он представлен, скорее, режимом, устанавливаемым  (для неуспевающих и недисциплинированных учеников). Ясно,  что такой режим способен только  углубить их отвод от школы, а не вернуть в неё. Мало распространен и третий тип, и это ведет к отставанию значительной части школьников в развитии познавательных интересов.

 Учебный процесс должен быть организован и проводиться так, чтобы в максимально возможной степени воспитывать у учащихся чувство личной ответственности за свою учебную деятельность и за дела всего ученического класса.

                Для этого:

а) ученик должен отвечать не учителю, а своим соученикам;

б) учитель может лишь тактично  корректировать деятельность учащихся по контролю и оценке работы своих соучеников;

в) учитель должен познакомить  учащихся  с  конкретным 
планом изучения темы, с теми целями, ради достижения которых она изучается, с тем, что должны знать и уметь учащиеся в 
результате изучения темы, а так же с критериями оценки достигнутых результатов;

г) учет результатов учебной работы должен быть гласным и 
вестись самими учащимися;

д) каждый ученик должен постоянно учиться и осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной работы и соотносить свою самооценку с внешней оценкой его соучениками и учителями.

За нарушение  требований и норм поведения, за проступки в процессе учебы, ученик должен получать разнообразные взыскания, не унижающие его личности, накладываемые коллективом класса. Поэтому в классе и школе должны формироваться разумные традиции в проведении учебного процесса, нормы и правила поведения и взаимоотношений учеников с учителями и между собой.

Информация о работе Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема