Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность неуспеваемости в современной школе и разработать технологии, которые необходимы для преодоления неуспеваемости.
Задачи исследования:
1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. раскрыть сущность неуспеваемости и причины ее возникновения
3.определить элементы неуспеваемости
4.сформировать рекомендации к учебно-воспитательной работе с неуспевающими

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Неуспеваемость – как психолого-педагогическая проблема………………. 5
2.Особенности неуспеваемости младших школьников……………………… 11
3.Пути и способы преодоления неуспеваемости в начальной школе………. 24
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список использованной литературы………………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

0171982_85D6D_neuspevaemost_kak_psihologopedagogicheskaya_problema.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Уже начиная со второго  полугодия первого класса можно использовать такие способы организации коллективной работы учащихся:

1) Выполнение  задания   учителя парами учеников, сидящих на одной парте: одни из детей выполняют эти задания, а рядом сидящие с ними дети контролируют  выполнение  заданий   и оценивают   правильность выполнения и указывают при необходимости на ошибки. Затем дети меняются ролями.

2) Учитель ставит какой-то вопрос, а дети, сидящие на одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Учитель организует обсуждение, кто прав, а кто нет. В последующем  такое коллективное обсуждение  вопросов может быть организовано и по более сложным проблемам и в форме    коллективного решения задач не только парами, но и более крупными группами детей.

3) Приступая к новой  небольшой теме, учитель вывешивает план изучения этой темы, в левом столбце которого перечисляются фамилия учащихся, а в последующих столбцах - те знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся. После изучения очередного элемента   этого   плана   учитель разрешает детям,   которые   считают, что они уже овладели этим элементом   (знанием,   умением), закрасить соответствующую клеточку плана. Дети же, которые считают, что они еще не овладели этим элементом, оставляют свою клеточку незакрашенной. После этого учитель проводит объективный всеохватывающий контроль усвоения этого элемента, и дети сравнивают свои оценки с объективными, указанными учителем. Тем самым они постепенно учатся правильно контролировать и оценивать свою работу.

4) Очень полезно проводить контроль и оценку глубины знаний и умений учащихся с помощью каких-либо игровых форм, например, в форме соревнования, заполнения кроссворда, КВН между группами учащихся или между параллельными классами и т.д. В старших классах начальной школы надо учить детей самостоятельному обобщению, систематизации     и     закреплению пройденного учебного материала. Для этого можно использовать такие формы работы:

а) ведение учениками специальных тетрадей для записи изученных правил и формул. В эти тетради дети в красивой форме выписывают изученные правила, формулы и все то, что следует хорошо запомнить.

б) после изучения темы дети группами (бригадами, командами) составляют схему изученной темы, в которой указывают все изученные понятия и связи между ними. Составленные схемы затем обсуждаются в классе и устанавливаются достоинства и недостатки каждой схемы.

в) каждый ученик составляет свой терминологический словарь, в который выписывает термины и их краткое пояснение, которые встречались в обучении.

Возможно, конечно, использование для указанной цели и других форм учебной работы.

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

Неуспеваемость – сложное и  многогранное явление школьной  действительности, требующее  разносторонних подходов при её изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с остальными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.

Неуспеваемость влечет за собой  нежелание ходить в школу. У детей  может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа,  в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом  приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова.  Учителя как будто  считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и  поддержанию общества, в котором люди  не представляют ценности.  Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их  отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут  друг для друга сделать и помогать друг другу.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре  важных условия:

1.  отсутствие существенных недостатков умственного развития;

2. достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

3. материальные возможности удовлетворение важнейших  духовных потребностей человека;

4. мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

И всё же, что ещё может сделать  учитель? Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в  планировании различных мероприятий.

Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети  перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия  - это ответственность учителей, а не их, поэтому, как только учитель отвернётся, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если  дети сами  выбирают и продумывают свою работу и выполняют её совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым (коллективным) усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают  цель своей работы и все её этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно  выполняет порученную ему часть работы, потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственность перед другими детьми.

Именно это поможет «слабому» ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Ананьев Б.Г. Человек как  предмет познания. – С-П., 1968.

2. Ануфриев А.Ф. Как  преодолеть  трудности в обучении детей.  М., 1971.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация  процесса обучения. Ростов-на Дону., 1973.

4. Бабановский Ю.К. Об изучении  причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, № 1

5. Божович Л.И. Личность и её  формирование в детском возрасте. – М., 1968

6. Баранов М.Т. Русский язык. Учебник  для V-V1 классов. – м., 1984.

7. Богоявленский Н.Д. Психология  усвоения знаний. – М., 1971.

8. Бардин К.В. Как  научить  детей учиться. – М., 1989.

9. Вахрушев С.В. Психодиагностика  трудностей в обучении учителями  начальник классов. – М., 1995.

10. Выготский Л.С. Проблемы изучения  и умственного развития. – Избр. Исслед. – М., 1974.

11. Выготский Л.С. Собр. Соч. Том  «Детская психология». – М., 1984.

12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// «Психология мышления» (под.ред.  А.М. Матюшкина). – М., Прогресс. 1965.

13. Ганелин Ш.И. Педагогические  основы  преемственности учебно-воспитательной работы. – «Известия», 1965, № 2.

14. Гарунов М.Г. Самостоятельная  работа учащихся как средство  накопления опыта творческой  деятельности. – «Советская педагогика».  – 1983, № 4.

15. Гильбух Ю.З Психолого-педагогические  основы индивидуального подхода  к слабоуспевающим ученикам. – Киев, 1985.

16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего  обучения . – М.: Педагогика, 1986

17. Данилов М.А. Процесс обучения  в советской школе. – М., 1960.

18. Игры для интенсивного обучения/ Под.ред В.В. Петрусинского. –  М.: Прометей, 1991.

19. Ильин В.С. Формирование познавательных  потребностей школьников. Ростов-на  Дону., 1969.

20. Королёв Ф.Ф. О путях и  мерах преодоления второгодническая  и отсева. – «Совесткая педагогика»., 1962, № 2

21. Курганов С.Ю. Ребенок и  взрослый в учебном диалоге. – М. Просвещение, 1989.

22. Калмыкова З.И. Продуктивное  мышление как основа обучаемости.  – М., 1981.

23. Лампшир И.В. Психологические  особенности слабоуспевающих учеников. – М., 1984.

24. Ладыженская Т.А. Система работы  по развитию связной устной  речи учащихся. Автор доктор.дис. – М., 1972.

25. Локалова Н.П. Слабоуспевающий  ученик: психологическое изучение  и коррекционная работа. – Начальная  школа, 1992, № 11-12.

26. Лернер И.Я. Критерий уровней  познавательной самостоятельности  учащихся. – Новые исследования в педагогических науках, 1971, № 4.

27. Михайлова З.А. Игровые занимательные  задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

28. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих  школьников. – М., 1967.

29. Менчинская Н.А. Психологические  проблемы неуспеваемости у школьников. – М., 1984.

30. Общая психология / Под.ред. В.В.  Богословского, А.Г. Ковалева, А.А.  Степанова. – М.: Просвещение, 1981.

31. Психологический словарь. –  М., 1983. –247с.

32. Педагогика, Курс лекций. Под.  ред. Г.И. Щукиной. – М., 1966г.

33. Петров Ю.В. Исследуя причины второгодничества. – «Народное образование», 1972, № 8.

34. Рябцев М.И.  О путях повышения  работоспособности учащихся. – «Советская  педагогика», 1967, № 6.

35. Токарева Л.П. Развитие познавательного  интереса к иностранному языку.  – Ташкент, 1972.

36. Чистякова М.И. Психогимнастика.  – М.: Просвещение, 1990.

37. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические  игры в спорте. – М.: Физкультура  и спорт, 1988.

38. Цетлин В.С. Предупреждение  неуспеваемости учащихся. – Педагогика  и психология. – 1989, № 11.

39.  Шилова Г.А. Психологические факторы. – Педагогика. 1983, № 3, Начальная школа. 1996, № 8.

40. Эльконин Д.Б. К проблеме  периодизации психического развития  в детском возрасте// Вопросы психологии. – 1971. № 4.

41. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема