Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..........6-8
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории……………...9-15
1.3. Выводы к первой главе…………………………………………………..…16
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………….17-18
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории……………………..19-20
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………...20-21
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список литературы……………………………………………………….25-26

Файлы: 1 файл

курсовая по тимо.docx

— 51.20 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждении высшего  профессионального образования

Чеченский государственный педагогический институт

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                           по методике преподавания истории

на тему: Нетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории

 

 

 

 

                                                    Выполнила: студентка 4-го курса         

                                                    историко-юридического отделения

                                                       Узаева А.И.

                                                       Руководитель: Закриев Б.Б. 

 

 

 

 

-Грозный-

2012

Содержание  
Введение………………………………………………………………………...3-5

Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.

1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..........6-8

1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории……………...9-15

1.3. Выводы к первой главе…………………………………………………..…16

Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.

2.1. Методы, формы и средства формирования исторической

компетентности  на нетрадиционных уроках истории…………………….17-18

2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории……………………..19-20

2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………...20-21

Заключение…………………………………………………………………….. 24

Список  литературы……………………………………………………….25-26  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

  
 

                                                 Введение  
 
       Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.      

 Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.      

Учебные предметы включают в себя богатые  возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального  развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.     

Говоря  об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных  формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.      

Однако, учитель должен в первую очередь заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными. Нелегкий учебный труд должен приносить школьнику удовлетворение, радость, возбуждать желание вновь и вновь познавать новое.      

Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал.     

Проблема  качества образования актуальна  во все времена. В данной курсовой работе использована монографическая  и учебно-методическая литература, в частности, работы В.В. Гузеева, М.Т. Студеникина, Е.А. Ямбурга, И.З. Озерского и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е.А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е.А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е.А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей.      

Актуальность  проблемы исследования, ее теоретическая  и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Нетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории  5-7 классов».     

Объект  исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.      

Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.     

Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.      

Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:     

- Изучены, определены понятие  и сущность формирования исторической  компетентности школьников на  уроках истории.     

- Выявлены специфические особенности  формирования исторической компетентности  на уроках истории в 5-7 классах.      

- Обоснованы приемы и средства  формирования исторической компетентности  на уроках истории 5-7 классов.     

- Разработаны и обоснованы методические  рекомендации для учителей истории  по формированию исторической  компетентности школьников на  нетрадиционных уроках истории  5-7 классов.     

Задачи:      

1. Изучить понятие и сущность  компетенционного подхода и компетенции  в историческом образовании;     

2. Выявить специфические особенности  формирования исторической компетенции  на уроках истории в 5-7 классах;      

3. Определить сущность нетрадиционных  уроков;     

4. Разработать и обосновать методические  рекомендации для учителей истории  по формированию исторической  компетентности школьников на  нетрадиционных уроках истории  5-7 классов.     

Методы  исследования: изучение научной литературы, анализ базовых научных понятий (историческая компетентность, нетрадиционные уроки), анализ массового и передового педагогического опыта, моделирование

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение,    список литературы.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
     Глава 1. Теоретические  основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.  
     1.1. Освещение проблемы  компетентного подхода  и исторической  компетенции в  современной системе  образования.  
     

По  мнению Е.Е.Вяземского, «вопрос о целесообразности и возможности применения компетентностного подхода к системе исторического образования нуждается в научном осмыслении. Вместе с тем уже сегодня ясно, что речь, видимо, может идти о следующих компетенциях: а) историко-познавательной; б) информационно-коммуникативной; в) социально-мировоззренческой»1.     

Серьезной научной проблемой, которую предстоит  решить в теоретическом и практическом плане, является вопрос о компетентностной интерпретации классических целей  системы школьного исторического образования.     

Можно высказать предположение, что перспективы  модернизации этой системы в определенной степени связаны с развитием  компетентностного подхода к  образованию. Необходимо достижение баланса  двух парадигм: когнитивной и личностно-ориентированной.      

Таким образом, изучение истории в общеобразовательных  учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса  систематизированных знаний по истории  человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации.     

Современное школьное историческое образование  будет эффективным и будет отвечать общественным запросам при условии, что оно направлено на реализацию следующих целей:

  • овладение комплексом исторических знаний (понятий и представлений) о развитии человечества в прошлом и настоящем, что позволит школьникам ориентироваться в современной жизни, жить в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального общества (историко-познавательная и гражданская компетентность);
  • формирование умения школьников анализировать социальную информацию, участвовать в социальных коммуникациях, разрешать конфликты на основе исторического опыта (информационно-коммуникативная компетентность);
  • формирование у школьников исторического сознания, развитие способностей критического мышления (социально-мировоззренческая компетентность).

 

      Итак, информационная компетентность вновь заявлена как одна из целей  образования, в данном случае – исторического.      

Задачи  учителя истории на современном  этапе:

  • отобрать необходимые для формирования информационной компетенции средства,
  • спланировать и применить в процессе обучения эффективные методы,
  • получить реальный результат формирования информационной компетенции,
  • произвести оценку результативности своей деятельности (рефлексия)2.

 

      Поскольку историческая компетенция  формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.      

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность и структура  нетрадиционных уроков  истории. 

 
       Сегодня всё большее внимание уделяется  человеку как личности – его сознанию, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы3.

  • В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого найти новые формы и причины позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию образования учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирование личности  каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей4.

 

      Пути  и способы реализации этих принципов  должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.      

Нетрадиционные  формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой–либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.     

Нетрадиционные  формы урока осуществляются при  обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера5.     

Нетрадиционные  уроки помогают учителю:      

- осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по                                                           определённой теме;     

Информация о работе Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории