Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:26, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.
Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..........6-8
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории……………...9-15
1.3. Выводы к первой главе…………………………………………………..…16
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………….17-18
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории……………………..19-20
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………...20-21
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список литературы……………………………………………………….25-26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего профессионального образования
Чеченский государственный педагогический институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
по методике преподавания истории
на тему: Нетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории
историко-юридического отделения
-Грозный-
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода
и исторической компетенции в современной
системе образования…………….………..........
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории……………...9-15
1.3. Выводы к первой главе…………………………………………………..…16
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………….17-18
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории……………………..19-20
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………...20-
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Социально-экономические преобразования
в обществе диктуют необходимость формирования
творчески активной личности, обладающей
способностью эффективно и нестандартно
решать новые жизненные проблемы. В связи
с этим перед школой встает важная задача
развития творческого потенциала подрастающего
поколения, что в свою очередь требует
совершенствования учебного процесса.
Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организации процесса обучения,
нельзя забывать также о нестандартных
формах организации учебно-
Однако, учитель должен в первую очередь заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными. Нелегкий учебный труд должен приносить школьнику удовлетворение, радость, возбуждать желание вновь и вновь познавать новое.
Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал.
Проблема качества образования актуальна во все времена. В данной курсовой работе использована монографическая и учебно-методическая литература, в частности, работы В.В. Гузеева, М.Т. Студеникина, Е.А. Ямбурга, И.З. Озерского и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е.А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е.А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е.А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей.
Актуальность проблемы исследования, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Нетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории 5-7 классов».
Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.
Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:
- Изучены, определены понятие
и сущность формирования
- Выявлены специфические
- Обоснованы приемы и средства
формирования исторической
- Разработаны и обоснованы
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность
компетенционного подхода и
2. Выявить специфические
3. Определить сущность
4. Разработать и обосновать
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ базовых научных понятий (историческая компетентность, нетрадиционные уроки), анализ массового и передового педагогического опыта, моделирование
Структура работы включает в себя введение,
две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы
формирования исторической компетентности
на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода
и исторической компетенции в современной системе
образования.
По мнению Е.Е.Вяземского, «вопрос о целесообразности
и возможности применения компетентностного
подхода к системе исторического образования
нуждается в научном осмыслении. Вместе
с тем уже сегодня ясно, что речь, видимо,
может идти о следующих компетенциях:
а) историко-познавательной; б) информационно-коммуникативной;
в) социально-мировоззренческой»1.
Серьезной научной проблемой, которую предстоит решить в теоретическом и практическом плане, является вопрос о компетентностной интерпретации классических целей системы школьного исторического образования.
Можно высказать предположение, что перспективы
модернизации этой системы в определенной
степени связаны с развитием компетентностного подхода к
образованию. Необходимо достижение баланса
двух парадигм: когнитивной и личностно-
Таким образом, изучение истории в общеобразовательных учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса систематизированных знаний по истории человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации.
Современное школьное историческое образование будет эффективным и будет отвечать общественным запросам при условии, что оно направлено на реализацию следующих целей:
Итак, информационная компетентность вновь заявлена как одна из целей образования, в данном случае – исторического.
Задачи учителя истории на современном этапе:
Поскольку историческая компетенция формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории.
Сегодня всё большее внимание уделяется
человеку как личности – его сознанию, а также высокоразвитому
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой–либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера5.
Нетрадиционные уроки помогают учителю:
- осуществлять контроль знаний, умений
и навыков учащихся по
Информация о работе Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории