Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..........6-8
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории……………...9-15
1.3. Выводы к первой главе…………………………………………………..…16
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………….17-18
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории……………………..19-20
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………...20-21
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список литературы……………………………………………………….25-26

Файлы: 1 файл

курсовая по тимо.docx

— 51.20 Кб (Скачать файл)

Можно использовать для этого современную  педагогическую литературу, где рекомендуются  возможные темы нетрадиционных уроков по различным предметам, а также  предполагаются множество готовых  уроков20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  
   2.2. Методические требования  к формированию  исторической компетентности  на нетрадиционных  уроках истории 
     

Формула эффективности урока включает две  составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.     

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При  этом предполагается, что учитель  хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.21      

Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В  его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.     

Реализация  алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика (о ней уже говорилось в связи  с проектированием воспитательной работы) заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий22.      

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов  проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.     

Проектирование (планирование) - это завершающая  стадия подготовки урока, и заканчивается  она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий  и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий23.      

Начинающим  педагогам следует писать подробные  планы - конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:

  • дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  • название темы урока и класса, в котором он проводится;
  • цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
  • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
  • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

 

     задание на дом24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Выводы ко второй  главе 

 
       Эффективность урока зависит от тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями  учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта  мер, выбор такой организации  учебно-воспитательного процесса, которая  в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

  • Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

 

      Как выяснилось, для начинающих педагогов  полезны подробные планы - конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.  
  
  
  
  
  
  
  
  
   

Заключение 

 
         В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ? создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.      

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения  школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.      

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя  правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению  у     учащихся

интереса к предмету.  
  
  
  
 

 

Список  литературы

1. Белявский  И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.

2. Векслер К. Г., Филиппова Н.  Ф. Творчески работающий учитель//Специалист, 1998.- №12.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.  Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002.

4. Вяземский Е. Е., Стрелова О.  Ю. Методика преподавания истории  в школе.- М., 1999.

5. Гузеев В. В., Методы организации  и формы обучения.- М.: Народное  образование, 2001.

6. Дайри Н.Г. Современные требования  к уроку истории. - М., 1999.

7. Карпова М. В., Интегрированные  уроки истории//Преподавание истории  в школе,  2004.- №5,

8. Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание истории в школе, 2003.-    №3.

9. Короткова М. В., Студеникин  М. Т. Методика обучения истории  в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.

10. Кухарев Н. В. На пути  к профессиональному совершенству. - М., 1990.

11. Лазукова Н. Преподавание истории  в школе//Историческое образование:  тенденции и перспективы №2, 1999.

12. Лернер И.Я. Познавательные  задачи в обучении истории.  М., 1968.

13. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.

14. Макарова Т.Н. Планирование  и организация методической работы в школе. М., 2002 г.

15. Маленкова Л.И. Воспитание  в современной школе. – М., 1999 г.

16. Рольфес Й. Дидактика истории:  история, понятие, предмет // ПИШ. 1997. № 7.

17. Озерский И. З. Начинающему учителю истории.- М., 1989.

18. Студеникин М. Т. Методика  преподавания истории в школе.- М., 2000.

19. Шкодкина Н. Н., Борисова С.  А. Внедрение компьютерной технологии  обучения//Специалист, 1999.-№1.

20. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.

21.Ямбург Е. А. Управление развитием  адаптивной школы.- М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2004. 
 

1 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - методическое пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. - 135с.

2 Карпова М. В., Интегрированные уроки истории//Преподавание истории в школе,  2004.- №5, 18с.

3 Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание истории в школе, 2003.- №3.- 11с.

4 Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. – 240с.

5 Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.- 174с.

6 Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.-130 с.

7 Озерский И. З. Начинающему учителю истории.- М., 1989.- 167с.

8 Лазукова Н. Преподавание истории в школе//Историческое образование: тенденции и перспективы №2, 1999.- 40 с.        

9 Векслер К. Г., Филиппова Н. Ф. Творчески работающий учитель//Специалист, 1998.- №12. - 10с.

10 Там же - 40-48 с.        

11 Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 1990. -18 с.

12 Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г., 205 с.

13 Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование, 2001. – 59 с.

14 Там же – 61 с.

15 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - методическое пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. - 86с.

16 Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист,   1999.-№1.- 85с.

17 Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968., 169 с.

18 Белявский  И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 32с.

19 Там же – 35 с.

20 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999 г., 128 с.

21 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. -  24с.

22 Там же – 28 с.

23 Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие, предмет // ПИШ. 1997. № 7. – 31 с.

24 Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.- 54 с.


Информация о работе Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории