Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:26, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.
Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..........6-8
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории……………...9-15
1.3. Выводы к первой главе…………………………………………………..…16
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………….17-18
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории……………………..19-20
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………...20-21
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список литературы……………………………………………………….25-26
Можно использовать для этого современную педагогическую литературу, где рекомендуются возможные темы нетрадиционных уроков по различным предметам, а также предполагаются множество готовых уроков20.
2.2. Методические требования
к формированию исторической компетентности
на нетрадиционных уроках истории
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.21
Чтобы выбрать оптимальную схему
Реализация алгоритма начинается с диагностирования
конкретных условий. Диагностика (о ней уже говорилось
в связи с проектированием
Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.
Проектирование (планирование) - это завершающая
стадия подготовки урока, и заканчивается
она созданием программы
Начинающим педагогам следует писать подробные планы - конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.
В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:
задание на дом24.
2.3. Выводы ко второй главе
Эффективность урока зависит от
тщательности подготовки и мастерства
проведения. Плохо спланированный,
недостаточно продуманный, наспех спроектированный
и не согласованный с возможностями
учащихся урок, качественным быть не может.
Подготовка урока - это разработка комплекта
мер, выбор такой организации
учебно-воспитательного
Как выяснилось, для начинающих педагогов
полезны подробные планы - конспекты урока.
Это требование выведено из практики:
еще никому не удавалось стать мастером,
не осмыслив во всех деталях организации
предстоящего урока. Только тогда, когда
большинство структур становится привычными,
можно переходить к сокращенным записям,
постепенно снижая объем плана, превращая
его в конкретную программу действий.
Заключение
В последние годы интерес к нетрадиционным
урокам в начальной школе значимо усилился.
Это связано с различными преобразованиями,
происходящими в нашей стране, которые
создали определенные условия для перестроечных
процессов в сфере образования ? создания
новых типов уроков, активного внедрения
в уроки различных педагогических методов
и способов развития интереса у детей
младшего школьного возраста, авторских
программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся
интереса к предмету.
Список литературы
1. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.
2. Векслер К. Г., Филиппова Н.
Ф. Творчески работающий
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002.
4. Вяземский Е. Е., Стрелова О.
Ю. Методика преподавания
5. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
6. Дайри Н.Г. Современные
7. Карпова М. В., Интегрированные
уроки истории//Преподавание
8. Кущенко Н. В. Уроки-
9. Короткова М. В., Студеникин
М. Т. Методика обучения
10. Кухарев Н. В. На пути
к профессиональному
11. Лазукова Н. Преподавание
12. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968.
13. Львова Ю.Л. Творческая
14. Макарова Т.Н. Планирование
и организация методической
15. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999 г.
16. Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие, предмет // ПИШ. 1997. № 7.
17. Озерский И. З. Начинающему учителю истории.- М., 1989.
18. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000.
19. Шкодкина Н. Н., Борисова С.
А. Внедрение компьютерной
20. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
21.Ямбург Е. А. Управление
1 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - методическое пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. - 135с.
2 Карпова М. В., Интегрированные уроки истории//Преподавание истории в школе, 2004.- №5, 18с.
3 Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание истории в школе, 2003.- №3.- 11с.
4 Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. – 240с.
5 Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.- 174с.
6 Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.-130 с.
7 Озерский И. З. Начинающему учителю истории.- М., 1989.- 167с.
8 Лазукова Н. Преподавание истории в школе//Историческое образование: тенденции и перспективы №2, 1999.- 40 с.
9 Векслер К. Г., Филиппова Н. Ф. Творчески работающий учитель//Специалист, 1998.- №12. - 10с.
10 Там же - 40-48 с.
11 Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 1990. -18 с.
12 Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г., 205 с.
13 Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения.- М.: Народное образование, 2001. – 59 с.
14 Там же – 61 с.
15 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - методическое пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. - 86с.
16 Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист, 1999.-№1.- 85с.
17 Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968., 169 с.
18 Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 32с.
19 Там же – 35 с.
20 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999 г., 128 с.
21 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. - 24с.
22 Там же – 28 с.
23 Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие, предмет // ПИШ. 1997. № 7. – 31 с.
24 Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.- 54 с.
Информация о работе Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории