Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..........6-8
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории……………...9-15
1.3. Выводы к первой главе…………………………………………………..…16
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………….17-18
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории……………………..19-20
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………...20-21
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список литературы……………………………………………………….25-26

Файлы: 1 файл

курсовая по тимо.docx

— 51.20 Кб (Скачать файл)

-обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся       к уроку;     

- предусмотреть минимальное участие  на уроке учителя6.     

Нетрадиционный  подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».

  • Маленькие самостоятельные отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками7.

 

     Признаки  нетрадиционного урока:

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
  • Организация и выполнение творческих заданий.
  • Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • Обязательное планирование урока заранее.
  • Четко определять 3-и дидактические задачи.
  • Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие8.

 

       Каждый  педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для  него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:      

а) авторские (человек, группа людей)      

б) авторизованные (Шаталов, Пастухов)       

в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)       

г) традиционные («делай как я»)      

д) использовать нетрадиционные уроки9.      

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких  занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1.Уроки «погружения»      

    2.Уроки  - деловые игры      

    3.Уроки   пресс- конференции

4.Уроки- соревнования

5.Уроки типа  КВН

6.Театрализованные  уроки

7.Компьютерные  уроки

8.Уроки с  групповыми формами работы

9.Уроки взаимообучение  учащихся

10.Уроки творчества

11.Уроки- аукционы

12.Уроки, которые  ведут учащиеся

13.Уроки-зачеты

14.Уроки- сомнения

15.Уроки-творческие отсчеты

16.Уроки- формулы

17.Уроки- конкурсы

18.Бинарные  уроки

19.Уроки- обобщения

20.Уроки- фантазии

21.Уроки- игры

22.Уроки- «суды»      

Идя на каждый урок, учитель истории должен помнить слова В.О.Ключевского о том, что одна из основных целей изучения отечественной истории – создать у учащихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придаёт судьбе России неповторимое своеобразие. Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше10.     

Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и  прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.      

Увеличение  объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая в жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе и рождается обычный троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность учебного материала11.     

Сегодня практически любой учитель истории  применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории12.     

Арсенал форм уроков современного учителя истории  не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить  школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.     

С другой стороны, перед современным  учителем истории стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию – это важное умение человека будущего13.     

Анализ  психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков».     

Можно выделить два основных подхода к  пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.     

Ни  тот, ни другой подходы не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.     

В научной литературе наметилась тенденция  рассматривать нестандартные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).     

В.В. Гузеев предлагает рассматривать  нестандартные формы урока как  «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные  на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»14.

Нестандартныеформы урока могут стать основой для продолжения одного из  серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.

Таким образом, большинство методистов отмечают, что с одной стороны, использование  нестандартных форм урока способствовало решению задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к снижению уровня образованности, так как, несмотря на высокую степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои минусы. Как отмечает Е.Е. Вяземский, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока  в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны»15.  
 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Выводы к первой главе

 

 
       Изучение  истории в общеобразовательных  учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса  систематизированных знаний по истории человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации16.      

Многие  творчески работающие учителя стали  использовать необычные разновидности  урока, новые построения учебных  занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.       

Нужно сказать, что хотя это авторские  уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.     

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.  
  
 

Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.  
2.1. Методы, формы и  средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.  

 
       С середины 70-х гг. в Отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.

  • Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционная (не установленная) структура17.

 

       Взгляды педагогов на нестандартные уроки  расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг  в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие  уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.       

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя  правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.      

Развитие  ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.       

Если  иметь ввиду, что развитие - это  наращивание знаний, умений и навыков  производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно. Если  предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока18.        Нетрадиционные  уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано  с возрастными особенностями  младших школьников, игровой основой  данных уроков, оригинальностью их проведения.      

При проведении открытых уроков данная форма  является всегда выигрышной, т.к. в ней  представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость  учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих  уроков через различные формы коллективной и групповой работы.       

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере  творческого поиска.       

Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:

  • заполнить анкету (текст);
  • ответить на письма читателей;
  • подготовить подпись к фотографиям;
  • создать рекламу газеты;
  • составить рассказ по опорным словам;
  • придумать пример по аналогии и т.д.19

 

       Нетрадиционными могут быть и организационный  момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.      

Информация о работе Ннетрадиционные приемы изучения фактического материала на уроках истории