Новые информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы – новые информационные технологии.
Предмет исследования – использование новый информационных технологий в образовании.
Целью данной работы является рассмотрение использования новых информационных технологий в образовании. На пути к достижению этой цели мы поставили определённые задачи:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Возможности средств новых информационных технологий………...8
1.1. Понятие информатизации……………………………………………………8
1.2. Понятие информационной технологии…………………………………....10
1.3. Роль средств новых информационных технологий в образовании………………………………………………………………………12
1.4. Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения………………………………………………………….…16
1.5. Система образования и новые информационные и коммуникативные технологии…………………………………………………………………….….17
1.6. Проблемы и перспективы использования информационных технологий………………………………………………………………………..23
Глава 2. Педагогические цели использования СНИТ…………………………28
2.1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества………………………….……28
2.2. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса……..28
2.3. Направление внедрения СНИТ в образование……………………..……..29
Заключение………………………………………………………………………34
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Возможности  средств новых информационных технологий………...8

1.1. Понятие информатизации……………………………………………………8

1.2. Понятие информационной технологии…………………………………....10

1.3. Роль средств новых информационных технологий в образовании………………………………………………………………………12

1.4. Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения………………………………………………………….…16

1.5. Система образования и новые информационные и коммуникативные технологии…………………………………………………………………….….17

1.6. Проблемы и перспективы использования информационных технологий………………………………………………………………………..23

Глава 2. Педагогические цели использования СНИТ…………………………28

2.1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества………………………….……28

2.2. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса……..28

2.3. Направление внедрения СНИТ в образование……………………..……..29

 Заключение………………………………………………………………………34

 Библиография……………………………………………………………………35

 

 

 

 

Введение

      Мир сильно изменился,  особенно в последнее столетие. Наука продвинулась в познании  природы, появилась и развилась  промышленность с огромным количеством  узкоспециализированных отраслей. Обществу понадобились миллионы профессионалов в очень узких областях науки и техники и, одновременно, миллионы управляющих, способных управлять хозяйством в этих сложнейших условиях.

      Объект курсовой работы – новые информационные технологии.

      Предмет исследования – использование новый информационных технологий в образовании.

      Целью данной работы  является рассмотрение использования  новых информационных технологий  в образовании. На пути к достижению этой цели мы поставили определённые задачи:

  • раскрыть понятие «информатизация»;
  • раскрыть понятие «информационная технология»;
  • изучить роль средств новых информационных технологий в образовании (СНИТ);
  • изучить теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения;
  • рассмотреть систему образования и новые информационные и коммуникационные технологии;
  • выявить проблемы и перспективы использования информационных технологий;
  • выявить педагогические цели использования СНИТ.

      Существующая социально-экономическая тенденция, связанна с тем, что все большее число и все большая доля рабочих мест и видов деятельности требуют знаний и квалификации высокого уровня, и, чтобы успешно трудиться на этих местах и в этих сферах деятельности, необходимо соответствующее образование. Расширяющиеся связи во многих сферах профессиональной деятельности требуют познаний выходящих далеко за узкопрофессиональные рамки. Поэтому спрос в обществе на образование характеризуется тенденцией к постоянному росту по мере того, как растет роль научных знаний в деятельности человека.

      Тема данной работы несомненно актуальна, так как система образования сегодня не имеет права, как на заре столетия, строить обучение на усвоении суммы готовых знаний. Поэтому практически во всех развитых странах сделан резкий поворот на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система обучения должна:

  • сформировать у обучающегося желание учиться и цель обучения;
  • поддерживать мотивацию к обучению и творческой деятельности;
  • обеспечить каждого учащегося индивидуально-адаптированными учебными пособиями;
  • дать каждому учащемуся возможность занятий по индивидуальному графику;
  • непрерывно оценивать результаты обучения.

      Целью образования  сегодня не может быть насыщение  обучаемого как можно большим  количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных  знаний, умений и навыков.  Ученики должны сами уметь добывать необходимые знания. Для решения этой цели необходимо воспользоваться теми свойствами и целями в учебно - воспитательном процессе, которые нам представляют новые информационные технологии.

      Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Компьютерное технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

      За последние 5 лет число людей, умеющих пользоваться  компьютером, увеличилось примерно  в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно. 

      Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсифицируется. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.

      Уже давно доказано, что каждый учащийся по - разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика.

      Технологии, используемые  для связи учащихся с сообществами  и друг с другом, могут сделать  процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

      Для достижения  успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний и умения критически мыслить - это потребует необходимой технической квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Возможности средств новых информационных технологий

1.1. Понятие информатизации

      Современный период  развития цивилизованного общества  характеризует процесс информатизации.

      Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

  • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
  • интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
  • высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источнику достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

     Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно - технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

      Одним из приоритетных  направлений процесса информатизации  современного общества является  информатизация образования  - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого - педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно - педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  • совершенствование методологии  и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно -учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

      Информатизация образования  как процесс интеллектуализации  деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации  возможностей средств  новых  информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.

1.2. Понятие информационной технологии

     Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

     Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

     1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии -- представление информации в нужной форме.

     2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии -- представление информации в нужной форме более удобными средствами.

     3-й этап (40 -- 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

     4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

     5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

Информация о работе Новые информационные технологии в образовании