Прагматический подход
к использованию информационных
технологий предполагает: с их
помощью образование можно сделать
более доступным с предположением
возможных потерь в качестве
или повысить качество образования,
но для ограниченного, наиболее
подготовленного контингента обучаемых.
Другая трудность,
которую нельзя оставить без
внимания, это увеличение ответственности
самого обучаемого за результаты
обучения в ситуации, когда ему
предоставляется множество возможностей
выбора между различными формами обучения,
лавина нужной и посторонней информации
и посторонней информации в условиях дефицита
времени. И в этих условиях педагоги должны
помочь обучаемым в правильной организации
их учебной деятельности с учётом их индивидуальных
особенностей и возможностей.
Одно из наиболее
существенных негативных сторон
изменений, происходящих в системе
современного образования, является
отрывочный характер ряда сопутствующих
процессов:
- Многие обучаемые развивают в себе привычку не разделять досуг (например, компьютерные
игры, переписка или блуждание в сети)
и собственно работу на компьютере. В результате
досуг, и работа носят явно непродуктивный
отрывочный характер.
- В обучении, базирующемся на применении информационных технологий, наряду с таким положительным моментом
как систематизация знаний, очень часто
происходит фрагментация содержания.
- Чрезвычайно опасна потеря контактов между обучаемыми, преподавателями и обучаемыми, а также в среде самих преподавателей. В этой ситуации обучаемые и преподаватели перестают
ощущать себя членами единого сообщества,
им остаются только роли получающих
и предоставляющих знания анонимов.
1.6. Проблемы и перспективы использования
информационных технологий
- Устаревание информационной технологии.
Для информационных
технологий является вполне естественным
то, что они устаревают и заменяются новыми.
Так, например, на
смену технологии пакетной обработки
программ на большой ЭВМ в
вычислительном центре пришла
технология работы на персональном
компьютере на рабочем месте пользователя.
Телеграф передал все свои функции телефону.
Телефон постепенно вытесняется службой
эспресс-доставки. Телекс передал большинство
своих функций факсу и электронной
почте.
При внедрении новой
информационной технологии в организации
необходимо оценить риск отставания от
конкурентов в результате ее неизбежного
устаревания со временем, так как информационные
продукты, как никакие другие виды материальных
товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость
сменяемости новыми видами или версиями.
Периоды сменяемости колеблются от нескольких
месяцев до одного года. Если в процессе
внедрения новой информационной технологии
этому фактору не уделять должного внимания,
возможно, что к моменту завершения перевода
фирмы на новую информационную технологию
она уже устареет и придется принимать
меры к ее модернизации. Такие неудачи
с внедрением информационной технологии
обычно связывают с несовершенством технических
средств, тогда как основной причиной
неудач является отсутствие или слабая
проработанность методологии использования
информационной технологии.
2. Методология использования
информационной технологии:
Централизованная
обработка информации на ЭВМ
вычислительных центров была
первой исторически сложившейся
технологией. Создавались крупные
вычислительные центры коллективного
пользования, оснащенные большими ЭВМ
(в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких
ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы
входной информации н получить на этой
основе различные виды информационной
продукции, которая затем передавалась
пользователям. Такой технологический
процесс был обусловлен недостаточным
оснащением вычислительной техникой предприятий
и организаций в 60 - 70-е гг.
- Достоинства методологии централизованной технологии:
- возможность обращения пользователя
к большим массивам информации в виде
баз данных и к информационной продукции
широкой номенклатуры;
- сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному их принятию.
Недостатки такой
методологии:
- ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем, тем самым препятствуя правильности выработки управленческих решений;
- ограничение возможностей пользователя в процессе получения н использования информации.
Децентрализованная
обработка информации связана
с появлением в 8О-х годах
персональных компьютеров и развитием
средств телекоммуникаций. Она весьма
существенно потеснила предыдущую
технологию, поскольку дает пользователю
широкие возможности в работе с информацией
и не ограничивает его инициатив.
Достоинствами такой
методологии являются:
- гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;
- усиление ответственности низшего звена сотрудников;
- уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра;
- более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи.
Однако эта методология имеет
и свои недостатки:
- сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок;
- психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов в готовых программных продуктов;
- неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника.
Описанные достоинства
и недостатки централизованной
и децентрализованной информационной
технологии привели к необходимости придерживаться
линии разумного применения и того, и другого
подхода.
Такой подход назовем рациональной методологией и покажем,
как в этом случае будут распределяться
обязанности:
- вычислительный центр должен отвечать за выработку
общей стратегии использования информационной
технологии, помогать пользователям как
в работе, так и в обучении, устанавливать
стандарт и определять политику применения
программных и технических средств;
- персонал, использующий информационную технологию, должен
придерживаться указаний вычислительного
центра, осуществлять разработку своих
локальных систем и технологий в соответствии
с общим планом организации.
Рациональная методология
использования информационной технологии
позволит достичь большей гибкости, поддерживать
общие стандарты, осуществить совместимость
информационных локальных продуктов,
снизить дублирование деятельности и
др.
Международные образовательные
учреждения разрабатывают новые
направления деятельности для создания
условий перехода на современные информационные
технологии. По их мнению, наиболее быстрый
способ включения нашей страны в мировую
образовательную систему - создание учебным
заведениям России условий для использования
глобальной сети Интернет, считающейся
моделью коммуникации в условиях глобального
информационного общества. Министерство
образования РФ видит следующие пути вхождения
отечественной системы образования в
мировую информационно–образовательную
среду:
- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов
высших и средних учебных заведений по
информатике и современным информационным
технологиям;
- переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;
- информатизация процесса обучения и воспитания;
- оснащение системы образования техническими
средствами информатизации;
- создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
- создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;
- участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.
Глава 2. Педагогические цели использования
СНИТ
2.1. Развитие личности обучаемого, подготовка
индивида к комфортной жизни в условиях
информационного общества
- развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно
- образного, интуитивного, творческого,
теоретического видов мышления);
- эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей
компьютерной графики, технологии Мультимедиа);
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую
деятельность (например, за счет реализации
возможностей компьютерного моделирования
или использования оборудования, сопрягаемого
с ЭВМ);
- формирование информационной культуры (например, за счет использования интегрированных
пользовательских пакетов, различных
графических и музыкальных редакторов).
2.2. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного
процесса
- повышение эффективности и качества
процесса обучения за счет реализации
возможностей СНИТ;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности
управления, выбора режима учебной деятельности);
- углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.
2.3. Направление внедрения средств новых
информационных технологий в образование
Современные
новые информационные технологии могут
быть использованы в качестве:
1. Средства обучения,
совершенствующего процесс преподавания,
повышающего его эффективность и качество.
При этом обеспечивается:
- реализация возможностей программно - методического обеспечения современных
ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования
учебных ситуаций, осуществления тренировки,
контроля за результатами обучения;
- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;
- реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих
интеллектуальных систем.
- Инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
- Средства развития личности обучаемого.
- Объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
- Средства информационно - методического обеспечения и управления
учебно - воспитательным процессом, учебными
заведениями, системой учебных заведений.
- Средства коммуникаций (например, на базе телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий.
- Средства автоматизации процессов
контроля, коррекции результатов учебной
деятельности, компьютерного педагогического
тестирования и психодиагностики.
- Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного), управления учебным оборудованием.
- Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Создание опережающей
информационной среды непрерывного российского
образования требует решения ряда методических
и организационных проблем, в том числе
следующих:
- Принятие единой системы программно
и аппаратно совместимых средств вычислительной
техники и техники связи, используемой
в непрерывном учебном процессе. Это требует
сертификации используемых средств учебного
назначения и реализации программы по
созданию сертификационных центров и
эффективному их использованию.
- Подключение образовательных
организаций к единой цифровой сети в
последующим выходом в Интернет. Решение
этой задачи в значительной степени реализуется
в настоящее время в высшем образовании
и сдерживается в школьном образовании
по финансовым причинам, а также и по причине
сложности ее реализации для отдаленных
районов.
- Формирование единой информационной
среды непрерывного образования с созданием
баз данных по направлениям и специальностям
подготовки, которые бы включали в себя
методические документы, энциклопедии,
справочники, учебники и учебные пособия,
а также дополнительные средства, поддерживающие
учебный процесс. Актуальным является
представление в международной сети наших
достижений и возможностей. Необходима
организация обмена информационными ресурсами
российской образовательной системы с
международной.
- Необходимо совершенствование
инструментальных средств непрерывного
образования, ориентированных на ускоренное
освоение материала и приобретение устойчивых
навыков обучаемых, а также преследующих
цели индивидуального обучения. Сюда можно
отнести перспективные программные оболочки
по разработке компьютерных учебников
и методических материалов, программные
и аппаратные средства создания компьютерных
обучающих систем, средства технологии
разработки мультимедиа продуктов, геоинформационных
систем т.д.
- Необходима организация инфраструктуры
информатизации образования как составной
части информатизации общества в целом.
Эта структура должна обеспечить создание
новых, тиражирование и внедрение существующих
информационных технологий в непрерывное
образование.