Нравственное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?

Содержание работы

Содержание
Введение стр. 3
Глава I.Сущность нравственного воспитания. стр. 5
Глава II. Средства и методы нравственного стр. 8
воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников стр. 8
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников стр. 10
Глава III. Игра как средство нравственного воспитания
у детей дошкольного возраста. стр. 11
3.1 Особенности и виды игры у дошкольников стр. 11
3.2 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте стр.15
3.3 Дошкольный период как воспитание нравственности
ребёнка стр. 17
Заключение

Файлы: 1 файл

Скрыпникова.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Дефектологический факультет

Отделение дошкольной дефектологии 

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕНОГО ВОСПТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка 1 курса

     111 группы, Скрыпникова Татьяна Николаевна

     Научный руководитель:

     К. п. н., профессор

     Селиверстов Владимир Ильич 
 
 
 
 
 

                                                      Москва, 2011  
 

Содержание 

Введение                                                                                              стр. 3 

Глава I.Сущность нравственного воспитания.                             стр. 5 

Глава II. Средства и методы нравственного                                  стр. 8

воспитания  дошкольников

    2.1 Средства нравственного  воспитания дошкольников   стр. 8

    2.2 Методы нравственного  воспитания дошкольников      стр. 10 

Глава III. Игра как средство нравственного воспитания

у детей  дошкольного  возраста.                                                      стр. 11

    3.1 Особенности  и   виды  игры  у дошкольников               стр. 11

    3.2 Значение и сущность  игры в дошкольном  возрасте       стр.15

    3.3 Дошкольный период  как воспитание  нравственности

    ребёнка                                                                                     стр. 17 

Заключение                                                                                        стр. 24 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

     ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  нравственного воспитания в широком  смысле слова относится к числу  проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного  развития, диктует необходимость  нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью  своих родителей. В них всё  им мило и дорого. Но не всегда они  задумывались над тем, что привлекательность  ребёнка не только в красоте его  внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства  общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема работы очень актуальна в настоящее время.

     Исходя  из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы: определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников. Далее выделен объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Сущность нравственного воспитания. 

     Термин  «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

     Вместе  с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование  в виде представлений о том, как  надо человеку жить, вести себя в  обществе и т.д.

     Мораль  исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических  формаций менялись представления о  нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

     Л.А. Григорович дал следующее определение  «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие  качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

       И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

     «Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

     Нравственная  норма может побуждать ребенка  к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или  предостерегать от них. [5. c.104]

     «Воспитание»  – процесс целенаправленного  формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее  формирование личности, нужной и полезной обществу.

     Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны  жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности  В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что  ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

     «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих  требованиям общественной морали.»

     Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации  всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

     Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в  единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

     Нравственное  воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости  от него, необходимости согласовывать  свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение  нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения  как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

     «Нравственное воспитание личности» – сложный  и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

     Основные  задачи нравственного воспитания:

     1. формирование нравственного сознания;

     2. воспитание и развитие нравственных  чувств;

     3. выработка умений и привычек  нравственного поведения.

     Нравственное  сознание – активный процесс отражения  нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного  сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление  ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

     Нравственность  личности складывается из субъективно  освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в  системе отношений и постоянно  пульсирующего нравственного мышления.

     Нравственные  чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить  свои нравственные убеждения в жизни.

     Источник  моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной  оценки явлений, взаимоотношений между  людьми, их моральных качеств. Моральные  привычки – это азбука моральных  идей и убеждений. Формирование моральных  привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

     Нравственное  поведение личности имеет следующую  последовательность:

     - жизненная ситуация – порождаемое  ею нравственно – чувственное  переживание – нравственное осмысление  ситуации и мотивов поведения, 

     - выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В  жизненной практике, особенно в  экстремальных условиях, всегда  реализуются в единстве все  названные компоненты.

     Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных  в культуре на разных этапах исторического  развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в  рамках гуманистического мировоззрения  как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек  выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде  и центрируется вокруг человека. При  этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной  реальности, но и оценку своего места  в окружающей действительности, связей с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника