Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?
Содержание
Введение стр. 3
Глава I.Сущность нравственного воспитания. стр. 5
Глава II. Средства и методы нравственного стр. 8
воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников стр. 8
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников стр. 10
Глава III. Игра как средство нравственного воспитания
у детей дошкольного возраста. стр. 11
3.1 Особенности и виды игры у дошкольников стр. 11
3.2 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте стр.15
3.3 Дошкольный период как воспитание нравственности
ребёнка стр. 17
Заключение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дефектологический факультет
Отделение
дошкольной дефектологии
ОСОБЕННОСТИ
НРАВСТВЕНОГО ВОСПТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая
работа
Выполнила: студентка 1 курса
111 группы, Скрыпникова Татьяна Николаевна
Научный руководитель:
К. п. н., профессор
Селиверстов
Владимир Ильич
Содержание
Введение
Глава
I.Сущность нравственного
воспитания.
Глава
II. Средства и методы
нравственного
воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников стр. 8
2.2
Методы нравственного
воспитания дошкольников
стр. 10
Глава III. Игра как средство нравственного воспитания
у
детей дошкольного
возраста.
3.1 Особенности и виды игры у дошкольников стр. 11
3.2 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте стр.15
3.3 Дошкольный период как воспитание нравственности
ребёнка
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Исходя
из актуальности проблемы, была поставлена
следующая цель
курсовой работы:
определить, каковы особенности формирования
нравственных представлений, поступков
и культуры поведения старших дошкольников.
Далее выделен объект
исследования: процесс нравственного
воспитания детей дошкольного возраста,
и предмет исследования: особенности
формирования нравственных представлений,
поступков и культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста.
Глава
I. Сущность нравственного
воспитания.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль
исторически конкретна, она изменяется
с развитием общества. Нет морали,
единой для всех времен и народов.
По мере смены общественно-
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. [5. c.104]
«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие
«нравственное воспитание»
«Нравственное
воспитание» – это
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
«Нравственное
воспитание личности» – сложный
и многогранный процесс, включающий
педагогические и социальные явления.
Однако процесс нравственного
Основные задачи нравственного воспитания:
1.
формирование нравственного
2.
воспитание и развитие
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное
сознание – активный процесс отражения
нравственных отношений, состояний. Субъективной
движущей силой развития нравственного
сознания является нравственное мышление
– процесс постоянного
Нравственность
личности складывается из субъективно
освоенных моральных принципов,
которыми она руководствуется в
системе отношений и постоянно
пульсирующего нравственного
Нравственные
чувства, сознание и мышление являются
основой и стимулом проявления нравственной
воли. Вне нравственной воли и действенно
практического отношения к миру
не существует реальной нравственности
личности. Она реализуется в единстве
нравственного чувства и
Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
-
жизненная ситуация –
- выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.
Важнейшим
средством нравственного