Нравственное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?

Содержание работы

Содержание
Введение стр. 3
Глава I.Сущность нравственного воспитания. стр. 5
Глава II. Средства и методы нравственного стр. 8
воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников стр. 8
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников стр. 10
Глава III. Игра как средство нравственного воспитания
у детей дошкольного возраста. стр. 11
3.1 Особенности и виды игры у дошкольников стр. 11
3.2 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте стр.15
3.3 Дошкольный период как воспитание нравственности
ребёнка стр. 17
Заключение

Файлы: 1 файл

Скрыпникова.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

     Глава II.Средства и методы нравственного воспитания дошкольников 

     2.1 Средства нравственного  воспитания дошкольников 

     Нравственное  воспитание определяется с помощью  определенных средств, среди которых  необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

     1. Группа художественных средств:  художественная литература, изобразительное  искусство, музыка, кино и др. Эта  группа средств очень важна  в решении задач нравственного  воспитания, поскольку способствует  эмоциональной окраске познаваемых  моральных явлений. Художественные  средства наиболее эффективны  при формировании у детей моральных  представлений и воспитании чувств.

     2. Средством нравственного воспитания  дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

     3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. 

     Особое  место в этой группе средств отводится  общению. Оно, как средство нравственного  воспитания, лучше всего выполняет  задачи корректировки представлений  о морали и воспитании чувств и  отношений.

     4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

     Окружающая  ребенка обстановка становится средством  воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

     Выбор средств воспитания зависит от ведущей  задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже  перевоспитываем). 

     2.2 Методы нравственного  воспитания дошкольников 

     Методы  воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

     В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

     Для классификации методов исследователи  определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного  воспитания.

     Предлагаемая  классификация объединяет все методы в три группы:

     - методы формирования нравственного  поведения: упражнения, поручение,  требование, воспитывающие ситуации;

     - методы формирования нравственного  сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

     - методы стимулирования: поощрение,  соревнование, одобрение, награждение,  субъективно-прагматический.

     Принципы  отбора методов нравственного воспитания:

     - соответствие метода цели и  задачам воспитания;

     - гуманный характер метода;

     - реальность метода;

     - подготовленность условий и средств для использования метода;

     - избирательность отбора метода;

     - тактичность применения метода;

     - планирование возможного результата  воздействия метода;

     - терпение и терпимость педагога  при использовании метода;

     - преобладающая практическая направленность  метода в нравственном воспитании  дошкольников.

     Методы  нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).  
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава III. Игра как средство нравственного воспитания у детей  дошкольного возраста 

       
    1. Особенности  и  виды  игры у  дошкольников
 

       Для детей от 1 до 7 лет игра – важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, её социализации и  подготовки к будущему. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий: педагогов и психологов, писателей и артистов, физиологов и философов, математиков и т. д. Во многих научных трактатах на разнообразные темы, в художественных произведениях встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или суждения о них. Великолепные, психологически тонкие картины детской игры нарисовали В. Гюго, Л. Толстой. Свидетельством живой истории нашей страны являются игры советских детей, описанные А. Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым и др. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве детей на игру принадлежат Алексею Максимовичу Горькому. В особенностях детской психики искал причину детской игры И.М. Сеченов. Искренность и непосредственность чувств детей в игре подметил К.С. Станиславский.

     Принято называть игру «спутником детства». У  детей дошкольного возраста она  составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает;   в  процессе  игры   активно  работает  его  воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.

     Создание  педагогической теории игры возможно только на основе глубокого проникновения в сущность игры и ее особенности.

     Игра  направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

     Игра  это вид деятельности ребенка. В  силу этого ей присущи черты, характерные  для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

     Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных  жизненных  явлении,  обеспечивая   непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знании, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов и др.).

     Игры  детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

     Игры  с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В  зависимости от сложности содержания и правил они предназначаются для детей разного возраста. Среди игр с готовыми правилами большую группу составляют народные игры, многие из которых переходят от поколения к поколению.

     В свою очередь, обе группы игр имеют  свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в  которых дети специфическим образом  отражают свои впечатления об окружающей жизни, игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений, и др.

     Игры  с готовым содержанием и правилами  по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых прежде всего развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные,  развивающие  музыкальные  способности,   и  т.  д.

     Различают также игры-развлечения, игры-забавы. Понятие  «творческая   игра»  охватывает   сюжетно-ролевые  игры, игры-драматизации,   строительно-конструктивные   игры. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Каждому виду игры свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей.

     В играх разного вида правила различны. В творческих ролевых играх правила  заключаются в самом содержании игры — в роли, в сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой). Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться. 

     3.2 Значение и сущность  игры в дошкольном  возрасте 

     Многие  исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей  (дружбы, товарищества). Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки, радость носит интеллектуальный характер. В большинстве игр проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, красотой игровых движений, элементами художественного творчества. А. С. Макаренко писал о радости в игре как радости «творчества, радости победы, радости эстетической, радости качества».

     В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

     Игра  любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для  ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играющих, увернуться от «ловишки» и т. д.

     Цели  не являются постоянными. Н. К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка  меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных целей дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника