Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа
Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе.
Введение………………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность нравственного воспитания………………..................................2
Формы и методы нравственного воспитания………..................................8
Психологические особенности детей младшего
школьного возраста………………………………………………………….....15
ГЛАВА II. ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Этическая беседа как средство нравственного воспитания
младших школьников……………………………………..................................19
2.2 Роль коллектива в нравственном воспитании
младших школьников…………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...25
Используемая литература………………………………..................................26
Приложение…………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
школьного возраста…………………………………………………………
ГЛАВА II. ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Этическая беседа
как средство нравственного
младших школьников……………………………………......
младших школьников……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………
Приложение…………………………………………
1
Введение
Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе. ( Ч.)
В современном
обществе проблема
Для того, чтобы
процесс нравственного
В данной курсовой работе ставятся следующие задачи:
- изучить литературу
по теме «Нравственное
- глубже разобраться
в сущности нравственного
- описать опыт нравственного воспитания.
2
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Успешное осуществление нравственного воспитания учащихся требует от классного руководителя глубокого осмысления и знания его педагогической сущности. В этой связи возникает вопрос: что представляет собой нравственное воспитание, если рассматривать его с педагогической точки зрения?
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из исследований были выполнены давно. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученых: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. уделяли огромное внимание нравственному воспитанию личности.
Чтобы раскрыть сущность нравственного воспитания, нужно начать с вопроса о том, что такое воспитание вообще. [20]
Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. [18]
Подласый характеризует воспитание как целенаправленный и организованный процесс формирования личности. [15,c15]
В толковом словаре И.П. Ожегова воспитание – это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. [14,с31]
3
Далее следует выяснить, что же такое нравственность?
В толковом словаре И.П. Ожегова нравственность характеризуется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [14,с79]
Л.А. Григорович дал следующее определение нравственности: это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. [8,с53]
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. [21]
Так что же такое нравственное воспитание?
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности. «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и
4
поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.» [9,с23]
Н. И. Болдырев раскрывает это понятие следующим образом: «Под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения» [1,c9]
Основополагающей
базовой категорией
Следующей
важной категорией
Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления
5
нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной, непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
О нравственности
человека обычно судят по его п
Результатом
нравственного воспитания
6
культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной
воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения.
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях дети прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. [21]
Процесс
нравственного воспитания
Процесс
нравственного воспитания –
Существуют
особенности процесса
7
создавать необходимые и достаточные условия для наиболее эффективного взаимодействия данных сторон процесса.
Вторая особенность процесса нравственного воспитания заключается в его длительности и непрерывности. Конечные итоги процесса нравственного воспитания являются как бы отсроченными.
Третья особенность
процесса нравственного
Таким образом,
чтобы понять сущность
8
1.2 Формы и методы нравственного воспитания.
Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. [4]
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников