Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность нравственного воспитания………………..................................2
Формы и методы нравственного воспитания………..................................8
Психологические особенности детей младшего
школьного возраста………………………………………………………….....15
ГЛАВА II. ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Этическая беседа как средство нравственного воспитания
младших школьников……………………………………..................................19
2.2 Роль коллектива в нравственном воспитании
младших школьников…………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...25
Используемая литература………………………………..................................26
Приложение…………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

16

дошкольным возрастом  – это расставание с детской  непосредственностью. Ребенок, попадая  в школьное детство, оказывается  в менее снисходительном и более суровом мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем. [12]

  Школьный возраст открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это так называемая переходная ступень – уже не дошкольник, но еще не школьник. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. [12]

Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность  и непосредственность означают, что  ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который  вклинивается между переживанием и  непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

  В 7–летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я

17

радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, “я злой”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

 1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

 2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ребенок-«неудачник» пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет. [7]

  Таким образом,  учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста чрезвычайно важен для эффективного воспитания. Игнорирование возрастной специфики, неправильное отношение взрослых к ребенку младшего школьного возраста может привести к необратимым последствиям.

  

18

  Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что младший школьный возраст – сензитивный период для успешного осуществления нравственного воспитания. Педагогу отводится важная роль в формировании нравственной личности младшего школьника. В связи с этим педагог обязан понимать всю ответственность за нравственное становление личности воспитанника, обладать знаниями и умениями по данной теме, уметь рационально использовать методы и формы нравственного воспитания младших школьников, а также учитывать психологические особенности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

ГЛАВА II ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Этическая беседа  как средство нравственного воспитания  младших школьников.

  В воспитании любого  нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

  Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон: учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

 Эффективность этических  бесед зависит от соблюдения  ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать,  чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать  также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами

20

пришли к правильному  пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы  должен быть близок эмоциональному  опыту воспитанников. Нельзя ожидать  и требовать от них активности  при обсуждении трудных вопросов  или таких, в которых за основу  берутся факты, явления, связанные  непонятными ими чуждыми событиями,  чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы  важно выявить и сопоставить  все точки зрения. Ничье мнение  не может быть проигнорировано,  это важно со всех точек  зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство  этической беседой заключается  в том, чтобы помочь воспитанникам  самостоятельно прийти к правильному  выводу. Для этого воспитателю  нужно уметь смотреть на события  или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства. [13,c22]

   Зулунова Г.В., учитель начальных классов в  своей статье «Будьте взаимно  вежливы», предлагает этическую  беседу с первоклассниками. Задачами  данной беседы являются:

- познакомить с правилами вежливости и деликатности,

- воспитывать    уважение к людям и доброжелательное отношение друг к другу,

- развивать умение анализировать собственные поступки,

- формировать умение внимательно слушать музыку, давать нравственную оценку ее содержания, повышать уровень сплоченности коллектива.

  Автор предлагает  следующие вопросы к беседе:

- Как вы понимаете слово «вежливость»?

 

 

21

-  Кого называют  вежливым?

- Что значит быть  вежливым?

- А знаете ли вы вежливые слова? [5,c47]

В ходе беседы педагог  использует художественные произведения, такие как:  Шарль Перро «Волшебство», В. Осеева «Волшебное слово»; музыкальную пьесу Г. Свиридова «Ласковая просьба»; игры «В кругу вежливости», «Ласковые имена», «Испуганный ежик», «Вежливо-невежливо». 

После прослушивания  каждого художественного произведения, музыкальной пьесы, педагог проводит с детьми анализ, предлагает вопросы, слушает мнение ребят, подводит их к правильному выводу. Игры предупреждают переутомление учащихся, поддерживают их интерес к беседе.

  Таким образом,  в системе нравственного воспитания важное место занимает этическая беседа. Для эффективности этических бесед необходимо соблюдать ряд важных условий. Также в ходе беседы целесообразно использовать художественные произведения, игры, направленные на развитие нравственных качеств, убеждений, сознания младших школьников .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

2.2. Роль коллектива  в нравственном воспитании младших  школьников.

  Коллектив – это  группа людей, взаимно влияющих  друг на друга и связанных  между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. [6,c285]

   Воспитание детей  в коллективе является важным принципом нравственного воспитания. Н. К. Крупская, подчеркивая важность воспитания в коллективе, писала: «...Школа должна учить ребят объединяться, ставить общие цели и общие задачи и общими усилиями эти задачи разрешать». Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между людьми.

 Коллектив - это  школа формирования общественной направленности личности ребенка. Здесь наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется прежде всего в поступках. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие. [9,c48]

  В формировании  взаимоотношений в коллективе  важная роль отводится педагогу. Шкуричева Н.А., педагог-психолог высшей категории, кандидат педагогических наук в своей статье «Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации» отмечает, что проблема формирования межличностных отношений актуальна для всех учителей. Автор выделяет задачи, которые стоят перед педагогом:

23

- изучать межличностные  отношения учащихся;

- применять методы  и формы организации их совместной  деятельности как на уроке,  так и внеучебное время;

- целенаправленно обучать младших школьников общению и сотрудничеству в коллективе. [23,c7]

  Автор предлагает  методику «Я и мой класс», с  помощью которой можно определить  эмоционально – психологический  климат в коллективе, а также  насколько ученику комфортно  в классе, школе. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой учитель, бланки методики подписываются или заполняются анонимно.

  Как показывает  практика, в бланках школьники  чаще всего пишут о характере  межличностных отношений в классе. Потребность в положительных межличностных отношениях, в конструктивном диалоге друг с другом, в уважительном общении товарищей характерна для большинства учеников. Ее реализация в школьной жизни означает благополучное развитие личности школьника, коллектива. [23,c8]

  Анализируя полученные ответы, педагог выявляет как минимум 3 группы школьников:

- первая группа выражает  эмоционально положительное отношение  к своему коллективу;

- вторая группа в  целом положительно относится  к коллективу, однако критически  оценивает и его недостатки;

- третья группа резко  отрицательно отзывается о классе.

Рассказ учащимся о классе по результатам проведенного анкетирования  вызывает у них большой интерес: они задают много вопросов, делятся  своими впечатлениями друг с другом. Предъявляя школьникам отрицательные данные, чрезвычайно важно сохранять позитивный настрой и создать у учеников перспективу «выравнивания» ситуации.

 

24

Полученные данные можно  использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, на родительских собраниях, выступлениях на

педагогических советах, «круглых столах» и т.д. Для повышения  психолого-педагогической компетентности можно организовывать с коллегами  «круглые столы», на которых обсуждаются  вопросы формирования коллектива и, таким образом, определяются и корректируются приоритетные направления учебно-воспитательной работы не только класса, но и школы.

  Анализируя ответы  школьников, можно не только выявить  трудности межличностных отношений  в классе, но и начать активно  их преодолевать: включать учащихся в активную деятельность (работу в парах, группе, коллективе), использовать тренинговые задания на уроках и во внеклассной работе; приглашать школьного педагога-психолога для проведения углубленной диагностики коллектива. [23,c10]

  Таким образом,  коллектив играет важную роль в нравственном воспитании младших школьников, а изучение характера эмоционального состояния младших школьников, развитие у них навыков общения со сверстниками позволяют не только создавать положительный социально-психологический климат в классе, но и обеспечивают успешную социализацию учащихся.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников