Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность нравственного воспитания………………..................................2
Формы и методы нравственного воспитания………..................................8
Психологические особенности детей младшего
школьного возраста………………………………………………………….....15
ГЛАВА II. ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Этическая беседа как средство нравственного воспитания
младших школьников……………………………………..................................19
2.2 Роль коллектива в нравственном воспитании
младших школьников…………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...25
Используемая литература………………………………..................................26
Приложение…………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

  Содержание нравственного воспитания ученика реализуется прежде всего в организационных формах, под которыми подразумеваются целесообразно-рациональные влияния на коллектив и отдельных учащихся в целях создания оптимальных условий для успешного решения общих и конкретных задач.

   Организационные формы такого рода воспитания определяются его содержанием, местом, временем и способами педагогического руководства. В связи с этим наиболее общими организационными формами можно считать урочные, внеурочные, клубные, внешкольные занятия. Общие организационные формы делятся на пять групп:

- руководство жизнью  и деятельностью ученического  коллектива: формирование его органов,  собрания, дежурства и т.д.;

- информационно-массовые: лекции, диспуты, конференции, вечера  и т.п.;

- действенно-практические: агитбригады, объединения, команды;

- синтетические, или  клубные: школьные клубы, КВН,  «огоньки», школьные театры и  т.д.;

- индивидуальной работы: консультации, собеседования, поручения  и индивидуальные задания и  т.д. [4,c82]

  Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов нравственного воспитания  во многом зависит от

 

 

9

возраста учащихся и  их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания  изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. Традиционные  методы  нравственного  воспитания  ориентированы  на  привитие  школьникам  норм  и  правил  общественной  жизни.  Важным  показателем  сформированности  нравственных  качеств  личности  является  внутренний  контроль. Сформированные  навыки  контроля  способствуют  успешному  развитию  нравственных  качеств  личности  в  процессе  обучения  и  воспитания.  [9]

  В  педагогической  литературе  описывается  множество  методов  и  приемов  нравственного  воспитания. Наиболее распространенными из них

являются: рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример, метод  приучения и упражнения, проблемно-ситуационный метод, методы стимулирования и торможения.

  В  младших  классах  часто  используется  рассказ  на  этическую  тему.  Это  яркое  эмоциональное  изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения. 

  У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций:

1. служить  источником  знаний;

2. обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей;

3. служить  способом  использования  положительного  примера  в  воспитании.

  К  условиям  эффективности  этического  рассказа  относятся  следующие:

Рассказ  должен  соответствовать  социальному  опыту  школьников.  В  младших  классах он  краток,  эмоционален,  доступен,  соответствует 

10

переживаниям  детей. Рассказ  сопровождается  иллюстрациями,  которыми  могут  стать  произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев.  Усиливает  его  восприятие  хорошо  подобранное  музыкальное  сопровождение. Обстановка  имеет  большое  значение  для  восприятия  этического  рассказа.  Эмоциональное  воздействие  окружающей  обстановки  должно  соответствовать  замыслу  и  содержанию  рассказа. Рассказ  производит  должное  впечатление  только  тогда,  когда  выполняется  профессионально.  Неумелый,  косноязычный  рассказчик  не  может  рассчитывать  на  успех. Рассказ  обязательно  должен  переживаться  слушателями.  Нужно  позаботиться,  чтобы  впечатления  от  него  сохранялись  как  можно  дольше.

  Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа,  –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность. Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и  средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т. п.

Разъяснение  применяется:

 - чтобы  сформировать  или  закрепить  новое  моральное  качество  или  форму  поведения;

 - для  выработки  правильного  отношения  воспитанников  к  определенному поступку,  который  уже  совершен.

   В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Внушение,  проникая  незаметно  в  психику,  действует  на  личность  в  целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.  Как  уже  было  отмечено,  младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки. [9]

11

В  работе  с  учащимися  различных  возрастных  групп  широко  применяется  этическая  беседа.  В  педагогической  литературе  она  рассматривается  и  как  метод  привлечения  учащихся  для  обсуждения,  анализа  поступков  и  выработки  нравственных  оценок,  и  как  форма  разъяснения  школьникам  принципов  нравственности  и  их  осмысления,  и  как  средство  формирования  системы  моральных  представлений  и  понятий,  которые  в свою  очередь  выступают  в  качестве  основы  для  формирования  нравственных  взглядов  и  убеждений.

Этическая беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения знаний, предполагающий участие обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников.  Эффективность  этической  беседы  зависит  от  соблюдения  ряда  важных  условий:

Беседа  должна  носить  проблемный   характер.  Нельзя  допускать,  чтобы  этическая  беседа  развивалась  по  заранее  составленному  сценарию  с  заучиванием  готовых  или  подсказанных  взрослыми  ответов.  Нужно учить детей с уважением  относиться  к  мнениям других, терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения. 

Нельзя  допускать  также,  чтобы  беседа  превращалась  в  лекцию.        Материал  для  беседы  должен  быть  близок  эмоциональному  опыту  воспитанников.  Только  при  опоре  на  реальный  опыт  беседы  на  отвлеченные  темы  могут  быть  успешными. 

В  ходе  беседы  важно  выявить  и  сопоставить  все  точки  зрения.  Правильное  руководство  этической  беседой  заключается  в  том,  чтобы  помочь  воспитанникам  самостоятельно  прийти  к  правильному  выводу.  Для  этого воспитателю  нужно  уметь  смотреть  на  события  или  поступки  глазами  воспитанника,  понимать  его  позицию  и  связанные  с  ней  чувства. В  начальной  школе  этическая  беседа  имеет  простую  структуру.  Здесь предпочтителен  индуктивный  путь:  от  анализа 

 

12

конкретных  фактов,  их  оценки до  обобщения  и  самостоятельного  вывода. [8]

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается на известной закономерности: явления,  воспринимаемые  зрением, быстро и  без труда запечатлеваются  в  сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу  имеет  и  пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых. Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном, своеобразном  подражании. Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров, учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а  носители  пороков  вызывали  неприязнь. Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника от неправильного

13

поступка, формирует понятие  о  безнравственном. Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно, без расхождений между словом  и делом, доброжелательно. [22]

Метод приучения  и упражнения является активным и практически действенным методом. Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность, а не только вырабатывает навыки и привычки, как это принято в традиционной педагогике, приучает личность к исполнению правил общественного поведения и упражняет ее в этом.       

Специально организованное приучение и упражнение позволяет ученику приобретать умения, помогающие ему в различных жизненных ситуациях занимать правильную позицию. Умение как наивысшая ступень осознанности в совершении необходимого нравственного действия в результате многократных повторений автоматизируется и переходит в навык, в потребность. Для выработки умений, навыков и привычек используются такие приёмы этого метода, как инструктаж, показ, тренировка. 

  Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания,

14

мобилизует волю ученика. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.  

  Существуют также методы, которые лишь содействуют нравственному становлению школьников, ускоряя развитие положительных сторон или задерживая отрицательные. Их можно назвать методами стимулирования и торможения, которые по содержанию и назначению богаче, чем традиционные, так называемые методы поощрения и наказания.

  Метод стимулирования как своего рода катализатор используется для побуждения коллектива и личности к усилению и ускорению своего развития. Методическими приемами этого метода можно считать одобрение, похвалу, оценку, награду и другие поощрения.

  Для преодоления несдержанности в поведении и устранения негативного в развитии черт характера воспитатель прибегает к методу торможения. Методическими приемами в этом случае будет предупреждение, осуждение, запрещение, угроза, принуждение и наказание. Основным в торможении следует считать переключение школьника с отрицательного типа поведения на положительный с целью помочь ему осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, научить его заниматься саморегулированием поведения. [9]

  Таким образом, знание форм и методов нравственного воспитания необходимо для педагога. Умелое их использование обязательно приведет к достижению поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

15

1.3 Психологические особенности  детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

  В это время происходит  интенсивное биологическое развитие детского организма: центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов. В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

  Поскольку мышечное  развитие и способы управления  им не идут синхронно, то  у детей этого возраста есть  особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий. [10]

  Физиологические  трансформации вызывают большие  изменения в психической жизни  ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников