Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Нравственное воспитание как один из видов общественной деятельности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность нравственного воспитания………………..................................2
Формы и методы нравственного воспитания………..................................8
Психологические особенности детей младшего
школьного возраста………………………………………………………….....15
ГЛАВА II. ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Этическая беседа как средство нравственного воспитания
младших школьников……………………………………..................................19
2.2 Роль коллектива в нравственном воспитании
младших школьников…………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...25
Используемая литература………………………………..................................26
Приложение…………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

  Исходя из всего  вышесказанного, можно сделать вывод,  что опыт нравственного воспитания  младших школьников чрезвычайно  важен для педагога. Для успешного  осуществления нравственного воспитания младших школьников педагогу необходимо знакомиться с наработанным материалом по данной теме, использовать его в своей работе и в дальнейшем формировать свой личный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Заключение

Работая над проблемой  нравственного воспитания младших  школьников, мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность и основные понятия нравственного воспитания, изучили формы и методы нравственного воспитания младших школьников, а также психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.  Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек поведения. Для понятия сущности нравственного воспитания необходимо знать и различать основные его категории, такие как: нравственное чувство, нравственное сознание, нравственное мышление, нравственная воля, поведение, поступок, нравственная воспитанность, самовоспитание, процесс нравственного воспитания.

  В педагогике формы  и методы нравственного воспитания представлены довольно широко. Мы выбрали и описали только самые распространенные.

  При осуществлении  нравственного воспитания младших  школьников важным аспектом является  учет психологических особенностей  детей данного возраста. Мы описали психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.

  Во II главе мы описали опыт педагогов по данной теме, глубже разобрались в значении понятий «этическая беседа» и «коллектив», рассмотрев данные понятия в системе нравственного воспитания младших школьников.

  Таким образом,  задачи, поставленные во введении:

- изучить литературу  по теме «Нравственное воспитание  младших школьников»;

- глубже разобраться  в сущности нравственного воспитания;

- описать опыт нравственного  воспитания,

были полностью решены в ходе данной курсовой работы.

 

 

26

Литература:

1. Богданова О.С. Воспитание  культуры поведения учащихся 1-3 классов. - М.: Просвещение,  1979

2. Богданова О.С., Петрова  В.И. Методика воспитательной  работы с учащимися 1-3 классов. - М.: Просвещение, 1986

3. Болдырев Н.И. Основные  проблемы теории и методики  нравственного воспитания молодого  поколения. – М., 1967

4. Дубровина И.В., Данилова  Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник  для студ. сред. пед. учеб. заведений  – М., Издательский центр «Академия», 1999 – 464с

5. Зулунова Г.В. «Будьте  взаимно вежливы» // Первое сентября, 2009, № 3

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для  студентов педагог. учеб. заведений  – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: Юрайт – М, 2001 - 607с

7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников, М.: Просвещение, 1977

8. Марьенко И.С. Нравственное  становление личности школьника.  – М.: Педагогика, 1985 – 104с

9. Марьенко И.С. Основы  процесса нравственного воспитания  школьников. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1980 – 183с

10. Мухина В.С. Возрастная  психология. Учебник для студ. Вузов  – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский  центр «Академия», 1999 – 456с

11. Мухина В.С. Детская  психология. М., 1985

12. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М., 1999

13. Николаева Л.А. Этическая  беседа как средство нравственного  воспитания младших школьников // Первое сентября, 2004, № 5

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый  словарь русского языка. М., 1992

15. Подласый И.П. Педагогика, М.: Владос, 2000

 

27

16. Пороль О.А. Смысловой  аспект литературных произведений  духовной направленности // Начальная  школа, 2007 № 10

17. Скаткин М.Н. Школа  и всестороннее развитие детей.  М.: 1980

18. Сластенин В.А. и  др. Педагогика: Учеб. пособие для  студ высш. пед. учеб заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 586с

19. Сухомлинский В.А.  Сердце отдаю детям. Киев, 1972

20. Харламов И.Ф. Нравственное  воспитание школьников: Пособие  для класс. руководителей. – М.: Просвещение, 1983 – 160с

21. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999 – 520 с.

22. Чекина Е.В. Теория  нравственного воспитания: история  развития и современное состояние:  монография / Е.В. Чекина – Гродно: ГрГУ, 2008 – 119с.

23. Шкуричева Н.А. Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации // Начальная школа, 2009, № 3, с7-10

24. Штольц Х., Рудольф  Р. Как воспитать нравственное  поведение?: Кн. Для учителя: М.: 1986

25. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

В.А. Дробина

Этическая беседа на тему «Дружба».

Цель. Помочь учащимся углубить их представления о товарищеском отношении к друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга.

Ход этической беседы. (Играет песня о дружбе, например «От улыбки»).

Классный руководитель:  Здравствуйте, ребята, сегодня мы с  вами поговорим о дружбе. Как вы думаете, что такое дружба? (Дети предлагают свои варианты). А как, по-вашему, какими качествами должен обладать настоящий друг? (Дети перечисляют качества). Тогда, как бы вы поступили в этой ситуации? (Детям предлагается такой рассказ).

 «Сашу пригласил  его любимый друг Петя на  день рождения. Саша очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самым лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть совсем не пойти, раз нет подарка?».

(Классным руководителем   выслушиваются  точки зрения  учеников и вместе с ребятами  анализируются).

Классный руководитель: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога дружба. Итак, подведём с вами итоги по нашей беседе: дружба – это (перечисляете точки зрения учеников). Надеюсь, что у вас будет много настоящих друзей.

 

Игры-упражнения на темы «Как себя вести?».

Цель. Сформировать представления  о некоторых правилах поведения, в частности об этикете в гостях.

Оборудование. Карточки с надписями (ждём гостей, гости пришли, угощаем, главное – чтоб всем было весело), угощение (пирог, нарезанный на неравные части).

 

30

Ход занятия.

Классный руководитель: Здравствуйте ребята. Вы наверно часто  ходите в гости на праздник, на день рождение? А к вам в гости приходят? (Дети отвечают). Сегодня мы с вами посмотрим как нужно правильно вести себя в гостях. Для этого вы должны разделиться на 4 группы, каждой группе будет дано задание. (Ребята делятся на группы).

Классный руководитель: Сейчас мне нужен один человек от группы, чтоб определить какое задание вы будете выполнять.  (Ребёнок вытягивает карточку). Вы должны показать сценку на тему, указанную на карточке. На подготовку 10 минут.

Далее идёт показ сценок по очереди («Ждём гостей», «Гости пришли», «Угощаем», «Главное – чтобы всем было весело»).

Классный руководитель: Итак, вы просмотрели сценки. Кто, по-вашему, допустил ошибки? Как правильно нужно  было поступить?

(Дети анализируют  ошибки вместе с воспитателем).

Классный руководитель: А сейчас мы с вами посмотрим, кто из вас самый жадный. Сейчас я вас угощу пирогом. (Воспитатель, пронося по рядам нарезанный пирог, предлагает каждому взять кусок. С первого раза победить жадность не удаётся: дети будут брать не тот, что ближе, а тот, что побольше. Упражнение можно повторить.)

Классный руководитель: Я очень рада, что вы справились со своим «хочется» и вы совсем не жадные дети. Надеюсь, теперь вы знаете, как себя вести в гостях и принимать  их.

Рекомендации. Можно устроить чаепитие.

 

 КТД «Хороший поступок»

Цель. Закрепить понимание  того, какой поступок является хорошим. Дать возможность мысленно представить  себя на месте героя рисунка.

 

31

Оборудование. Бумага и  цветные карандаши, стенд (место  для рисунков)

Ход занятия.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами организуем выставку рисунков на тему «хороший поступок».  Хорошо подумайте, что вы будете рисовать. (Дети рисуют. Затем нужно вывесить все рисунки на стенд.)

Классный руководитель: А теперь каждый по очереди должен дать пояснения к своему рисунку. (Дети поясняют.)

Классный руководитель: Мне все рисунки понравились, они соответствуют теме. Но мне  хотелось бы выделить следующий рисунок  … 

Классный час на тему «Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищам.

Цель. Воспитание критичного отношения к себе. Воспитание правдивости, а также доброжелательного отношения  к товарищам.

Оборудование. Бумага и  ручки.

Ход классного часа.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш  классный час посвящён теме «Умей быть требовательным к себе и доброжелательным к товарищам». Как вы это понимаете? (Ребята высказывают свои мнения.)

Классный руководитель: Итак, начнём. У каждого из вас  есть листочек. Подпишите его своей  фамилией для меня и шифром – для товарищей. Далее напишите на одной стороне этого листа свои плохие качества. Даю вам время 4-5 минут. (Дети пишут плохие качества.)

 Классный руководитель: Переверните листки и на этой  стороне напишите как можно  больше фамилий одноклассников  и рядом с каждой фамилией что-нибудь хорошее об ученике. Только одно требование: все написанное должно быть правдой.

(Через 5-6 минут соберите  листки.)

32

Классный руководитель: А сейчас вы узнаете о том, кто  сумел быть к себе требовательным и правдиво назвать свои недостатки. Посмотрите листки с той стороны, где записаны плохие качества, дайте оценку работе каждого, называя его шифр. Все оценки должны быть тактичными, но справедливыми.

Классный руководитель: А теперь вы узнаете о себе самое  хорошее… (Переверните листки и зачитывайте вслух все хорошее, что ребята написали друг о друге, без указания шифра.)

Классный руководитель: Подводя итог нашего классного часа, можно сказать, что важно уметь  по-товарищески, уважительно относиться друг к другу, как полезно видеть плохое в себе и хорошее в товарищах, а не наоборот.

 

Классный час  на тему «Умение понять и помочь».

Цель. Воспитать умение сочувствовать товарищу. Воспитать  стремление и умение помогать людям. Формировать понятие о необходимости  заранее обдумывать каждое свое действие.

Оборудование. Басня И.А. Крылова «Пустынник и медведь.

Ход. Заранее скажите  ребятам, чтоб они прочитали басню  И.А. Крылова.

Классный руководитель: Сегодняшнее наше занятие будет  посвящено обсуждению прочитанного произведения. Кто бы хотел рассказать своими словами басню? (Один ребёнок  рассказывает.)

Классный руководитель: У меня возникли такие вопросы  к басне:

- Хотел ли медведь  помочь?

- Что сделал медведь  на самом деле вместо помощи?

- Почему автор басни  написал: «Услужливый дурак опаснее врага»?  (Дети пытаются ответить.)

Классный руководитель: Из всего вами сказанного можно сделать  вывод: недостаточно хотеть помочь, нужно  помогать обдуманно, разумно иначе  не

 

33

поможешь, а навредишь. А что же нужно сделать, чтобы  помощь была настоящей, умной? Давайте разберём на примере.

- Ваш товарищ сидит  грустный. Как ему помочь?  Подойти  и рассказать смешную историю? (Ребята начинают размышлять над  проблемой.) Правильно … (назвать  имя ученика), а если у него  настоящее горе? Тогда вы не  можете и не насмешите, а только сделаете ещё хуже своим непониманием. Грустным можно быть по разным причинам. Что же делать? (Ребята дальше рассуждают.) Вы должны, прежде всего, узнать, что с человеком. Ну, а что делать дальше?

(Ученики оживленно  начинают подавать советы.) Вено, ребята, первые пришедшие в голову слова или поступки не могут по-настоящему помочь, сделать лучше другому. Недостаточно выяснить, что с человеком, надо глубоко посочувствовать ему (т.е. поставить себя на его место, почувствовать то же, что чувствует он), а затем быстро и хорошо подумать, что поможет человеку в этой ситуации, при таком состоянии.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников