Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, курсовая работа
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых,
наше общество нуждается в
подготовке широко
Во-вторых,
в современном мире маленький
человек живет и развивается,
окруженный множеством
В-третьих,
само по себе образование не
гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности,
В-четвертых,
вооружение нравственными
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема нашла
отражение в фундаментальных
работах А.М.Архангельского (3), Н.М.Болдырева
(6), Н.К.Крупской (17), А.С.Макаренко (18), И.Ф.Харламова
(30) и др., в которых выявляется
сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, указываются способы
дальнейшего развития принципов, содержания,
форм, методов нравственного
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Такие педагоги как Н.М.Болдырев
(6), И.С.Марьенко (19), Л.А.Матвеева (20),
Л.И.Божович (5) и многие другие исследовали
нравственное воспитание рассматривают
в разных аспектах. Однако, решение
задач нравственного воспитания
в процессе формирования учебной
деятельности не достаточно исследовано.
В связи с этим, целью нашего
исследования является теоретическое
обоснование возможности
Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:
нравственное воспитание школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
В соответствии с проблемой,
целью, объектом и предметом
исследования поставлены
1. Дать анализ состояния
проблемы нравственного
2. Выявить условия нравственного
воспитания в учебной
3. Описать опыт нравственного воспитания младших школьников.
Новизна исследования и практическая
значимость заключаются в том, что
педагогические условия обеспечивают
эффективность учебной
Базой исследования является прогимназия № 1706 г. Москвы, где автор работает учителем.
Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
1.1. Сущность и природа нравственности.
В
кратком словаре по философии
понятие нравственности
В.И. Даль толковал слово мораль
как «нравственное ученье, правила
для воли, совести человека».(9, с.
345) Он считал: «Нравственный —
С годами понимание нравственности
изменилось. У Ожегова С.И. мы видим:
«Нравственность — это
Мыслители
разных веков трактовали
А Ницше считал:
«Быть моральным, нравственным, этичным
- значит оказывать повиновение
издревле установленному
А что
же говорить о детях? Еще
В.А. Сухомлинский говорил о
том, что необходимо
Василий
Андреевич говорил: «Никто
не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям,
ломай деревья, попирай
Сухомлинский
считал, что «незыблемая основа
нравственного убеждения
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам (4, с.352).
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий (6, с.102).
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. (14, с.198).
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. (25, с.58).
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева(20), Л.А. Регуш (24) и многих других.
В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
«Практически любая
Информация о работе Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности