Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, курсовая работа
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
В результате регламентированного
характера процесса, обязательного
систематического выполнения учебных
поручений у младшего школьника
складываются нравственные знания,
характерные для учебной
Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. (30, с.541).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком
процесса нравственного воспитания
является его концентрическое
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающие
нравственное становление и
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие морального сознания
ребенка происходит через восприятие
и осознание содержания воздействий,
которые поступают и от родителей
и педагогов, окружающих людей через
переработку этих воздействий в
связи с нравственным опытом индивида,
его взглядами и ценностными
ориентациями. В сознании ребенка
внешнее воздействие
Необходимое звено в процессе
нравственного воспитания - моральное
просвещение, цель которого - сообщить
ребенку совокупность знаний о моральных
принципах и нормах общества, которыми
он должен овладеть. Осознание и
переживание моральных
Итак, теоретический анализ
1.2. Особенности и условия
нравственного воспитания
Ученые в
области педагогики выявили,
Работая
над проблемами нравственной
воспитанности младших
1) Склонность к игре. В
условиях игровых отношений
2) Невозможность долго
заниматься монотонной
3) Недостаточная четкость
нравственных представлений в
связи с небольшим опытом. Учитывая
возраст детей, нормы
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно
говорить о втором уровне
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать
-А я видел, как Игорь
в трамвае сидел, а его
- Игорь в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.
- Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...
- Это правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда
знание моральных норм и
5) Неравномерность применения
вежливого общения со
Как
будем преодолевать эти
1.Ты живешь среди людей.
Не забывай, что каждый твой
поступок, каждое твое желание
отражается на окружающих тебя
людях. Знай, что существует граница
между тем, что тебе хочется,
и тем, что можно. Проверяй
свои поступки вопросом к
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости
жизни создаются трудом. Без труда
нельзя
4. Будь добрым и чутким
к людям. Помогай слабым и
беззащитным. Помогай товарищу
в беде. Не причиняй людям зла.
Уважай и почитай мать и
отца – они дали тебе жизнь,
они воспитывают тебя, они хотят,
чтобы ты стал честным
5. Будь неравнодушен к
злу. Борись против зла,
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»(26, с.161-165).
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.
В младшем школьном возрасте,
констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль
выполняет учебная
Младший школьник в процессе
учебы в школе постепенно становится
не только объектом, но и субъектом
педагогического воздействия, поскольку
далеко не сразу и не во всех случаях
воздействия учителя достигают
своей цели. Действительным объектом
обучения ребенок становится только
тогда, когда педагогические воздействия
вызывают в нем соответствующие
изменения. Это касается, тех знаний,
которые усваиваются детьми, в
совершенствовании умений, навыков,
усвоении приемов, способов деятельности,
перестройки отношений
Включаясь в учебную деятельность,
младшие школьники учатся действовать
целенаправленно и при
Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности (10, с.19-20).
Э.П. Козлов считает, что развитию
этих качеств способствует мотивационный
компонент учебной
Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую мы выдвигаем в нашей гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.
Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, учащийся становится
активным участником процесса обучения,
т. е. субъектом учебной
Второй аспект, раскрывающий
сущность значимости единства данных
компонентов, представляет собой следующее:
на сегодняшний день процесс обучения
в начальной школе в
Информация о работе Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности