Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, курсовая работа
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.
Во–первых,
придя в школу, ребенок
Во–вторых, в ходе учебной
работы школьники включены в реальную
коллективную деятельность, где также
идет усвоение нравственных норм, регулирующих
взаимоотношения учащихся между
собой и взаимоотношения
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. (21,с.28).
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания
важно организовать учение как коллективную
деятельность, пронизанную
1.3. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств
школьников в учебной деятельности.
На уроках в постоянном
общении с учителем и сверстниками
формируется нравственность ребенка,
считает А.А. Калюжный, обогащается
его жизненный опыт. Переживания
младших школьников, их радости и
огорчения связаны с учебой. На
уроке взаимодействуют все
Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Экскурсии с
учащимися проводятся в
Своеобразной школой
нравственного воспитания
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивает роль
этических бесед А. С. Макаренко.
«Я помню,— говорил он, - как быстро
и радостно возрождался мой коллектив
в отдельных случаях и проблемах
после единственной беседы на такую
моральную тему. Целый ряд бесед,
целый цикл таких бесед производил
просто большое философское
Этическая беседа, по
мнению Л.Р. Болотиной,
Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом (7, с.248-250).
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно (17, с.104). З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.
Организация учебного процесса,
формы оценки знаний, оценочные суждения,
характеризующие отношения
Формирование нравственного
опыта школьников не может быть ограничено
только их учебной деятельностью, утверждает
С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие
личности предполагает ее активное участие
в общественно-полезном труде. Посильный
труд ребят вливается в труд страны.
В посильном труде на благо
Родины воспитывается отношение
к труду как важнейшей
Формирование нравственной
самостоятельности
Воспитательный процесс
строится таким образом, что в
нем предусматриваются
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. (27, с.168).
Чтение и разбор статей,
рассказов, стихотворений, сказок из учебных
книг помогают детям понять и оценить
нравственные поступки людей, указывает
Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают
статьи, в которых ставятся в
доступной для них форме
На уроке постоянно
возникают определенные деловые
и нравственные отношения между
учащимися. Сообща решая общие познавательные
задачи, поставленные перед классом,
учащиеся общаются между собой, влияют
друг на друга. Учитель предъявляет
ряд требований, касающихся деятельности
учащихся на уроке: не мешать остальным,
внимательно слушать друг друга,
участвовать в общей работе –
и оценивает умение учеников в
этом плане. Совместная работа школьников
на уроке рождает между ними отношения,
характеризующиеся многими
Общение детей возможно на
всех уроках. Дети придумывают примеры,
задачи, упражнения и задания на
определенное правило, задают их друг
другу. Каждый может выбрать сам,
кому он захочет задать вопрос или
задачу по структуре учебной
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. (20, с.53).
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.
Этому вопросу и посвящается следующая глава нашего исследования.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО
2.1. Диагностика уровня сформированности
нравственных качеств школьников
в учебно-воспитательном процессе.
Учебная деятельность значима
на всех возрастных этапах, но особенно
в младшем школьном возрасте, так
как в данном школьном возрасте начинает
формироваться учебная
Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся.
Базой нашего исследования была прогимназия №1706 г. Москвы.
Задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах (120 учащихся). Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой экспериментальным.
Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания.
В качестве исходного материала,
на котором изучался нравственный опыт
младших школьников, были выбраны
такие моральные нормы, как «ответственность»
и «доброжелательность», которые
очень актуальны на современном
этапе жизни общества. Анализ теоретической
литературы позволил выделить основные
содержательные характеристики этих норм.
При определении
Информация о работе Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности