Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:36, курсовая работа
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
На II месте - культурный. В это понятие дети вкладывали умение общаться друг с другом и с учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.
Во
2-ом замере, спустя год, главным
качеством человека было
А вот такое качество человека как «культурный» оказалось лишь на 3 месте, уступив «честности».
Однако, сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров в целом, мы видим, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности, было 4 человека, средний уровень - 10 человек, высокий уровень - 8 человек.
А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: низкий уровень - 1 человек, средний уровень - 2 человека, высокий уровень - 18 человек.
Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей: низкий - 3, средний - 8, высокий - 10.
2 метод диагностики «Работа
над ошибками». Смысл этой
Текст: « Елена Николаевна
объясняет ребятам правило
- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!
-Садись, Федя, - сказала Елена
Николаевна и нахмурилась. - Сейчас
ты допустил несколько ошибок».
Ошибок мы выделили 5:
1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.
2. Надо постучаться и спокойно войти.
3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место .
4. Тихо приготовиться и начать заниматься.
5. О встрече друга рассказывать на перемене.
1-й замер был произведен в 1 классе, когда дети только начали привыкать к правилам поведения в школе. Поэтому был получен довольно низкий результат. Нашли мало ошибок. Низкий уровень - 4 человека, средний уровень - 13 человек, и только 4 человека смогли сразу найти все ошибки (высокий уровень). Зато через год результат резко возрос. Низкий уровень - 0, средний уровень - 7 человек, высокий уровень - 14 человек. (См. табл. 2).
Такой резкий скачок результатов мы можем объяснить тем, что уже первичный разбор текста дал четкое определение ошибок. Во- вторых, посещая школу некоторые дети опаздывают и им приходилось быть в роли опаздывающего, а классу в роли зрителя и даже судьи. Неоднократно повторявшаяся ситуация, выработала у учеников «навык» разрешения этого конфликта.
Как видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3-го пункта диагностики.
3 пункт диагностики - «Диагностическая
ситуация». Перед учащимися
«По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (ученик 2 класса) , который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.»
Варианты ответов (поступков детей):
1.Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги.———— 0 баллов.
2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе —————————————————1 балл
3. Первый ученик отдал обе
4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице.» ——————3 балла.
Для чистоты эксперимента мы проводили разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдали за реакцией детей и собирали данные ученики 11 класса, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Т.к. появление взрослого может повлиять на выбор ученика. Эксперимент проводился в течение месяца. Мы провели два замера (1 класс - декабрь, 2 класс - декабрь). Результаты эксперимента мы занесли в таблицу 3.
Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти) дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано.
Средний
уровень выявлен в 9 случаях
(1 замер). Здесь дети больше хотели
обратить внимание на себя (5 человек
из 9 выбрали ответ «Скажи всем,
что это Я нашел...»). Но 4 человека
решили разделить находку
Высокий уровень сформированности
сопереживания другому
Анализируя данные всех 3-х пунктов диагностики, мы составили следующую таблицу: «Уровень сформированности нравственности у младших школьников в 2000-2001 учебных годах». (См. табл. 4).
Как видно из данной таблицы динамика роста нравственности у учащихся очевидна. Ко 2 полугодию 2 класса на низком уровне не осталось ни одного человека. На среднем уровне было - 14 человек, стало - 5 человек. А на высоком уровне стало 16 человек, хотя в 1 классе учащихся с высоким уровнем нравственности было лишь 5 человек.
Наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса высокий уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы
видим, что работу по формированию
нравственности надо продолжать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблему
нравственного воспитания
На
основе результатов
Проведенные мероприятия дали
динамику развития
Опытная
работа в прогимназии 1706 г.
Москвы показала необходимость
проведения занятий по
Этой
работой мы подтвердили «
Программа «Нравственное
И
наши дети, воспитанники станут
высоконравственными
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аплетаев М.Н. Система
воспитания личности в
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
3. Архангельский Н.В.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
7. Болотина Л.Р. Педагогика:
Учебное пособие для
8. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
9. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.
10. Воспитание личности
школьника в нравственной
11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
12. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
13. Кантарбаев С.Е. Формирование
учебной деятельности как
14. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.
15. Козлов Э.П. Воспитание
нравственного сознания
16. Краткий словарь по философии -М: 1982.
17. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
18. Макаренко А.С. Проблемы
школьного советского
19. Марьенко И.С. Нравственное
становление личности
20. Матвеева Л. И Развитие
младшего школьника как
21. Морозова Т.В. «Обзоры
по информационному
22. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.
23. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
24.
Регуш Л.А. Развитие
25.Рубинштейн С.Л. Психолого-
26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
27. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
28. . Урунбасарова Э.А. Проблемы
нравственного воспитания в
29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.
30. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Таблица 1.
№ п/п
Ф.И. уч-ся
Весе
лый
Мод-
НЫЙ
Наря-- дный
Чест-
НЫЙ
Справе- дливый
Куль- тур-
ный
Умный
1 ранг место
2 ранг
место
1
Иосиф А.
7/5
6/6
5/7
3/3
1/4
2/2
4/1
10/10
Выс/выс
2
Ирина А.
2/2
4/7
5/6
1/3
7/5
6/4
3/1
17/13
Низ/выс
3
Алина В.
1/5
6/7
7/6
2/3
3/4
4/2
5/1
14/10
Сред/выс
4
Екатерина В.
7/3
5/7
1/6
3/2
2/5
6/4
4/1
15/12
Сред/выс
5
Сергей В.
6/5
5/6
3/7
1/3
7/4
2/1
4/2
14/10
Сред/выс
6
Дарья Г.
5/7
3/6
6/5
4/1
2/2
1/4
7/3
14/10
Сред/выс
7
Юлия З.
7/5
5/7
4/6
3/1
6/4
1/3
2/2
12/10
Выс/выс
8
Артем К.
6/4
4/7
7/6
5/5
2/3
1/2
3/1
11/11
Выс/выс
9
Дмитрий К.
2/4
5/7
7/6
1/5
3/3
6/2
4/1
14/11
Сред/выс
10
Екатерина К.
7/5
5/7
6/6
2/1
4/2
3/4
1/3
11/10
Выс/выс
11.
Анастасия К.
5/1
4/7
2/6
1/3
3/4
7/5
6/2
17/14
Низ/сред
12
Иван Л.
2/7
6/6
7/5
1/1
4/2
5/3
Информация о работе Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности