Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания. В современном обществе социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, проблема нравственности (т. е. нравственная культура, нравственное воспитание) выдвигается на одно из первых мест. Гуманистическое воспитание молодежи, в обстановке рыночных отношений, требует не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведь движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне развития общества и воспитания подрастающего поколения.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Содержание работы

Глава 1
Нравственное воспитание.
1.1 Понятие и природа нравственного воспитания.
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания.
Глава 2
Основы нравственного воспитания в учебной деятельности.
2.1 Воспитание в педагогическом процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая отправленная.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Глава 1

Нравственное  воспитание.

1.1 Понятие и  природа нравственного воспитания.

1.2 Особенности  и условия нравственного воспитания.

Глава 2

 Основы нравственного  воспитания  в учебной деятельности.

2.1 Воспитание  в педагогическом процессе.

2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.

2.3 Возможности  нравственного воспитания  в учебной  деятельности.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Чем выше человек по умственному

                                                           и нравственному развитию,

                                                         тем он свободнее, тем большее

                                                          удовольствие доставляет ему жизнь.

                                                                                                      Чехов А.П. 

Введение.

    Проблема  нравственного воспитания детей  постоянно находится в центре внимания. В современном обществе социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, проблема нравственности (т. е. нравственная культура, нравственное воспитание) выдвигается на одно из первых мест. Гуманистическое воспитание молодежи, в обстановке рыночных отношений, требует не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведь движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне развития общества и воспитания подрастающего поколения.

    Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности  в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Объектом исследования данной работы является учебная деятельность.

Предметом же исследования выступает нравственное воспитание  в учебной деятельности.

Цель моей работы - рассмотрение возможности нравственного воспитания в условиях учебной деятельности.  

1. Нравственное воспитание

           Понятие и природа нравственного воспитания.

   Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание  — всеобщая и необходимая категория  общественной жизни. Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения,  усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Радищев,  русский писатель и мыслитель говорил еще в 18 веке:  «Кто бы не выступал в роли педагога, должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней»  
 

      Виды воспитания классифицируются  по разным основаниям. Наиболее  обобщенная классификация включает  в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В  зависимости от различных направлений  воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1, с.165]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

          Нравственное воспитание одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственное  воспитание в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналистская (нравственное  воспитание как обязательное почитание старших);

религиозно-церковное (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус — ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении нравственного воспитания. В тех случаях, когда в них (как, напр., у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые нравственно-воспитательные  программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.

Человек может влиять на собственное  нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым.1 .Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 165. 

Вместе  с тем именно через поступки человек  оказывает нравственное воздействие  на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Поступок является основой нравственного  самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

         Нравственное воспитание часто может выступать и восприниматься как назидательность (иногда используется термин «морализаторство» но ни в одном словаре оно не найден). Моральная назидательность, как правило, является выражением фактической беспомощности или прикрытием безнравственности. К ней чаще всего прибегают воспитатели по положению (родители по отношению к детям, учителя — к ученикам и т. д.) и тем охотнее, чем менее они являются воспитателями по своему существу, а также люди, порочные склонности которых получили такое сильное развитие, что требуются специальные усилия для их прикрытия. «Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание». Эти слова великого русского поэта А.С. Пушкина актуальны

        Существует буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности, что является не вполне корректным: обучить нравственности нельзя, нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.

           Термин «нравственное воспитание»  употребляется также в узком  значении — как обучение нормам  обществ, приличия. В этом случае речь идёт о диктуемых культурой формах поведения индивида в различных ситуациях и отношениях — от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, — нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нём чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что ёмко именуется воспитанностью, культурностью, ещё нельзя считать нравственностью (добродетелью), но является её необходимой и надёжной составляющей. Человеку воспитанному, культурному, цивилизованному противостоит дикарь, невежа, грубиян. (2.)

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

        Нравственное воспитание – целенаправленное  формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

          Нравственное воспитание – двухсторонний  процесс. Он заключается в воздействии  воспитателей на воспитанников  и в их ответных действиях,  т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

       Нравственные понятия становятся  руководством к действию только  тогда, когда они не просто  заучены, а глубоко осмыслены  и превращены в моральные убеждения.

          Наличие таких убеждений и  устойчивых привычек нравственного  поведения свидетельствует о  воспитанности человека в нравственном  отношении, его нравственной зрелости.

 Единство  нравственного сознания, воплощенное  в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности, которому  во все времена придавали огромное значение.  Не маловажное значение имеет эта проблема и в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

 Особенности  и условия нравственного воспитания

       Условия нравственного воспитания  обеспечат должный эффект от  этого процесса. Анализируя систему  нравственного воспитания, Б.Ф. Райский,  Н.Е. Ковалев, Н.А. Сорокин выделяют  последующие условия нравственного воспитания:

- грамотные воспитательные воздействия преподавателя и коллектива учащихся в решении определенных педагогических задач, а внутри коллектива – целостность действий учеников;

- применение  приемов направленных на формирование  образовательной деятельности нравственным воспитанием;

- под  системой нравственного воспитания  подразумевается взаимосвязь и  взаимовлияние воспитываемых моральных качеств у учеников;

- систему  нравственного воспитания следует  рассматривать и в последовательности  развития определенных качеств личности по мере взросления и умственного созревания учеников.

В формировании личности школьника, по уверениям С. Рубинштейна, особенное место занимает вопрос развития нравственных качеств, которые составляют базис поведения.

        В школьном возрасте ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, но и обучается оценивать их значение в действиях окружающих, и в собственных поступках, поэтому важны условия нравственного воспитания.

       На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении школьников младшего возраста было направлено внимание многих авторитетных ученых.

Процесс воспитания строится на принципе целостности  сознания и деятельности, исходя из этого формирование свойств личности возможно лишь при ее участии в деятельности, а также в том, что должны быть определенные условия нравственного воспитания.

Работая над проблемами нравственной воспитанности  учеников, следует обязательно учитывать  их возрастные, а также психологические особенности:

     - склонность к игре, как условия  нравственного воспитания. В условиях  игровых отношений дети добровольно  занимаются, тем самым осваивают  нормативное поведение. В играх,  больше чем остальном, требуется  умение соблюдать правила, это  основные условия нравственного воспитания. Нарушение правил, дети всегда подмечают и затем выражают свое осуждение тому, кто их нарушил. В случае если ребенок не подчиняется мнению преобладающего большинства, ему приходиться выслушать множество далеко не приятных слов, к тому же он может вовсе выйти из игры, таковы условия нравственного воспитания. Таким образом,  ребенок учится считаться с желаниями окружающих, получает важные уроки честности, справедливости, правдивости. Игра требует от участников умения работать по правилам. 

Информация о работе Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности