Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания. В современном обществе социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, проблема нравственности (т. е. нравственная культура, нравственное воспитание) выдвигается на одно из первых мест. Гуманистическое воспитание молодежи, в обстановке рыночных отношений, требует не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведь движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне развития общества и воспитания подрастающего поколения.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Глава 1
Нравственное воспитание.
1.1 Понятие и природа нравственного воспитания.
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания.
Глава 2
Основы нравственного воспитания в учебной деятельности.
2.1 Воспитание в педагогическом процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
- невозможность
продолжительное время
- отсутствие
четкости нравственных
Также может существовать
Начальное обучение развивает у школьников познавательные
способности; вырабатывает навыки активного
овладения учебным материалом, ведет к
объединению полученных знаний в целостную
систему, направленную на осознание окружающего
мира. Деятельность, отношения, общение
с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей, развитие мышления, овладения
разнообразными способами работы с учебным
материалом оказывает прямое влияние
на усвоение детьми нравственных знаний.
Организация всего учебного процесса,
его условия и особенности способствуют
нравственному воспитанию.
Глава 2
Основы нравственного воспитания в учебной деятельности.
2.1 Воспитание в педагогическом процессе
Воспитание как особая
Воспитание как предмет
В настоящее время, однако, в педагогической литературе большинством авторов категория как предмет педагогики дается понятие образование, которое употребляется в нескольких значениях, в том числе примерно в тех же, что и термин воспитание в выше стоящем абзаце. В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней (цензов). Среди ученых идут споры о том, какой из терминов шире и точнее определяет предмет педагогики, что создает определенные неудобства для теории и негативные последствия для практики. Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому правильно также говорить, что педагогика изучает закономерности воспитания и образования - устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика.
В связи с развитием
Педагогическая деятельность тоже
является предметом науки,
Основные признаки воспитания как педагогического явления:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя.
2. Воспитание
- это процесс. Система
3. Воспитание
- в своей сущности - это процесс
взаимодействия педагога и
4. Одним
из основополагающих
5. Важнейшим
(можно сказать центральным
6. Воспитание - это процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во - вторых, - индивидуальность воспитанников. В - третьих, - сама личность педагога "состоявшегося" обладает большим творческим потенциалом.
7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.
Основные задачи процесса
- формирование национального сознания, любви к своему народу, родной земле, готовности ее защищать;
- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине-матери, культуре и истории родного народа;
- формирование высокой языковой культуры;
- воспитание духовной культуры личности, создание условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;
- утверждение
принципов общечеловеческой
- обеспечение
высокой художественно-
- формирование
экологической культуры и
- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий ее самореализации;
- обеспечение
физического развития молодого
поколения, охрана и
- формирование
умений межличностных
Для того, чтобы воспитательные
отношения приводили растущего
человека к развитию, их необходимо
определенным образом
Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений (педагог – воспитанник), заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.
Параллельно понятию «
Содержание, отобранное из общественного
опыта на основе целей и
принципов, необходимо
Методы воспитания – это способ действия педагога и учащегося, который способствует передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта. Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом.
К методам относятся способы действия, которые взаимосвязывают педагога и воспитанника; с помощью которых преобразуется содержание усваиваемого опыта; с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов.
Для практической
работы педагога больше всего подходит
следующая классификация
- методы убеждений – с их помощью формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, беседа, диалог, доказательство, призывы, убеждение, пример, лекция, диспут);
- методы
упражнений – способы действия,
с помощью которых
- методы
оценки и самооценки – с
их помощью производится
Педагогу следует присмотреться к таким методам воспитания как самовоспитание, самообразование, самообучение.
Педагогические
средства являются обобщением такого
понятия как материально-
Информация о работе Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности