Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания. В современном обществе социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, проблема нравственности (т. е. нравственная культура, нравственное воспитание) выдвигается на одно из первых мест. Гуманистическое воспитание молодежи, в обстановке рыночных отношений, требует не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведь движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне развития общества и воспитания подрастающего поколения.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Содержание работы

Глава 1
Нравственное воспитание.
1.1 Понятие и природа нравственного воспитания.
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания.
Глава 2
Основы нравственного воспитания в учебной деятельности.
2.1 Воспитание в педагогическом процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая отправленная.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

- невозможность  продолжительное время заниматься  какой-либо монотонной деятельностью.  Как уверяют психологи, дети 6-7-летнего  возраста не могут удерживать  собственное внимание на одном  каком-то предмете больше 10 минут.  Затем они начинают отвлекаться, переключать внимание на какие-либо другие предметы, вот по этой причине и условия нравственного воспитания требуют систематичная смена видов деятельности в процессе занятий.

- отсутствие  четкости нравственных представлений  в связи с маленьким опытом.

         Также может существовать большой  разрыв между знанием, как следует  поступать, и практическим применением  данных знаний. Поскольку не всегда  знание моральных норм и правил  поведения полностью соответствует  практическим действиям. Особенно часто это происходит в ситуациях, где происходит конфликт этических норм и индивидуальных желаний.

      Начальное обучение  развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Деятельность, отношения, общение с учётом  возрастных и индивидуальных особенностей,  развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний. Организация  всего учебного процесса, его условия и особенности способствуют  нравственному воспитанию. 

       Глава  2

Основы  нравственного воспитания в учебной  деятельности.

      2.1 Воспитание в педагогическом процессе

          Воспитание как особая деятельность  возникает в древние времена  и осуществляется в разных  формах: от совместной деятельности  в племени и обрядов посвящения  в первобытных обществах до  сегодняшних массовых школ и  других учреждений. Много позже, чем воспитательная деятельность людей, возникает целая совокупность педагогических наук, теоретических и прикладных, о воспитании, образовании, обучении.

      Воспитание как предмет педагогики  имеет два значения. Воспитание  - это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация». Социализация понимается как процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей. Социализация изучается социологией, психологией и педагогикой. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

      В настоящее время, однако, в педагогической литературе большинством авторов категория как предмет педагогики дается понятие образование, которое употребляется в нескольких значениях, в том числе примерно в тех же, что и термин воспитание в выше стоящем абзаце. В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней (цензов). Среди ученых идут споры о том, какой из терминов шире и точнее определяет предмет педагогики, что создает определенные неудобства для теории и негативные последствия для практики. Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому правильно также говорить, что педагогика изучает закономерности воспитания и образования - устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика.

      В связи с развитием системного  подхода в науке некоторые  ученые характеризуют предмет  педагогики как педагогическую  систему - совокупность некоторых  взаимосвязанных элементов (средств,  методов, процессов), вместе выполняющих функцию формирования личности с заданными свойствами. Можно сказать, педагогика изучает педагогические системы. Учеными (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина) выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов педагогической системы: учащиеся, цели воспитания/обучения, содержание воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. Педагогические системы бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету. Исследование, проектирование и разработка педагогических систем являются предметом педагогики, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем.

      Педагогическая деятельность  тоже  является предметом науки, хотя  изучается еще психологией, эргономикой  и другими науками. Педагогическая  деятельность, то есть учебно-воспитательная  работа учителя, состоит в применении  адекватной педагогической системы, в определении целей, содержания, средств воспитания и его результатов. Педагогика создает теории, на основе которых строится педагогическая деятельность.

      Основные признаки воспитания  как педагогического явления:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя.

2. Воспитание - это процесс. Система компонентов  воспитательного процесса самая  динамичная структура, так как  каждый из ее компонентов в  наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса - развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны.

3. Воспитание - в своей сущности - это процесс  взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

4. Одним  из основополагающих направлений,  является создание оптимальных  условий воспитания или воспитывающей  среды. Эффективность тех или  иных воспитательных воздействий  и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.

5. Важнейшим  (можно сказать центральным признаком)  воспитательного процесса является  определение на основании поставленной  цели и стратегических задач  его содержания. Во - первых, - это  организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально - культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во - вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе.

6. Воспитание - это процесс творческий. Это  объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во - вторых, - индивидуальность воспитанников. В - третьих, - сама личность педагога "состоявшегося" обладает большим творческим потенциалом.

7. Важным  признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

        Основные задачи процесса воспитания:

- формирование  национального сознания, любви к  своему народу, родной земле, готовности  ее защищать;

- обеспечение  духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине-матери, культуре и истории родного народа;

- формирование  высокой языковой культуры;

- воспитание  духовной культуры личности, создание  условий для свободного выбора  ею мировоззренческой позиции;

- утверждение  принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма,  трудолюбия и др.;

- обеспечение  высокой художественно-эстетической  осведомленности и воспитанности  личности;

- формирование  экологической культуры и гармонии  ее отношений с природой;

- развитие  индивидуальных способностей и  талантов молодежи, обеспечение  условий ее самореализации;

- обеспечение  физического развития молодого  поколения, охрана и укрепление  его здоровья;

- формирование  умений межличностных отношений  и подготовка молодежи к жизни в условиях рыночных отношений.

     Для того, чтобы воспитательные  отношения приводили растущего  человека к развитию, их необходимо  определенным образом организовать. Для этого создается педагогический  процесс.

Педагогический  процесс – это способ организации воспитательных отношений (педагог – воспитанник), заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

             Параллельно понятию «педагогический  процесс» существует понятие  «воспитательный процесс», которое значительно шире. Оно обозначает все виды организации воспитательных отношений, возникающих без посредства педагога.

      Содержание, отобранное из общественного  опыта на основе целей и  принципов, необходимо передавать  и усваивать. Для этого в педагогическом процессе служат методы.

Методы  воспитания – это способ действия педагога и учащегося, который способствует передаче, усвоению и использованию  содержания воспитания как общественного  опыта. Это конкретные пути влияния  на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом.

       К методам относятся способы  действия, которые взаимосвязывают  педагога и воспитанника; с помощью  которых преобразуется содержание усваиваемого опыта; с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов  воспитания:

- методы  убеждений – с их помощью  формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, беседа, диалог, доказательство, призывы, убеждение, пример, лекция, диспут);

- методы  упражнений – способы действия, с помощью которых организуется  деятельность воспитанников и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, упражнений, создание ситуаций успеха);

- методы  оценки и самооценки – с  их помощью производится оценка  поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемому в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания и др.).

Педагогу  следует присмотреться к таким  методам воспитания как самовоспитание, самообразование, самообучение.

Педагогические  средства являются обобщением такого понятия как материально-техническая  база, т.е. система экономических  и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Средствами воспитания выступают также и предметы материальной и духовной культуры, используемые для решения педагогических задач.

Информация о работе Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности