Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания. В современном обществе социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, проблема нравственности (т. е. нравственная культура, нравственное воспитание) выдвигается на одно из первых мест. Гуманистическое воспитание молодежи, в обстановке рыночных отношений, требует не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведь движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне развития общества и воспитания подрастающего поколения.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Глава 1
Нравственное воспитание.
1.1 Понятие и природа нравственного воспитания.
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания.
Глава 2
Основы нравственного воспитания в учебной деятельности.
2.1 Воспитание в педагогическом процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Последним
компонентом педагогического
Форма – это организованное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося). Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Главным здесь является
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы, кружково-групповая и индивидуальная.
При осуществлении задач
Педагогическая форма – это
устойчивая завершенная
Итак, воспитание – это и социальная функция и педагогический процесс, который создается педагогом, организующим приемлемые отношения с воспитанником, направляющим и стимулирующим его развитие .
Целостность, системность,
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта
На нравственное формирование
личности оказывают
Одна из задач воспитания - правильно
организовать деятельность
Развитие морального сознания
ребенка происходит через
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Обеспечивая формирование у
Реализация учеником самого себя идет через его критическое отношение к своим действиям и поступкам. Поэтому, например, опыт поведения «трудного» ученика в новом коллективе надо утверждать таким, какой он есть, а затем системой поощрительных мер начинать исправлять его. В этих условиях постепенно дистанция в отношениях между ним и коллективом сократится. В связи с этим не следует судить о его поведении на основе непроверенных фактов и простых ошибок, ибо индивидуальное суждение может быть субъективным, недостаточно мотивированным, тем более этого не следует допускать в оценке поведения новичков. У детей бывают нередки случаи, когда слова расходятся с их поведением, так как истинность поступка порой подменяется решением на уровне эмоциональных обобщений или под воздействием мер поощрения и наказания.
Формирование правильного
В реальной действительности
отдельные связи и отношения
носят отрицательный,
Школа не может пускать на
самотек переработку учащимися
накопленного ими опыта
Система
нравственного воспитания включает
в себя несколько аспектов. Во-первых,
осуществление согласованных
На уроках
в постоянном общении с учителем
и сверстниками формируется нравственность
ребенка, обогащается его жизненный
опыт. Переживания младших
Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу и др. (5, с.302)
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
На уроке постоянно возникают
определенные деловые и
Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе.
4. Введение в педагогику”
5.“Нравственное воспитание” ред. Архангельский,
Уледова стр.302 (161-168)
Это,
прежде всего, отношение
Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на уроке.
Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.
Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Детям дается задание придумать задание, записать его на карточке, определить последовательности его выполнения. Потом карточки объединяются, получается общий задачник.
Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
Как показывает опыт, домашние задания могут быть более эффективно использованы для решения воспитательных задач, если выполнение эпизодически поручать группе учеников.
Характер заданий для домашней групповой работы иной, нежели для индивидуальной. Упражнения на повторение могут быть заданы в форме дидактических игр и практических заданий.
В формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступков.
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других.
В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее внимание на развитие школьника, определяет появление многих новообразований (Божович Л.И., Конникова Т.Е.). Причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.
Информация о работе Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности