Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания. В современном обществе социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, проблема нравственности (т. е. нравственная культура, нравственное воспитание) выдвигается на одно из первых мест. Гуманистическое воспитание молодежи, в обстановке рыночных отношений, требует не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведь движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне развития общества и воспитания подрастающего поколения.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Содержание работы

Глава 1
Нравственное воспитание.
1.1 Понятие и природа нравственного воспитания.
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания.
Глава 2
Основы нравственного воспитания в учебной деятельности.
2.1 Воспитание в педагогическом процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая отправленная.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Последним компонентом педагогического процесса являются формы его организации. 

      Форма – это организованное  взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося). Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

        Главным здесь является характер  взаимодействия педагога и учащегося  в ходе процесса воспитания. Здесь используют и термины «воспитательное мероприятие». «организационные формы воспитания». Мероприятие – это организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

     В педагогической литературе  единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы, кружково-групповая и индивидуальная.

      При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглые столы, акции милосердия, беседы.

     Педагогическая форма – это  устойчивая завершенная организация  педагогического процесса в единстве  всех его компонентов. 

      

Итак, воспитание – это и социальная функция и педагогический процесс, который создается педагогом, организующим приемлемые отношения с воспитанником, направляющим и стимулирующим его  развитие .

      Целостность, системность, цикличность  и технологичность – вот главные  составляющие  педагогического процесса. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. 

 

2.2 Формирование  у учащихся нравственного опыта

        На нравственное формирование  личности оказывают воздействие  многие социальные условия и  биологические факторы, но решающую  роль в этом процессе играют  педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

      Одна из задач воспитания - правильно  организовать деятельность ребенка.  В деятельности формируются нравственные  качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

       Развитие морального сознания  ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

        Необходимое звено в процессе  нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

      Обеспечивая формирование у учащихся  единства нравственного сознания  и поведения, задача школы заключается  в том, чтобы организовать такой  общественный опыт поведения,  который помог бы им почувствовать, осознать и практически выполнять свои обязанности по отношению к обществу, к своему коллективу, друг к другу, к труду. Однако одной из причин встречающегося несоответствия нравственного опыта поведения и сознания у школьников является игнорирование процесса формирования навыков и привычек, нравственных представлений и понятий, чувств и воли, гипертрофия личных интересов и самостоятельности, отсутствие личной ответственности за свои поступки и должного учета особенностей темперамента.

       Реализация учеником самого себя идет через его критическое отношение к своим действиям и поступкам. Поэтому, например, опыт поведения «трудного» ученика в новом коллективе надо утверждать таким, какой он есть, а затем системой поощрительных мер начинать исправлять его. В этих условиях постепенно дистанция в отношениях между ним и коллективом сократится. В связи с этим не следует судить о его поведении на основе непроверенных фактов и простых ошибок, ибо индивидуальное суждение может быть субъективным, недостаточно мотивированным, тем более этого не следует допускать в оценке поведения новичков. У детей бывают нередки случаи, когда слова расходятся с их поведением, так как истинность поступка порой подменяется решением на уровне эмоциональных обобщений или под воздействием мер поощрения и наказания.

       Формирование правильного опыта  во многом определяется тем,  какими путями ученик удовлетворяет  личные потребности, в каких  условиях все это происходит. Поэтому нельзя всегда считать  формирование нравственных представлений исходным моментом в нравственном воспитании, особенно если это учащиеся младшего школьного возраста.

           В реальной действительности  отдельные связи и отношения  носят отрицательный, нездоровый  характер, они могут вызвать у  учащихся положительные эмоции и чувства, доставить им своего рода наслаждение. При многократном повторении эти нездоровые отношения могут стать привычкой, потребностью, порождая таким образом ложные идеалы поведения, которыми руководствуется в своих практических отношениях ученик, хотя и знает о других, высоких идеалах поведения, т. е. на деле придерживается одних принципов, а на словах — других. Это происходит потому, что представление об идеальном поведении у него построено на неправильной переработке собственного социального опыта. В этом главная причина лицемерия, раздвоения нравственного сознания и поведения. Опасность такого явления состоит в том, что ложные моральные понятия и взгляды практически реализуются в поведении, в общественных отношениях. В подобных случаях разговоры учеников о высоких моральных понятиях становятся для них всего-навсего словесной ширмой.

         Школа не может пускать на  самотек переработку учащимися  накопленного ими опыта социального  поведения. Задача как раз и  состоит в том, чтобы в процессе  организованного воспитания максимально использовать моральный опыт учащихся, помогая им глубоко осознавать суть и характер тех отношений, которые возникают у них в жизни. Поэтому осмысливание учащимися своих отношений и их взаимодействия между собой, реконструкции этих отношений на основе новых моральных понятий, являются необходимыми условиями нравственного воспитания и самосовершенствования.

Система нравственного воспитания включает в себя несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. (4,с.174)

 

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный  опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности  учителя, его отношение к изучаемому материалу и др. (5, с.302)

Чтение  и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям  понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной  для них форме вопросы о  справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

            На уроке постоянно возникают  определенные деловые и нравственные  отношения между учащимися. Сообща  решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся  общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане.

        Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе.

      4. Введение в педагогику” Коавлев,  Райский , Сорокин  стр.174 (98-104)

       5.“Нравственное воспитание” ред. Архангельский, Уледова  стр.302 (161-168) 

 Это,  прежде всего, отношение каждого   участника к своему делу как  к общему, умение согласованно  действовать вместе с другими  для достижения общей цели, взаимная  поддержка и в то же время  требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности.

Для того чтобы эти возможности урока  реализовать практически, учителю  необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на уроке.

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.

Сидящие за одной партой взаимно проверяют  ответы, полученные при решении задач  и упражнений. Детям дается задание придумать задание, записать его на карточке, определить последовательности его выполнения. Потом карточки объединяются, получается общий задачник.

Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

  Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Как показывает опыт, домашние задания могут быть более эффективно использованы для решения воспитательных задач, если выполнение эпизодически поручать группе учеников.

Характер  заданий для домашней групповой  работы иной, нежели для индивидуальной. Упражнения на повторение могут быть заданы в форме дидактических игр и практических заданий.

В формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает  сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступков.

На определение  роли планирования, как в учебной  деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного  возраста было направлено внимание таких  ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других.

В своих  исследованиях они обращаются к  формированию нравственных мотивов  поведения, оценки и самооценки нравственного  поведения.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

Для младшего школьника это особенно важно, поскольку  учебная деятельность выступает  как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее внимание на развитие школьника, определяет появление многих новообразований (Божович Л.И., Конникова Т.Е.). Причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Информация о работе Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности