Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания. В современном обществе социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, проблема нравственности (т. е. нравственная культура, нравственное воспитание) выдвигается на одно из первых мест. Гуманистическое воспитание молодежи, в обстановке рыночных отношений, требует не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведь движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне развития общества и воспитания подрастающего поколения.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Содержание работы

Глава 1
Нравственное воспитание.
1.1 Понятие и природа нравственного воспитания.
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания.
Глава 2
Основы нравственного воспитания в учебной деятельности.
2.1 Воспитание в педагогическом процессе.
2.2 Формирование у учащихся нравственного опыта.
2.3 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая отправленная.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В результате регламентированного характера  процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у  младшего школьника складываются нравственные  знания, характерные для учебной  деятельности, нравственные  отношения.

Учебная деятельность, является ведущей, обеспечивает усвоение знаний, в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. 

2.3 Возможности  нравственного воспитания в учебной деятельности. 

В младшем  школьном возрасте особую роль выполняет  учебная деятельность, поскольку  именно здесь происходит переход  от: “ситуативного” познания мира к  его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Именно учебная деятельность в этом возрасте создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Младший школьник в процессе учебы в школе  лишь постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического  воздействия, поскольку далеко не сразу  и не во всех случаях воздействия  учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, естественно, и тех знаний, которые усваиваются детьми, и в совершенствовании умений, навыков, усвоения приемов, способов деятельности, и перестройки отношений учащихся. Эта естественная и необходимая “ступенька” в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что очень важно, чтобы ребенок на ней не задерживался.

      Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

      Значимой  особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести  их и свои стремления с условиями  объективной действительности.

      Развитию  этих качеств мотивационный компонент учебной деятельности. Как известно, в основе мотива человека лежит потребность, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.

           Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу учащегося, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Включаясь в учебную деятельность, школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.

           Обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Методы нравственного воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве.

          Успешному формированию нравственных качеств способствуют: личный пример учителя; полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности; использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания.

        Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. В различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

        

  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

           Воспитание – это и социальная  функция и педагогический процесс, который создается педагогом, организующим приемлемые отношения с воспитанником, направляющим и стимулирующим его  развитие.

  Целостность, системность, цикличность и технологичность – вот главные составляющие  педагогического процесса. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

          Во все времена признавали  огромную роль нравственности  в развитии и формировании  личности. Огромное значение имеет  эта проблема в системе современного  воспитания. На нравственное формирование  личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

        Начальное обучение  развивает  у школьников познавательные  способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Деятельность, отношения, общение с учётом  возрастных и индивидуальных особенностей,  развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний. Организация  всего учебного процесса, его условия и особенности способствуют  нравственному воспитанию.

Учебная деятельность, является ведущей, обеспечивает усвоение знаний, в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

           Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. В различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов. 
 
 
 
 
 

    Литература

       1.Архангельский, Уледова .“Нравственное воспитание”   стр.302 (161-168)

     2. Бабанский Ю. К. “Педагогика”, Москва., 1988 г.

      3.Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г.  (412)

      4.Божович Л. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, Москва, 1968 г. (287)

    5. Выготский Л. С. Педагогическая  психология. М., 1926 г

     6.Дробницкий О. Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 г.

      7.Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

      8. Ковалев, Райский , Сорокин «Введение в педагогику» стр.174 (98-104)

      9. Кукушин В. Педагогические технологии, 2004

    10. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, 1989

    11. Новиков А. Методология учебной деятельности, М.2005

     12. Педагогический словарь.

      13.Педагогическая энциклопедия.

      14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 165.

    15. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

     16.Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г. (183)

    17. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности: Учеб. пособие , 1983

    18. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие

    19. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.

    20. Харламов И. Ф. “Педагогика”, Москва, 1990 г.   (723) 
 
 
 
 
 
 

    Нравственные  поговорки бывают удивительно полезны  в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в  оправдание. Пушкин а. с.

    Чем выше человек по умственному и  нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Чехов

    Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное  будет ясно. Конфуций

    Нравственность - основа всех человеческих ценностей. Эйнштейн

    Нравственность  служит для того, чтобы человеческому  обществу подняться выше... Ленин  В. И

    Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.

    Есть  духовные ценности, без которых не может существовать человек, по крайней  мере, обыкновенный, средний человек. К ним в первую очередь принадлежит нравственная мирооценка. Если вы отнимете у человека его этический критерий, не давая ему нового,— вы погружаете его во мрак, вы толкаете его, слепого, на бездорожье, готовите ему гибель.

    Для нашего общества настоятельно необходима не простая номенклатура нравственных норм, а стройная и практически реализуемая цельная нравственная система, выраженная, с одной стороны, в серьезнейших философских разработках и, с другой стороны, в системе общественных этических традиций.

Истинный  показатель цивилизации — не уровень  богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик  человека, воспитываемого страной.

    Должно  приучать себя к добродетельным делам  и поступкам, а не к речам о  добродетели. Демокрит

    Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. Аристотел 

    . 
 
 
 
 

Информация о работе Нравственное воспитание в условиях учебной деятельности