Образование и воспитание в России в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию
"воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,
физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Файлы: 1 файл

В контрольной работе рассматривается тема.docx

— 67.31 Кб (Скачать файл)

В контрольной работе рассматривается  тема: образование и воспитание в  России в 18 веке. Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема идеала человека и целей воспитания в  педагогической теории и практике признается одной из краеугольных. Нецеленаправленные, смутные представления о цели воспитания и образования становятся фактором разобщения в понимании  многих педагогических проблем, особенно тех, которые связаны с развитием  духовности личности и общества в  целом, замыкая людей лишь на ценностях  материальных и личностных.

 

ГЛАВА 1. Понятие воспитания и образования. Образование и  воспитание в России накануне 18 века

 

1.1. Понятие воспитания  и образования

Воспитание в широком  значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие "воспитание" в  узком значении тождественно понятию

"воспитательная работа", в процессе которой формируются  убеждения, нормы нравственного  поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,

физические качества человека. Если воспитание в широком понимании  включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании  охватывает только область отношений  и поведения.

Следующая основная категория  педагогики – обучение. Это планомерный  организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему  поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у  него мировоззрения, средство получения  образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие  со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятии и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действии, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.

Сообщая обучаемым те или  иные знания, педагоги всегда им придают

необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие

мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно  так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Образование вообще понимается или как последствие всех тех  влияний, которые жизнь оказывает  на человека (в смысле «образование человека», мы говорим — образованный человек), или как самое влияние  на человека всех жизненных условий (в смысле «образование немца, русского мужика, барина», мы говорим — человек  получил плохое образование или  хорошее и т. п.). Только с этим последним мы имеем дело.

Воспитание есть воздействие  одного человека на другого с целью

заставить воспитываемого усвоить  известные нравственные привычки. (Люди говорят: они его воспитали лицемером, разбойником или добрым человеком. «Спартанцы воспитывали мужественных людей». «Французы воспитывают односторонних  и самодовольных»).

Преподавание есть передача сведений одного человека другому (преподавать  можно шахматную игру, историю, сапожное мастерство). Учение — оттенок преподавания, есть воздействие одного человека на другого с целью заставить  ученика усвоить известные физические привычки (учить петь, плотничать, танцевать, грести веслами, говорить наизусть).  Преподавание и учение суть средства образования, когда они свободны, и средства воспитания, когда учение насильственно и когда преподавание исключительно, т. е. преподаются только те предметы, которые воспитатель считает нужными. Истина ясна и инстинктивно сказывается каждому. Сколько бы мы ни старались сливать раздельное и подразделять неразделимое и подделывать мысль под порядок существующих вещей, — истина очевидна.

Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется  хорошим; а образование есть свободное  отношение людей, имеющее своим  основанием потребность одного приобретать  сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им. Преподавание - есть средство как образования, так  и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признает за собою  воспитание. Воспитание есть образование  насильственное. Образование свободно.

1.2.Образование и воспитание  в России накануне 18 века

Весьма характерным для  просвещения Руси XII - XVII веков явлением стало

"кормильство". Это была  особая форма княжеского боярского  воспитания, когда ребенка отдавали  в чужую семью, как правило,  к одному из менее знатных  дальних родственников, находившихся  в подчиненном положении. Сын  господина становился в доме  желанным гостем, получал все  самое лучшее, а, кроме того, возникала  связь между этими семьями,  что способствовало развитию  обоюдно дружеских отношений.  Правда, при этом, ребенок не знал  своей семьи, не знал своих  родных братьев и сестер, в  результате чего порой считал  семью кормильца более близкой,  чем родную, что вносило некоторые  искажения в его мировосприятие.

Важным явлением в развитии русской школы в XIII - XVII веках стало

появление учебных заведений, условно говоря, повышенного типа. Совершенно естественно, что ученость, создаваемая "учением книжным", не могла удовлетворить нужд строительства, землеустройства и землепроходства, кустарно- промышленных, например, оружейных и железорудных производств и т.д. Потребовались уже своего рода специалисты. В некоторых русских княжествах, по инициативе и на средства князей, при соборных храмах были открыты школы для подготовки переводчиков, лекарей, географов, математиков, фортификаторов. На сегодняшний день у историков имеются лишь отрывочные данные об этих школах, которые, по-видимому, не в достаточной степени отражали организацию и содержание такой подготовки. Так, имеются лишь некоторые сведения о киевской, галической и владимирской школах повышенного типа, без описания характера их деятельности. Направленность деятельности этих школ, содержание подготовки учеников, изучение предметов, выходящих за рамки содержания "учения книжного", передача "еретических" знаний, контакты с Западом не могли не вызывать беспокойства духовенства. Скорее всего, именно это делало невозможным развитие данного типа школ.

В православных общинах западных российских окраин возникла тенденция  развития братских школ. Широкую известность  приобрели такие школы, основанные во Львове, Луцке и Киеве. Содержание образования в этих школах приближалось к тому, что было распространено в Западной Европе: грамматика (славянская и греческая), латинский язык, философия, риторика, диалектика, математика, основы астрономии. В братских школах появился целый ряд новшеств, которые были характерны для Европы. Братская школа  предполагала не только доступность  для детей всех членов общины, но и равенство богатых и бедных в классе. Эти школы имели свои уставы, распорядок дня, классы, что  очень напоминало классно-урочную

систему, утвердившуюся в  Европе. Появление этого нового типа школ было обусловлено тем, что христианские общины, проживавшие в непосредственной близости с Польшей, на территории, со смешанным народонаселением, создавали  школы в соответствии со своими замыслами, но так, чтобы члены общины не отставали  в интеллектуальном плане от своих соседей и могли вести хозяйство на том же уровне. Образование имело для них уже несколько иной смысл, оно стало средством самоутверждения в чуждой среде, но при этом оставалось одновременно проводником христианских ценностей и идеала человека. Все обучение трактовалось в христианском духе, все в этих школах, начиная с уставов, было подчинено церковным канонам. При этом не было особого страха перед ересью. Скорее всего, потому, что окружение общин было и так сплошь "еретическим".

В XVII веке было ориентировано  на то, что светские знания должны были

получать религиозное  объяснение. В 1632 году митрополитом Киевским Петром Могилой (1596/97-1647) был основан  коллегиум (Киево-братская, так

называемая Могилянская  школа), для того времени - высшее учебное  заведение, преобразованное впоследствии в Киево-Могилянскую академию. Известно о притеснениях, которые претерпевали православные христиане в то время  на Украине. Поэтому в Москве появился особый интерес к данному направлению  просветительного движения, и подобные школы стали открываться на Руси.

 

ГЛАВА 2. Концепции воспитания и образования в России в 18 веке

 

2.1. Воспитание и образование  в России в 18 веке: общая характеристика

Изменения взглядов на воспитание и образование в России напрямую зависело от концепции «идеала человека».

В октябре 1687 года по инициативе Симеона Полоцкого в Москве было

открыто первое, официально считавшееся высшим, учебное заведение, о котором - Эллино-греческая академия, преобразованная в 1775 году в Славяно-греко-латинскую  академию, ней начали обучаться ученики  Богоявленской и Типографской школ.

Поначалу, Эллино-греческая  академия разделялась на два уровня: низший и высший. Низший уровень - "школа  словенского книжного писания" готовила переписчиков для различных духовных и гражданских ведомств, на высшем уровне, в собственно в академии, осуществлялась подготовка переводчиков, учителей и священников.

Содержание образования  в Академии включало в себя изучение древних языков - греческого и латинского, кроме того, преподавание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Позже, в конце XVII века, к этим предметом добавились медицина и новые иностранные  языки: немецкий, французский и польский, изучение которых имело исключительно  светские цели.

Важным и примечательным является то, что Академия являлась всесословным учебным заведением, что, по-видимому, было заимствовано от западноевропейских университетов. В 1731-1735 годах в Славяно-греко-латинской  академии обучался виднейший представитель  русской науки и культуры М. В. Ломоносов, ее закончили такие видные деятели российской культуры как  К. Истомин, В. И. Баженов, А. А. Барсов и  многие другие.

Конечно, в практике приема в Академию предпочтение все же отдавалось детям состоятельных родов, всесословность не означала всеобщую доступность, но для того времени и это было значимым шагом вперед. О популярности этого учебного заведения говорит  и то, что состав его учащихся увеличивался – от примерно 100 учащихся в 1687 году, до 600 в начале XVIII века.

К середине XVIII века Славяно-греко-латинская  академия утратила свое значение, так  как в России появились первые университеты - при Академии наук в  Санкт Петербурге и Московский университет. В 1814 году она была переименована  в Московскую Духовную академию и  переведена в Троице-Сергиеву лавру  в Сергиевом Посаде недалеко от Москвы, где продолжает свою работу по настоящее  время.

Конечно, количество выпускников  всех этих учебных заведений было ничтожно мало. Содержание образования, хотя и вызывало массу нареканий  у консервативного православного  духовенства, было схоластично и  уже в тот

период не могло котироваться в Европе. Тем не менее, в русском  просвещении в период с Х по XVIII века можно выделить основную тенденцию  развития его целей. Содержание образования  в русской школе постепенно количественно  и качественно расширялось, стремилось выйти за рамки содержания православного "учения книжного". Не взирая ни на какие запреты, пусть и для  незначительного контингента учащихся преподавалась "еретическая" латынь, начиная с XIII века становились доступными западноевропейские источники рационального  знания светского характера.

Такая направленность эволюции русского образования говорит о  том, что существовал круг носителей  представлений об ином, отличающемся от патриархально-православного, идеале человека. Стремление к рациональному  познанию мира являлось чуждым для  ортодоксального мировосприятия, заимствованным из Западной Европы.

Судя по характеру изменений  в русском образовании, уже в XVI - XVII

веках на Руси появилась  небольшая прослойка людей, придерживавшихся помимо православных и иных ценностей, близких к идеям западноевропейского  Возрождения. Светские интересы и идеалы постепенно укреплялись в их сознании, порождая представления об альтернативном традиционному для Руси идеале человека.

Замкнутость русской православной церкви и русского общества в целом  позволяла до поры до времени обходиться государству и без достаточно развитого образования. Ремесленническое, чаще всего семейное, обучение мирским "наукам", позволяло поддерживать лишь минимальный уровень развития хозяйства. В результате на Руси не могла быть достигнута в полной мере ни православно-патриархальная, ни рационалистическая – европейская целей воспитания.

Русское просвещение XVII века уже не отвечало требованиям православно-патриархального  подхода, удерживаясь в его рамках лишь под воздействием волевых методов  и запретов. Подводя итог, можно  сказать с достаточной определенностью, что в практике, сложившегося на Руси воспитания, ведущую роль играла русская православная церковь, стремясь к достижению идеала человека и внедрению ценностей православия, как через собственную деятельность, так и через приходские общины, семью и школу, сдерживая западные просвещенческие тенденции и проникновение на Русь ценностей и идеалов европейской цивилизации.

Информация о работе Образование и воспитание в России в 18 веке