Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:20, контрольная работа
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию
"воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,
физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
В контрольной работе рассматривается тема: образование и воспитание в России в 18 веке. Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема идеала человека и целей воспитания в педагогической теории и практике признается одной из краеугольных. Нецеленаправленные, смутные представления о цели воспитания и образования становятся фактором разобщения в понимании многих педагогических проблем, особенно тех, которые связаны с развитием духовности личности и общества в целом, замыкая людей лишь на ценностях материальных и личностных.
ГЛАВА 1. Понятие воспитания и образования. Образование и воспитание в России накануне 18 века
1.1. Понятие воспитания и образования
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию
"воспитательная работа",
в процессе которой
физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
Следующая основная категория
педагогики – обучение. Это планомерный
организованный и целенаправленный
процесс передачи подрастающему
поколению знаний, умений, навыков,
руководства его познавательной
деятельностью и выработки у
него мировоззрения, средство получения
образования. Основу обучения составляют
знания, умения, навыки, выступающие
со стороны преподавателя в
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают
необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие
мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Образование вообще понимается или как последствие всех тех влияний, которые жизнь оказывает на человека (в смысле «образование человека», мы говорим — образованный человек), или как самое влияние на человека всех жизненных условий (в смысле «образование немца, русского мужика, барина», мы говорим — человек получил плохое образование или хорошее и т. п.). Только с этим последним мы имеем дело.
Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью
заставить воспитываемого усвоить
известные нравственные привычки. (Люди
говорят: они его воспитали лицемером,
разбойником или добрым человеком.
«Спартанцы воспитывали мужественных
людей». «Французы воспитывают
Преподавание есть передача
сведений одного человека другому (преподавать
можно шахматную игру, историю, сапожное
мастерство). Учение — оттенок преподавания,
есть воздействие одного человека на
другого с целью заставить
ученика усвоить известные
Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им. Преподавание - есть средство как образования, так и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признает за собою воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно.
1.2.Образование и воспитание в России накануне 18 века
Весьма характерным для просвещения Руси XII - XVII веков явлением стало
"кормильство". Это была
особая форма княжеского
Важным явлением в развитии русской школы в XIII - XVII веках стало
появление учебных заведений, условно говоря, повышенного типа. Совершенно естественно, что ученость, создаваемая "учением книжным", не могла удовлетворить нужд строительства, землеустройства и землепроходства, кустарно- промышленных, например, оружейных и железорудных производств и т.д. Потребовались уже своего рода специалисты. В некоторых русских княжествах, по инициативе и на средства князей, при соборных храмах были открыты школы для подготовки переводчиков, лекарей, географов, математиков, фортификаторов. На сегодняшний день у историков имеются лишь отрывочные данные об этих школах, которые, по-видимому, не в достаточной степени отражали организацию и содержание такой подготовки. Так, имеются лишь некоторые сведения о киевской, галической и владимирской школах повышенного типа, без описания характера их деятельности. Направленность деятельности этих школ, содержание подготовки учеников, изучение предметов, выходящих за рамки содержания "учения книжного", передача "еретических" знаний, контакты с Западом не могли не вызывать беспокойства духовенства. Скорее всего, именно это делало невозможным развитие данного типа школ.
В православных общинах западных российских окраин возникла тенденция развития братских школ. Широкую известность приобрели такие школы, основанные во Львове, Луцке и Киеве. Содержание образования в этих школах приближалось к тому, что было распространено в Западной Европе: грамматика (славянская и греческая), латинский язык, философия, риторика, диалектика, математика, основы астрономии. В братских школах появился целый ряд новшеств, которые были характерны для Европы. Братская школа предполагала не только доступность для детей всех членов общины, но и равенство богатых и бедных в классе. Эти школы имели свои уставы, распорядок дня, классы, что очень напоминало классно-урочную
систему, утвердившуюся в Европе. Появление этого нового типа школ было обусловлено тем, что христианские общины, проживавшие в непосредственной близости с Польшей, на территории, со смешанным народонаселением, создавали школы в соответствии со своими замыслами, но так, чтобы члены общины не отставали в интеллектуальном плане от своих соседей и могли вести хозяйство на том же уровне. Образование имело для них уже несколько иной смысл, оно стало средством самоутверждения в чуждой среде, но при этом оставалось одновременно проводником христианских ценностей и идеала человека. Все обучение трактовалось в христианском духе, все в этих школах, начиная с уставов, было подчинено церковным канонам. При этом не было особого страха перед ересью. Скорее всего, потому, что окружение общин было и так сплошь "еретическим".
В XVII веке было ориентировано на то, что светские знания должны были
получать религиозное объяснение. В 1632 году митрополитом Киевским Петром Могилой (1596/97-1647) был основан коллегиум (Киево-братская, так
называемая Могилянская школа), для того времени - высшее учебное заведение, преобразованное впоследствии в Киево-Могилянскую академию. Известно о притеснениях, которые претерпевали православные христиане в то время на Украине. Поэтому в Москве появился особый интерес к данному направлению просветительного движения, и подобные школы стали открываться на Руси.
ГЛАВА 2. Концепции воспитания и образования в России в 18 веке
2.1. Воспитание и образование в России в 18 веке: общая характеристика
Изменения взглядов на воспитание и образование в России напрямую зависело от концепции «идеала человека».
В октябре 1687 года по инициативе Симеона Полоцкого в Москве было
открыто первое, официально считавшееся высшим, учебное заведение, о котором - Эллино-греческая академия, преобразованная в 1775 году в Славяно-греко-латинскую академию, ней начали обучаться ученики Богоявленской и Типографской школ.
Поначалу, Эллино-греческая академия разделялась на два уровня: низший и высший. Низший уровень - "школа словенского книжного писания" готовила переписчиков для различных духовных и гражданских ведомств, на высшем уровне, в собственно в академии, осуществлялась подготовка переводчиков, учителей и священников.
Содержание образования в Академии включало в себя изучение древних языков - греческого и латинского, кроме того, преподавание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Позже, в конце XVII века, к этим предметом добавились медицина и новые иностранные языки: немецкий, французский и польский, изучение которых имело исключительно светские цели.
Важным и примечательным
является то, что Академия являлась
всесословным учебным заведением, что,
по-видимому, было заимствовано от западноевропейских
университетов. В 1731-1735 годах в Славяно-греко-
Конечно, в практике приема в Академию предпочтение все же отдавалось детям состоятельных родов, всесословность не означала всеобщую доступность, но для того времени и это было значимым шагом вперед. О популярности этого учебного заведения говорит и то, что состав его учащихся увеличивался – от примерно 100 учащихся в 1687 году, до 600 в начале XVIII века.
К середине XVIII века Славяно-греко-латинская академия утратила свое значение, так как в России появились первые университеты - при Академии наук в Санкт Петербурге и Московский университет. В 1814 году она была переименована в Московскую Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде недалеко от Москвы, где продолжает свою работу по настоящее время.
Конечно, количество выпускников
всех этих учебных заведений было
ничтожно мало. Содержание образования,
хотя и вызывало массу нареканий
у консервативного
период не могло котироваться
в Европе. Тем не менее, в русском
просвещении в период с Х по
XVIII века можно выделить основную тенденцию
развития его целей. Содержание образования
в русской школе постепенно количественно
и качественно расширялось, стремилось
выйти за рамки содержания православного
"учения книжного". Не взирая ни на
какие запреты, пусть и для
незначительного контингента
Такая направленность эволюции
русского образования говорит о
том, что существовал круг носителей
представлений об ином, отличающемся
от патриархально-православного, идеале
человека. Стремление к рациональному
познанию мира являлось чуждым для
ортодоксального
Судя по характеру изменений в русском образовании, уже в XVI - XVII
веках на Руси появилась
небольшая прослойка людей, придерживавшихся
помимо православных и иных ценностей,
близких к идеям
Замкнутость русской православной
церкви и русского общества в целом
позволяла до поры до времени обходиться
государству и без достаточно
развитого образования. Ремесленническое,
чаще всего семейное, обучение мирским
"наукам", позволяло поддерживать
лишь минимальный уровень развития
хозяйства. В результате на Руси не
могла быть достигнута в полной мере
ни православно-патриархальная, ни рационалистическая
– европейская целей
Русское просвещение XVII века
уже не отвечало требованиям православно-
Информация о работе Образование и воспитание в России в 18 веке