Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:20, контрольная работа
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию
"воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,
физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
Важную роль в развитии
изменений в общественном сознании
дворянства и российской философско-педагогической
мысли сыграли идеи Жана-Жака Руссо
(1712-1778 гг.), идеолога так называемого
третьего сословия, создавшего по выражению
Вольтера "философию оборванцев".
Идеи справедливости, достаточно просто
решаемые в утилитарных
Согласно теории предустановленной
гармонии, созданной Г. В. Лейбницем,
в человеке присутствует внутренняя
способность к совершенству, разумности
и благу. Продвижение к этой гармонии
- постепенный процесс
Нельзя не сказать о влиянии на развитие представлений об идеале человека и целях воспитания в России, которое оказали просветители - немецкие поэты и писатели. Великий поэт, драматург и публицист Фридрих Шиллер (1759-1805), читаемый и почитаемый в России XVIII века автор, создавший многие художественные образы, которые несли в себе глубокие философские идеи и представления о совершенном человеке. Одной из ключевых в его творчестве была идея освобождения человека от рабства в самом широком смысле этого слова. Человек, с его точки зрения, не должен быть ни "рабом божьим", ни "рабом тирана", ни рабом собственных предрассудков. Он наделял человека такими качествами как любовь к людям, смелость, честность, ненависть ко всему угнетающему, преданность родине и готовность к самопожертвованию ради нее. Его герои готовы к подвигу, открыты добру, но их судьба драматична. Автор представлял жизнь многих своих героев, как восхождение к подвигу и гибели. По-видимому, противоречие между существующими в обществе отношениями и созданным им идеалом человека представляются Шиллеру неразрешимыми. В позднем периоде творчества, очевидно, под влиянием впечатлений от ужасов французской революции, Шиллер обращался к идеалу гармоничного человека, не борца-подвижника, а личности, способной к самосовершенствованию, с развитым чувством красоты. В конце XVIII века в Россию проникали и некоторые представления об идеале человека, которые сложились в Новом Свете. В основном идеи американских просветителей Б. Франклина, Т. Джефферсона и Т. Пейна. Современный американский философ Г. Селзам писал о самом Бенджамине Франклине, как об идеале человека, воплотившем в своей личности все его основные черты: "И в теории, и на практике он был блестящим образцом новой морали, сочетая в себе уверенность человека в своих силах, практический ум, религиозное преклонение перед рынком и упование на милость его законов и всю характерную для этой морали философию успеха".
Новым было и изменение отношения к знанию. С опаской и осторожностью, с требованиями неусыпно следить за возможным проникновением ереси, был издан, например, царский указ о "привилегии" Московской академии, о котором шла речь выше. В новом "Духовном регламенте", составленном Феофаном Прокоповичем (1681-1736), отношение к наукам и учению изменяется кардинально: "И аще бы учение церкви или государству было вредное, то не учились бы сами лучшие христианские особы и запрещали бы иным учиться: а то видя, что учились и все древние наши учителя, не токмо Священного писания, но и внешней философии, и кроме многих иных славнейшие столпы церковные поборствуют и о внешнем учении. ...Такового же, тако рещипривиденного и мечтательного учения вкусивши, человецы глупейшии бывают от неученых. Ибо весьма темни суще, мнят ся быти совершенных и помышляя, что все что-либо знать мощно, познали... Се же вельми бедно, что именованные неосновательные мудрецы не токмо не полезны, но и вельми вредны суть и дружеству, и отечеству, и церкви, пред властьми надмеру смиряются, но лукаво, чтоб так украсть милость их и пролезть на степень честный...".
Уже в первой четверти XVIII века в государственных документах шла речь о необходимости светского знания, а само это знание связывалось с полезностью человека для государства, для служения государю. Изучение иностранных языков уже не шла, напротив, это вменялось в обязанность всем дворянским детям. В 27 параграфе наставления "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти" даже утверждалось: "Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случиться..." Европейское знание становилось доступным широкому слою дворян, прежде всего молодому поколению.
Идеал человека с точки зрения И. Ф. Богдановича и Ф. И. Янковича де
Мириево должен иметь реальное воплощение в конкретных людях - педагогах, занимающихся воспитанием и образованием детей и юношей. Живой пример, живое воплощение идеала человека в воспитательной практике стало новым этапом в эволюции понимания воспитательного идеала в России. Действительно, в утилитарных, материалистических, излишне психологизированных представлениях об идеале человека, как в европейских, так и в отечественных этических учениях, он стал, как бы более реалистичным, конкретизированным. Вследствие чего в философско-педагогической мысли начал вырабатываться иной подход к его описанию и применению в воспитательной практике, основанный на том, что необходим живой носитель этого идеала, наглядный нравственный пример для ребенка, в роли которого стал выступать педагог.
Известный русский просветитель-педагог,
либерал, изучивший подробно всю
европейскую философско-
Видный деятель эпохи
российского Просвещения, вольнодумец
и демократ Николай Иванович Новиков
(1744-1818), впервые в России употребивший
термин "педагогика", предпринял
попытку обоснования цели воспитания.
Раздел "О всеобщей и последней
цели воспитания и о частях его",
вошедший в ставшую популярной в
те годы работу "О воспитании и
наставлении детей" полностью
посвящен этой проблеме. Польза государству
и человеку представлялась Н. И. Новикову
основой для рассуждений о
цели воспитания, он усматривал неразрывную
связь этих составляющих, обосновывая
это тем, что все усилия педагогов
и родителей бессмысленны, если не
удастся "образовать детей счастливыми
людьми и полезными гражданами".
Кроме того, автор писал, что без
устойчивой нравственно-религиозной
основы в душе человек предается
либо порокам, либо "дурачествам",
значит одна из основных задач воспитания
- воспитание в человеке нравственных
начал. Несчастен и бесполезен для
общества человек больной и слабый,
значит вторая задача - физическое воспитание
ребенка. Третья, не менее важная задача,
вытекающая из общей цели воспитания,
по Н. И. Новикову - умственное развитие
человека, в соответствии с его
способностями и
Проблеме цели воспитания
и нравственного
большое внимание и известный
профессор Московского
профессиональный педагог, Павел Афанасьевич Сохатский (1766-1809). Его
взгляды на эти проблемы были отражены в речи "Слово о главной цели
воспитания". П. А. Сохатский обратил внимание на то, с какой быстротой пристает к ребенку все дурное, исходящее от окружения и сколь редко встречается окружение благоприятное для развития добрых нравов. Долг, который принимает на себя педагог, по его мнению, безмерно тяжел, так как ему приходится исправлять то, что уже испорчено. Это возможно только в том случае, если педагог в совершенстве владеет науками, имеет хороший вкус и манеры, честен и порядочен на столько, что может стать ярким примером для подражания ребенку.
ГЛАВА 3. Особенности образования и воспитания в России в 18 веке
3.1. Особенности образования и воспитания в России в Петровское
время
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко- латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, позже количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием «посадских людей» (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями». В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие. Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа – духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия, фортификация и т.д.
Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден
первый российский университет
в Санкт-Петербурге, а при университете
– гимназия. Вся эта система, созданная
Петром, начала действовать уже после
его смерти – в 1726 году. Профессуру
приглашали в основном из Германии
– среди профессоров были знаменитости
европейского уровня, например, математики
Бернулли и Эйлер. Студентов в
университете было сначала очень
мало. В основном это были дети дворян
или живших в России иностранцев;
однако уже вскоре были введены стипендии
и особые места для «казеннокоштных»
студентов (учившихся за счет государства).
Среди казеннокоштных студентов
были разночинцы и даже крестьяне (например,
М.В. Ломоносов). В гимназии также
учились дети солдат, мастеровых и
крестьян, однако они обычно ограничивались
низшими (младшими) классами. В 1755 году
аналогичный университет с
3.2. Особенности образования и воспитания в России во времена ЕкатериныII
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская
и австрийская системы
Информация о работе Образование и воспитание в России в 18 веке