Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:20, контрольная работа
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию
"воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,
физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.
К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.
К коронации императрицы (22 сентября) главные народные училища обязательно должны были быть открыты в 26 губернских городах России. Следующим указом от 3 ноября 1788 года было предписано открыть главные
народные училища в
остальных 14 губерниях России, в
число которых вошла и
Западную Сибирь. Основную роль в образовательном процессе здесь играло Тобольское Главное народное училище, которое открылось 11 марта 1789 года. В 1789–1797 гг. в ряде уездных городов были открыты малые народные
училища (Тюмени, Нарыме, Туринске,
Томске, Таре, Енисейске, Красноярске,
Кузнецке, Верхнеудинске), большая часть
которых находилась в Западной Сибири
и входила в Тоболькую
С открытием в 1786
году главных народных училищ
потеряла смысл «Комиссия об
учреждении народных училищ».
Тогда она была преобразована
в Главное правительство
Директор должен наблюдать, чтобы никто не попадал в учителя без
надлежащего экзамена и диплома, должен присутствовать на экзаменах и
посещать уездные училища,
по крайней мере, один раз в год.
В уездных городах для
Устав народных училищ вводил новую программу обучения, главное
место в которой отводилось изучению общеобразовательных предметов, так
чтобы программа каждого класса представляла нечто цельное. В первом классе (разряде) требовалось «обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию» («Краткий Катехизис» и «Священная история»), а также проходилось знание цифр. Новаторство системы Янковича состояло во введении обучения по слогам. «Слоговое чтение» легче усваивалось детьми, давало экономию во времени. Этой методике была суждена долгая жизнь. Во второй половине первого года обучения занятия усложнялись: большое внимание уделялось освоению прописей «гражданского» российского письма. По методике Янковича прописи изучались в связи с написанием слов и словосочетаний, собранных в особую таблицу. Характерно, что эта таблица предназначалась не учащимся, а учителям. Другими словами, было подготовлено едва ли не первое в истории российской грамматики пособие для учителей. Для второго класса характерно увеличение веса воспитательных дисциплин. Прежде всего, расширилась религиозная проблематика, где изучался уже «Пространный катехизис», а также книга по светскому (мирскому) обществознанию: «О должностях человека и гражданина». С этого же года вводилась арифметика, чистописание и рисование. О преподавании излюбленных предметов русского дворянства — иностранных языков и танцев — эта школа заботилась мало. Иностранный язык преподавался с учетом территориального расположения училища. Ближе к Западной Европе преподавали один из главных европейских языков. В других регионах следовало изучать языки «соседствующих» народов и стран. В точной формулировке: «иностранный язык живой, какой полезнее из соседних к училищу». «Живой» иностранный рекомендовался только тем из учеников, семьи которых предполагали учить своего отпрыска в гимназиях и университетах. Это был своего рода факультатив, если перевести на современный язык. С первого года обучения «честолюбивые» учащиеся, могли также факультативно обучаться латинскому языку, но не греческому. Это явное свидетельство, что «вестернизация», а с ней и «латинизация» становилась определяющим фактором в сфере российского образования. С 1793 года в Тобольском главном народном училище было введено преподавание татарского языка (первоначально планировалось изучение киргизского, но не нашлось преподавателя, а потому он и был заменен татарским) по которому был преподаватель в местной семинарии — священник Софийско-Успенского собора Иосиф Гиганов. Таким образом, с открытием Тобольского главного народного училища изучение татарского языка перемещается из духовной в светскую школу. А вскоре класс татарского языка выделился в особую татарскую школу. Преподавание этого
языка продолжалось вплоть до преобразования училища в гимназию (1810 г.) и его изучало (как необязательный) значительное число учащихся. В 1795 г. в классе татарского языка обучалось 45 человек. Судя по документам, сохранившимся в Тобольском архиве, планировалось также изучение французского языка. Новороссийский Приказ общественного призрения в 1801 году прислал по запросу Тобольского 10 экземпляров книги под названием «Начальное учение французского языка» для главного народного училища.
Программа первых двух классов главного училища была тождественна
программе уездного, чтобы ученик, окончивший уездное мог поступить в 3
класс главного училища. В
третьем классе следовало «продолжать
рисовальное искусство», предполагалось
«повторение Пространного Катехизиса»,
но «с доказательствами из Священного
писания», объяснение Евангелия, русская
грамматика с орфографическими упражнениями,
всеобщая и русская история и
две географические дисциплины. В
четвертом классе (разряде) формально
преподавалось 10 дисциплин. Фактически
в учебный план было включено намного
больше. География и история
самим усвоением урока, поскольку ученик еще не привык учиться вне школы. В некоторых случаях учитель требовал рассказа своими словами. В высших классах рекомендовалось вызывать в ученике самостоятельную работу мысли. Но основой преподавания все же оставался учебник и его усвоение — по возможности, буквальное — целым классом в течение урока. В Тобольском архиве отложилось дело, которое дало возможность частично осветить процесс обучения в Тобольском главном народном училище.
По окончании каждого класса в народных училищах устраивались открытые публичные испытания ученикам при многочисленном собрании духовенства, дворянства, чиновников, купечества и других сословий. В Тобольском главном народном училище также проводились подобные испытания, на которых помимо директора училищ, учителей и учеников присутствовало довольно приличное число граждан, а также весьма влиятельные особы губернии и даже Петербурга. Накануне дня испытаний город извещался через полицию пригласительными билетами. В зале играла инструментальная музыка. Испытание начиналось «приличной на сей случай» речью, которую произносил один из учителей. Затем ученики всех классов (разрядов) и «класса соседственного татарского языка в предметах по высочайшему уставу положенных были вопрошаемы сперва каждый от своего учителя, потом один от другого». При начале и окончании испытания по каждому разряду лучшие ученики говорили приветствие и благодарственные речи. А один из учеников произносил ее на российском и татарском языке. Вниманию знаменитых посетителей предоставлялись ученические прописи и рисунки. Отличившиеся в прилежании и добронравии юноши из рук высокопоставленных особ награждались книгами.
Обращаясь к фактическому проведению программы сибирскими
училищами, видим ряд отступлений,
которые нарушали ее концентричность
и стройность, делали курс каждого
класса отрывочным и суженым по сравнению
с проектированным. Сопоставляя
пройденное в Тобольском главном
училище с общей по Империи
программой, можно сказать, что ни
в одном классе училища не были
выполнены требования устава. Вместо
завершенности круга предметов
в каждом классе, как рекомендовалось
системой Янковича, в Тобольском главном
народном училище предметы разрывались
между классами. Например, священная
история должна была вся проходиться
в первом классе, но ее продолжали изучать
еще и во втором классе. Грамматика
и история оказывались
Воспитания в собственном смысле школа Янковича не ставила своей
задачей; но отношение учителя к детям должно было основываться на новых
педагогических идеях. Екатерина
II вместо девиза «профессиональный
работник» поставила на знамени
просвещения другой лозунг «человек-
гражданин». Общее образование и
воспитание объявлялось целью новых
учебных заведений. В Уставе давалось
определение гражданских
Для введения австрийской
системы, нужно было создать подходящие
учебники. 4 октября 1782 года Комиссия обратилась
в Петербургскую Академию наук с
просьбой перевести некоторые
Члены Академии наук также
создали значительное количество оригинальных
учебных пособий. Из 80 книг, созданных
для вновь открываемых народных
училищ, около 30 учебников были подготовлены
в Академии наук. Многие учебные
пособия напечатаны в академической
типографии. В Тобольске на пользу
просвещения потрудился выше упомянутый
Иосиф Гиганов, сочинивший четыре книги
на татарском языке с переводом
российским: «1-ю — словарь, 2-ю
— грамматику, 3-ю — собранная
нужнейших коренных слов того языка,
4-ю — букварь для обучения
татарскому и арабскому писаны в
табличном порядке с
Необходимо было также приготовить учителей, знакомых с новым методом преподавания (для этой цели в 1783 г. в Петербурге было открыто главное народное училище). С 1786 г. по 1801 г. было выпущено 425 учителей. Первый выпуск был готов к середине 1786 года: в нем было до 100
Информация о работе Образование и воспитание в России в 18 веке