Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:20, контрольная работа
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию
"воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,
физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
В самом идеале православного человека, вместе с глубокими нравственными и религиозными стремлениями, благодаря замкнутости и неприятию того, что могло показаться чуждым, каким-либо способом ущемляющим интересы православия, светские ценности в русском обществе утверждались слабо. Самостоятельность, чувство собственного достоинства, социальная активность, стремление к свободе на рубеже XVIII в России признавались лишь немногими. Конечно, православный идеал и бытовые представления об идеале человека, начавшие распространяться в русском обществе к XVIII веку не были тождественными. Новые экономические явления, раскол в православной церкви, дифференциация социальных отношений заставляли людей уделять большое внимание материальной жизни, пренебрегая порой стремлениями к нравственному и религиозному очищению и спасению. Уже в XVI - XVII веках начали зарождаться светские представления об идеале человека.
Смутное время в начале
- середине XVII века было порождено в
большей степени экономическими
проблемами, а не религиозными. В
практике воспитания так же стали
заметны элементы бытового практицизма,
связанные с подготовкой
Подытоживая вышеизложенное, следует еще раз подчеркнуть, что православные ценности, претерпевавшие изменения на протяжении нескольких столетий, не утратили своей духовной сущности. В каждом отдельном историческом периоде относительно плавно менялась лишь их иерархическая структура, смещались акценты при неизменности сущности.
До XVIII века на Руси сложилось
несколько устойчивых институтов воспитания:
семья, церковь и православная община,
а также духовные учебные заведения
различного уровня. Целью воспитания
в рамках православно-патриархального
подхода, в конечном счете, оставалось
духовное, религиозное развитие личности,
приобщение человека к православным
традициям. Общий характер воспитания
был охранительный и
Такая ситуация не могла сохраняться бесконечно долго. Русь, с ее природными богатствами не могла не привлекать внимания западных соседей, значительно обогнавших ее по уровню материально-технического развития.
Военно-политические события
XVII века демонстрировали утвердившуюся
тенденцию к экономической
2.2. Обусловленность и
характер изменений в системе
воспитания и образования
Серьезное влияние на изменения в аксиологических установках российского общества оказали кризисные явления в патриархальной России,
которые начали проявляться еще в XVI - XVII веках. Экономическая отсталость по сравнению со странами Западной Европы, потеря многих земель на юге, западе и севере, смута внутри страны породили новые тенденции в развитии российского государства.
Важнейшим направлением политических
изменений в России XVIII века стало
усиление рационалистических подходов
к определению основных задач
государственной политики, прежде всего
в сфере экономики. Ведущей отраслью
крупной промышленности постепенно
становилась металлургия. Уже во
второй половине XVII века значительный
рост переживали централизованные государственные
промышленные предприятия – мануфактуры
в легкой промышленности и солеварении,
начали расширяться и укрепляться
торговые связи. Как и во многих европейских
странах в России наступил, так
называемый, "мануфактурный" период
развития промышленности. Продукция
российского земледелия также стала
поступать на внешний рынок. Большие
изменения произошли в
К началу XVIII века в России сложился достаточно обширный внутренний рынок. Новые тенденции в развитии экономики России отразились на ее внутренней политике, в которой проявлялись многие новые черты русского мировосприятия.
Уже в 70-80-х годах XVII века возникли серьезные противоречия между родовым боярством и новым дворянством. Возникла ситуация, когда неродовитые дворяне, разбогатевшие за счет торговли или получившие поместья за службу государю, стали занимать положение выше, чем "дети боярские". В 1682 году было отменено местничество - преимущество родовитых бояр при назначении на различные государственные должности, в обход низших должностей. Случалось, что на ключевые посты, в том числе и военные, назначались знатные недоросли, не имевшие ни малейшего представления о том, что им надлежало делать. При Петре I, благодаря его могучей государственной воле и жесткой позиции, ценность принадлежности к знатному роду постепенно уходила на дальний план, реальные заслуги, опыт и знания человека, напротив стали обретать ведущее значение.
Необходимо сказать, что для развития образования и воспитания в России, эти изменения в позиции государя, вызванные как внешними обстоятельствами, так и особенностями его личной судьбы, повлекшие, в свою очередь, перемены во взглядах на ценности и цели воспитания, явились самостоятельным и ведущим фактором. Точка зрения самодержца в монархическом государстве порой играет основополагающую роль, и те революционные изменения, которые произошли в российском общественном сознании в эпоху Петра - его большая заслуга.
Важные изменения произошли в жизни городского населения. Впервые в российской истории они обрели права, прежде всего, право наследования, что оставило серьезный на их взглядах. С 1719 года в силу вступило деление
городского населения на гильдии. К высшей, - первой гильдии стали относить людей наиболее зажиточных, имевших "знатные" торговлю или производство. Кроме богатых купцов и мануфактуристов к первой гильдии были причислены шкиперы, зодчие, врачи, художники - нарождающийся слой городской интеллигенции. Во вторую гильдию входили ремесленники и торговцы, имевшие небольшое собственное дело: иконников, ювелиров, лавочников средней руки и т.д.
Разбогатевшие горожане получали различные привилегии, которыми очень дорожили. Так, например, дома купцов первой гильдии освобождались от военных постоев, а сами купцы от участия в работе различных выборных городских органов, от обязанностей по сбору таможенных податей и прочих обременительных дел. Городские врачи, инженеры, шкиперы, художники и другие, высоко квалифицированные специалисты, были вхожи во многие аристократические дома, образовывали специфическую городскую микросреду образованных людей, демонстрировавших пример того, как возможно зарабатывать своим трудом и деньги и положение в обществе. Само появление данной прослойки влияло на изменения в отношениях людей к образованию. Очевидно, что улучшение положения образованных специалистов светских профессий повышало интерес к их приобретению среди городского населения.
Реформы Петра I придали мощный импульс развитию российского сознания, что сказалось на его развитии в дальнейшем. Созданная Петром I новая могущественная аристократия, ощутила всю полноту своего превосходства, духовенство - напротив, было вынуждено примириться с притеснениями со стороны светской власти, со снижением собственной социальной значимости.
Купечество и свободные
горожане получили надежду на позитивные
изменения своего положения, обрели
некоторую уверенность и
Изменение структуры сословного расслоения русского общества оказало серьезное влияние и на изменение приоритетов в ценностной структуре, и на процесс появления и укрепления новых воспитательных идеалов. Каждое сословие и каждая социальная прослойка вырабатывала свой образ идеального человека, на достижение которого, осознанно и неосознанно, направлялись усилия воспитателей. В начале XVIII века в развитии воспитательного идеала, главным образом срабатывал механизм его дифференциации по социально-сословному признаку. Кроме того, наблюдалась широкомасштабная экспансия ценностных установок, проникавших из Западной Европы, чему активно способствовала и идеология, и политика, проводимая российским государством.
В западной Европе к началу XVIII века сложилась весьма дифференцированная философско-этическая база, которая, получая распространение в России, оказала серьезное влияние на эволюцию идеала человека и целей воспитания во всех сложившихся к тому времени сословиях. Основной идеей служило утверждение о том, что божественная сила творца, единожды создавшая мир, не может вмешиваться в ход его дальнейшего развития. Само общество, сами люди определяют и осмысливают свое земное бытие. Эта просвещенческая идея, противоречившая православно-патриархальным установкам, обычно именовалась как "теория естественного права".
Теория "естественного
права" не являлась собственно целостной
философской теорией. Ее общая идея
отражалась во многих других теориях,
созданных европейскими философами
и политическими деятелями
Одной из отправных точек
для развития в русской общественно-
Аксиологические установки Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), который предлагал рассматривать в качестве предмета "этического" исследования, прежде всего, поведение человека - реальные поступки, сопоставляя и анализируя их для определения собственно нравственного кредо, оказались весьма популярными среди российской образованной знати. Мораль и воля человека им фактически отождествляются. Идеал человека, называемый этим
философом "образцом блага" является объектом изучения, подобным тем, которые исследуются точными науками и соответственно лежащим вне сферы религии. Возник новый, светский подход к определению воспитательного идеала человека.
Воспитание, по Ф. Бэкону - "георгика
души" (имеется в виду "георгика"
- выращивание, от латинского слова
греческого происхождения georgicus - земледельческий,
растущий на земле - прим. авт.), являлось
управлением нравственной "деятельностью"
человека. Педагог должен был руководить
"восхождением" своих воспитанников
к некой определенной духовной цели,
которую следует предварительно
"вычислить". Идеи, в какой-то мере
оправдывавшие материальное обогащение,
возводившие в ранг блага богатство,
укрепляли стремление к такого рода
ценностям и в сознании российского
дворянства. Именно оправдание, разумное
обоснование, подтверждение и отклик
традиционно требовались
Во второй половине XVIII века в России заметно усилилось влияние идей Давида Юма (1711-1776). Этот философ и психолог отверг идеи многих
мыслителей о том, что для человека важнейшим качеством является рассудок, предполагая, что эмоции и воля превалируют, "рассудок - раб эмоций". Такой подход заставлял совершенно иначе взглянуть на идеал человека.
Особую известность, популярность
и даже славу в России получил
французский философ Франсуа-
Информация о работе Образование и воспитание в России в 18 веке