Образование и воспитание в России в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию
"воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы,
физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Файлы: 1 файл

В контрольной работе рассматривается тема.docx

— 67.31 Кб (Скачать файл)

В самом идеале православного  человека, вместе с глубокими нравственными  и религиозными стремлениями, благодаря  замкнутости и неприятию того, что могло показаться чуждым, каким-либо способом ущемляющим интересы православия, светские ценности в русском обществе утверждались слабо. Самостоятельность, чувство собственного достоинства, социальная активность, стремление к  свободе на рубеже XVIII в России признавались лишь немногими. Конечно, православный идеал и бытовые представления  об идеале человека, начавшие распространяться в русском обществе к XVIII веку не были тождественными. Новые экономические  явления, раскол в православной церкви, дифференциация социальных отношений  заставляли людей уделять большое  внимание материальной жизни, пренебрегая  порой стремлениями к нравственному  и религиозному очищению и спасению. Уже в XVI - XVII веках начали зарождаться  светские представления об идеале человека.

Смутное время в начале - середине XVII века было порождено в  большей степени экономическими проблемами, а не религиозными. В  практике воспитания так же стали  заметны элементы бытового практицизма, связанные с подготовкой ребенка  к "жизни земной", к решению  им проблем устройства своего быта.

Подытоживая вышеизложенное, следует еще раз подчеркнуть, что православные ценности, претерпевавшие изменения на протяжении нескольких столетий, не утратили своей духовной сущности. В каждом отдельном историческом периоде относительно плавно менялась лишь их иерархическая структура, смещались  акценты при неизменности сущности.

До XVIII века на Руси сложилось  несколько устойчивых институтов воспитания: семья, церковь и православная община, а также духовные учебные заведения  различного уровня. Целью воспитания в рамках православно-патриархального  подхода, в конечном счете, оставалось духовное, религиозное развитие личности, приобщение человека к православным традициям. Общий характер воспитания был охранительный и консервативный, явно прослеживалась тенденция к  ограничению возможностей человека в плане соприкосновения с  европейской культурой, что выражалось во многих запретах, например, на чтение латинских и польских книг. Воспитание было направлено на сохранение русских  средневековых канонов, устоев и  традиций.

Такая ситуация не могла  сохраняться бесконечно долго. Русь, с ее природными богатствами не могла  не привлекать внимания западных соседей, значительно обогнавших ее по уровню материально-технического развития.

Военно-политические события XVII века демонстрировали утвердившуюся  тенденцию к экономической интеграции с западными странами. Русскому государству  был необходим другой путь развития, направленный на быстрый экономический  рост, который мог быть обеспечен  лишь в ходе кардинальных реформ. Одним  из направлений реформирования стало  образование, призванное обеспечить рост кадрового потенциала развивающегося государства.

 

2.2. Обусловленность и  характер изменений в системе  воспитания и образования России  в 18 веке

Серьезное влияние на изменения  в аксиологических установках российского  общества оказали кризисные явления  в патриархальной России,

которые начали проявляться  еще в XVI - XVII веках. Экономическая  отсталость по сравнению со странами Западной Европы, потеря многих земель на юге, западе и севере, смута внутри страны породили новые тенденции в развитии российского государства.

Важнейшим направлением политических изменений в России XVIII века стало  усиление рационалистических подходов к определению основных задач  государственной политики, прежде всего  в сфере экономики. Ведущей отраслью крупной промышленности постепенно становилась металлургия. Уже во второй половине XVII века значительный рост переживали централизованные государственные  промышленные предприятия – мануфактуры  в легкой промышленности и солеварении, начали расширяться и укрепляться  торговые связи. Как и во многих европейских  странах в России наступил, так  называемый, "мануфактурный" период развития промышленности. Продукция  российского земледелия также стала  поступать на внешний рынок. Большие  изменения произошли в торговле, развитие которой требовало выхода на европейский рынок. Выгода от этого  была очевидна по сравнению со сбытом российской продукции заезжим иностранным  купцам прямо в порту Архангельска. Зарубежные гости скупали добротные  товары за бесценок и хорошо наживались на лишенном свободы перемещения  русском купечестве.

К началу XVIII века в России сложился достаточно обширный внутренний рынок. Новые тенденции в развитии экономики России отразились на ее внутренней политике, в которой проявлялись  многие новые черты русского мировосприятия.

Уже в 70-80-х годах XVII века возникли серьезные противоречия между  родовым боярством и новым  дворянством. Возникла ситуация, когда  неродовитые дворяне, разбогатевшие  за счет торговли или получившие поместья за службу государю, стали занимать положение выше, чем "дети боярские". В 1682 году было отменено местничество - преимущество родовитых бояр при  назначении на различные государственные  должности, в обход низших должностей. Случалось, что на ключевые посты, в  том числе и военные, назначались  знатные недоросли, не имевшие ни малейшего представления о том, что им надлежало делать. При Петре I, благодаря его могучей государственной воле и жесткой позиции, ценность принадлежности к знатному роду постепенно уходила на дальний план, реальные заслуги, опыт и знания человека, напротив стали обретать ведущее значение.

Необходимо сказать, что  для развития образования и воспитания в России, эти изменения в позиции  государя, вызванные как внешними обстоятельствами, так и особенностями  его личной судьбы, повлекшие, в свою очередь, перемены во взглядах на ценности и цели воспитания, явились самостоятельным  и ведущим фактором. Точка зрения самодержца в монархическом государстве  порой играет основополагающую роль, и те революционные изменения, которые  произошли в российском общественном сознании в эпоху Петра - его большая  заслуга.

Важные изменения произошли  в жизни городского населения. Впервые  в российской истории они обрели права, прежде всего, право наследования, что оставило серьезный на их взглядах. С 1719 года в силу вступило деление

городского населения  на гильдии. К высшей, - первой гильдии  стали относить людей наиболее зажиточных, имевших "знатные" торговлю или  производство. Кроме богатых купцов и мануфактуристов к первой гильдии  были причислены шкиперы, зодчие, врачи, художники - нарождающийся слой городской  интеллигенции. Во вторую гильдию входили  ремесленники и торговцы, имевшие  небольшое собственное дело: иконников, ювелиров, лавочников средней руки и т.д.

Разбогатевшие горожане получали различные привилегии, которыми очень  дорожили. Так, например, дома купцов первой гильдии освобождались от военных  постоев, а сами купцы от участия  в работе различных выборных городских  органов, от обязанностей по сбору таможенных податей и прочих обременительных  дел. Городские врачи, инженеры, шкиперы, художники и другие, высоко квалифицированные  специалисты, были вхожи во многие аристократические  дома, образовывали специфическую городскую  микросреду образованных людей, демонстрировавших  пример того, как возможно зарабатывать своим трудом и деньги и положение в обществе. Само появление данной прослойки влияло на изменения в отношениях людей к образованию. Очевидно, что улучшение положения образованных специалистов светских профессий повышало интерес к их приобретению среди городского населения.

Реформы Петра I придали мощный импульс развитию российского сознания, что сказалось на его развитии в дальнейшем. Созданная Петром I новая могущественная аристократия, ощутила всю полноту своего превосходства, духовенство - напротив, было вынуждено  примириться с притеснениями  со стороны светской власти, со снижением  собственной социальной значимости.

Купечество и свободные  горожане получили надежду на позитивные изменения своего положения, обрели некоторую уверенность и стимулы  для развития своих представлений  об общественной сословной значимости. Крепостное же крестьянство осталось в прежнем патриархально-православном русле развития своего мировоззрения, находясь во власти помещиков, церкви или государства.

Изменение структуры сословного расслоения русского общества оказало  серьезное влияние и на изменение  приоритетов в ценностной структуре, и на процесс появления и укрепления новых воспитательных идеалов. Каждое сословие и каждая социальная прослойка  вырабатывала свой образ идеального человека, на достижение которого, осознанно  и неосознанно, направлялись усилия воспитателей. В начале XVIII века в  развитии воспитательного идеала, главным  образом срабатывал механизм его  дифференциации по социально-сословному признаку. Кроме того, наблюдалась  широкомасштабная экспансия ценностных установок, проникавших из Западной Европы, чему активно способствовала и идеология, и политика, проводимая российским государством.

В западной Европе к началу XVIII века сложилась весьма дифференцированная философско-этическая база, которая, получая распространение в России, оказала серьезное влияние на эволюцию идеала человека и целей воспитания во всех сложившихся к тому времени сословиях. Основной идеей служило утверждение о том, что божественная сила творца, единожды создавшая мир, не может вмешиваться в ход его дальнейшего развития. Само общество, сами люди определяют и осмысливают свое земное бытие. Эта просвещенческая идея, противоречившая православно-патриархальным установкам, обычно именовалась как "теория естественного права".

Теория "естественного  права" не являлась собственно целостной  философской теорией. Ее общая идея отражалась во многих других теориях, созданных европейскими философами и политическими деятелями эпохи  Просвещения. Важным является понимание  тех новых ценностных установках, которые повлияли на смещение акцентов в представлениях об идеале человека в России.

Одной из отправных точек  для развития в русской общественно-политической, экономической и педагогической мысли идей в русле "естественного  права" стали философские воззрения  так называемых английских материалистов XVII века. Томас Гоббс (1588-1679) отверг основную идею христианства о наличии "врожденных" божественных идей и нравственного  закона предначертанного свыше. В его  понимании все представления  о морали, идеале человека и смысле его жизни не являются чем-то статичным  и заранее заданным, а развиваются, как и все в природе. Значит, по аналогии с познанием материального  мира, мир идеальный возможно познать, используя средства науки, через  опыт и здравый смысл. Нравственность, характер существующих в обществе ценностей  и идеалов Т.Гоббс определял  как результат рефлексии людей - чувственный ответ на "внешние  раздражители"

Аксиологические установки  Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), который предлагал  рассматривать в качестве предмета "этического" исследования, прежде всего, поведение человека - реальные поступки, сопоставляя и анализируя их для определения собственно нравственного кредо, оказались весьма популярными среди российской образованной знати. Мораль и воля человека им фактически отождествляются. Идеал человека, называемый этим

философом "образцом блага" является объектом изучения, подобным тем,  которые исследуются точными  науками и соответственно лежащим  вне сферы религии. Возник новый, светский подход к определению воспитательного  идеала человека.

Воспитание, по Ф. Бэкону - "георгика души" (имеется в виду "георгика" - выращивание, от латинского слова  греческого происхождения georgicus - земледельческий, растущий на земле - прим. авт.), являлось управлением нравственной "деятельностью" человека. Педагог должен был руководить "восхождением" своих воспитанников  к некой определенной духовной цели, которую следует предварительно "вычислить". Идеи, в какой-то мере оправдывавшие материальное обогащение, возводившие в ранг блага богатство, укрепляли стремление к такого рода ценностям и в сознании российского  дворянства. Именно оправдание, разумное обоснование, подтверждение и отклик традиционно требовались русским  людям, многие поколения которых  были воспитаны на православно-патриархальных догматах, нуждавшихся в том, чтобы  поверять свои поступки с собственной  совестью и общественным мнением.

Во второй половине XVIII века в России заметно усилилось влияние  идей Давида Юма (1711-1776). Этот философ  и психолог отверг идеи многих

мыслителей о том, что  для человека важнейшим качеством  является рассудок, предполагая, что  эмоции и воля превалируют, "рассудок - раб эмоций". Такой подход заставлял  совершенно иначе взглянуть на идеал  человека.

Особую известность, популярность и даже славу в России получил  французский философ Франсуа-Мари Вольтер (Вольтер - псевдоним, настоящая  фамилия Аруэ) (1694-1778). Философ, историк, социолог, поэт и драматург, Вольтер  не раз обращался к проблеме идеала человека, содержания понятия вечных духовных ценностей и цели воспитания. По его мнению существуют вечные нравственные законы, которые отражаются как в религиозных, так и в других учениях. Аксиологические воззрения Вольтера восходили к древнему "золотому правилу" - человек должен поступать в отношении других людей так, как хотел бы, что бы они поступали в отношении него самого. Поступки человека, по его учению, должны приносить конкретное благо другим людям, и об этом, в идеале, каждый человек должен заботиться более, чем о собственной выгоде или спасении души.

Информация о работе Образование и воспитание в России в 18 веке