Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:06, реферат
Цель данного исследования - выработать толкование понятия «образовательная услуга», охарактеризовать процесс предоставления образовательной услуги в России, который находится в процессе становления.
Задачами исследования являются:
- определение понятия «государственная услуга»;
- выявление видов государственных услуг;
- изучение категории «образовательная услуга»;
- рассмотрение классификации образовательных услуг;
- исследование организации предоставления образовательной услуги
Введение 3
1 Общие положения о государственных услугах
1.1 Понятие «государственной услуги» 5
1.2 Виды государственных услуг 7
2 Организация оказания образовательной услуги
2.1 Общая характеристика образовательной услуги 13
2.2 Классификация образовательных услуг 15
2.3 Особенности предоставления образовательных услуг 19
Заключение 21 Список использованных источников 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утвержден
________________________
«___»___________________
Реферат
Образовательная услуга
Уфа 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
|
1 Общие положения о государственных услугах |
|
1.1 Понятие «государственной услуги» |
|
1.2 Виды государственных услуг 7 |
|
2 Организация оказания образовательной услуги |
|
2.1 Общая характеристика образовательной услуги 13 |
|
2.2 Классификация образовательных
услуг 2.3 Особенности предоставления образовательных услуг 19
Заключение |
|
|
|
| |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена появлением в науке, а также в законодательстве последних лет термина «государственная услуга», которые отражают изменение сущности отношений государства и гражданина, подчеркивает, что государство может действовать и предоставляя услуги.
Одним из видов государственных услуг являются образовательные услуги. Данная работа посвящена анализу понятий «государственная услуга», «образовательная услуга», изучению особенностей образовательной услуги, а также изучению организации предоставления образовательной услуги высшими учебными заведениями.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время существует довольно небольшое количество работ, посвященных отдельным аспектам государственных услуг – это научные и научно-практические статьи, монографии, диссертационные исследования. Например, научно-практическое пособие Тихомирова Ю.А. «Публичные услуги и права» (2007); исследованию видов государственных услуг: монография Кваниной В.В. «Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права» (2004), работа Половой Т.А. и Баталовой О.С. «Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования» (2009).
Однако, данные труды не раскрывают особенности организации предоставления государственных, и в частности, образовательных услуг. Таким образом, научную разработанность избранной темы нельзя признать достаточной.
При написании данной работы использовались труды Баталовой О.С., Васильевой А.Ф., Кваниной В.В., Панкрухин А.П., Половой Т.А., Ситдиковой Л.Б., Скрипак Е.И., Тихомирова Ю.А., Шабловой Е.Г., Шевелевой Н.А.
Цель данного исследования - выработать толкование понятия «образовательная услуга», охарактеризовать процесс предоставления образовательной услуги в России, который находится в процессе становления.
Задачами исследования являются:
- определение понятия «государственная услуга»;
- выявление видов государственных услуг;
- изучение категории «образовательная услуга»;
- рассмотрение классификации образовательных услуг;
- исследование организации предоставления образовательной услуги.
Исследование при написании данной работы проводилось на основе изучения обширного нормативно-правового материала:
1 Общие положения о государственных услугах
1.1 Понятие «государственной услуги»
В большинстве зарубежных стран государственные услуги – одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг», в то время как, в Российской Федерации данный термин стал использоваться только в процессе проведения реформ: в марте 2004 года был принят указ № 314, где впервые появился термин «государственные услуги» [1, C.1].
Стоит отметить, что и в российской, и в зарубежной юридической литературе нет общепринятого определения понятия «государственная услуга». Во Франции данный термин рассматривают в материальном и формальном смысле [2, C.383]. В материальном смысле - имеется в виду, любая деятельность, направленная на удовлетворение потребности, представляющей общий интерес. В формальном смысле: организованная совокупность материальных и человеческих ресурсов, применяемых государством или иным публичным коллективом в целях исполнения их задач. В подобном значении термин переводится так же, как «публичная служба». С 1992 года Европейской комиссией в рамках Евросоюза введено было понятие «универсальная услуга», которая определяется как: минимальная услуга, установленного качества, предоставляемая любому пользователю за доступную цену.
Научные дискуссии относительно понятия государственной услуги, как правило, связаны с тем или иным пониманием «сервисной» концепции государства, получившей широкое распространение в США и ряде стран Западной Европы в 80-х - 90-х годах прошлого века. Согласно этой концепции, смысл и назначение государства заключается в служении индивиду, и, при ее буквальном толковании, практически любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом оказывается государственной услугой. [3, C. 66].
В соответствии с данной концепцией в
зарубежных странах
Согласно вышеуказанному зарубежному определению государственных услуг, можно выделить признаки для их идентификации в России: 1) они обеспечивают деятельность общезначимой направленности; 2) имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими; 3) осуществляются либо органом государственной и муниципальной власти, либо другим субъектом; 4) основываются как на публичной, так и на частной собственности. [2, C. 20].
Обращаясь, к указанным
признакам, отметим следующее: первый из приведенных признаков государственных
услуг показывает наличие публичного
интереса в осуществлении такой деятельности
и позволяет сделать вывод, что независимо
от того, какой субъект (государственный
орган, муниципальный орган, негосударственная
организация) в каждом конкретном случае
их выполняет, публичная власть обязана
обеспечить их исполнение. Если же не нашлось
желающих оказывать определенного рода
государственные услуги, либо это по определенным
причинам не под силу частной организации,
то государственный, муниципальный орган
обязан взять на себя выполнение такой
услуги, социальная значимость которой
требует ее выполнения. Например, водоснабжение,
образование и иные аналогичные государственные
услуги должны оказываться независимо
от наличия заинтересованности тех или
иных субъектов.
Изучая характер предоставления государственных услуг, ученые также выделяют следующие черты: 1) связанность (сопряженность) с выполнением властных функций; 2) непосредственное взаимодействие с гражданами. [2, C. 100].
Так, государственную услугу, характеризует субъект, оказывающий услугу: это всегда государственные органы. Если услуга предоставляется на уровне муниципалитета, то есть органы местного самоуправления оказывают аналогичные государственным услуги, то она будет являться муниципальной.
В настоящее время существует разные точки зрения по определению понятия государственные услуги, на наш взгляд данная категория представляет собой комплекс услуг, обладающих такими признаками, как: общественно значимая деятельность; наличие специального субъекта; наличие специального интереса у потребителя услуги в такой деятельности; добровольное получение потребителем государственных услуг. В ходе выполнения данной услуги гражданин или юридическое лицо получают определенные блага, а предоставляет орган исполнительной власти или муниципальный орган либо организация, которой делегированы соответствующие полномочия.
1.2 Виды государственных услуг
На сегодняшний момент существуют различные классификации государственных услуг, так в науке Франции государственные услуги классифицируются по субъектному составу, а именно – центральные и местные структуры. [2, C.385]. К ним относятся системы правосудия, полиции, здравоохранения, а также железнодорожный транспорт и энергетика. Европейский союз определяет следующие виды услуг по субъектному составу: для граждан и для бизнеса.
В свою очередь, услуги для граждан представляют собой: подача декларации в отношении доходов физических лиц; услуги по поиску работы, предоставляемые департаментами труда; выплата из фонда социального страхования; выдача документов: паспортов и водительских удостоверений; публичные библиотеки; акты гражданского состояния; подача заявления на поступление в вуз; услуги здравоохранения. Услуги для бизнеса представляют собой: регистрация новой компании; предоставление информации в органы статистики; подача таможенных деклараций; поставка товаров и услуг для общественных нужд; налогообложение юридических лиц: подача деклараций, уведомления. Большинство данных услуг оказывается через электронные средства связи.
В Российской Федерации нет четкой классификации государственных услуг. Наиболее распространенной является классификация в зависимости от сферы, в которой происходит ее реализация услуги. [5, C.8]. На этом основании выделяются информационные, консультационные, бытовые, образовательные, медицинские, финансовые, коммунальные услуги. Некоторые авторы (Костюков А.Н.) предлагают объединить образовательные услуги, социальные услуги, медицинские услуги, услуги в сфере культуры в группу публичных услуг. [6, C.25]. Санникова Л.В., напротив, считает, что к категории публичных услуг следует относить услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, на безвозмездной основе или по регулируемым ценам. [7, C.19]
В целях недопущения путаницы с использованием понятийного аппарата многими авторами предлагается в рамках единой классификации услуг отказаться от использования термина государственная услуга, так как данную группу можно выделять исключительно по особому субъекту предоставления услуг - органам государственной или муниципальной власти или бюджетным учреждениям. Оказание этих услуг осуществляется на основании государственного (муниципального) задания - документа, устанавливающего требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.
Интерес представляет классификация Нестерова А.В.: услуги необходимы, но нет услугодателей; услуги предлагаются, но у услугополучателей нет в них потребности («навязанные»); дублирующие услуги (несколько услугодателей) [8, C. 55]. Второй вариант классификации представляет собой следующее: государственные услуги (услуги власти) – бесплатные услуги, согласно закону оказываемые уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам в соответствии с регламентами и стандартами оказания государственных услуг за счет использования ресурсов государстве; общественные услуги – бесплатные услуги для граждан, направленные на все общество, оказываемые выбранными по конкурсу услугодателями за счет использования общественных фондов и в соответствии с регламентами общественных услуг; публичные услуги – общественно значимые платные для услугополучателей услуги (цена регулируется государством), оказываемые коммерческими организациями в соответствии с регламентами публичных услуг.