Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:06, реферат
Цель данного исследования - выработать толкование понятия «образовательная услуга», охарактеризовать процесс предоставления образовательной услуги в России, который находится в процессе становления.
Задачами исследования являются:
- определение понятия «государственная услуга»;
- выявление видов государственных услуг;
- изучение категории «образовательная услуга»;
- рассмотрение классификации образовательных услуг;
- исследование организации предоставления образовательной услуги
Введение 3
1 Общие положения о государственных услугах
1.1 Понятие «государственной услуги» 5
1.2 Виды государственных услуг 7
2 Организация оказания образовательной услуги
2.1 Общая характеристика образовательной услуги 13
2.2 Классификация образовательных услуг 15
2.3 Особенности предоставления образовательных услуг 19
Заключение 21 Список использованных источников 23
Если использовать в
качестве классификационного критерия
интерес как побудительный
1) Услуги, потребность в которых вызвана частным интересом, но не всяким, а таким, который имеет социальную значимость. Если присутствует только частный интерес, то это не сфера публичных услуг, а отношения, регулируемые преимущественного посредством гражданско-правового договора.
2) Услуги, потребность в которых вызвана таким сочетанием частного и публичного интереса, который фиксируется в виде обязанностей гражданина предприниматель определенного действия во благо самого гражданина (например, вакцинация в рамках национального календаря, бесплатное обязательное образование);
3) Услуги, потребность в которых вызвана преимущественного публичным интересом. В этих случаях сам гражданин или юридическое лицо не желает получать данную услугу, но должен предпринять усилия по ее получению ввиду того, что данные действия предваряют наступление нужных гражданину правоотношений, являются одним из элементов их фактического состава. Отказ от получения данных услуг связан с ущербом для граждан. Например, лицензионные услуги предоставляют, как правило, государственные органы, они – основной объект, но могут делегировать свои полномочия учреждениям;
4) Услуги, связанные с обязательными для органа государственными, публичными функциями, которые осуществляются в интересах граждан или юридических лиц, но не иных органов. Примером таких услуг являются информационные.
Вернемся к вышеуказанным классификациям, согласно которым, к публичным услугам также относятся информационные услуги, которые связаны с предоставлением информации. И в соответствии с законодательством, регулирующим их, можно выделить следующие подвиды публичных услуг: справочные; консультационные; инжиниринговые (инженерно-консультационные); правовые; бухгалтерские; аудиторские; оценочные; иные информационные услуги.
Услуги связи (нацеленные на передачу информации): почтовой связи; телеграфной связи; телефонной и факсовой связи; телефаксной и телетайпной связи; связи проводного радиовещания; радио- и сотовой связи и пейджинга; услуги соединения Интернет и электронной почты.
Образовательные услуги, являющиеся одним из видов государственных услуг, Ситдикова предлагает подразделить на: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) образования; начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования; дополнительного образования. [9, C.37].
Помимо, указанных классификаций, выделяют также услуги, предоставляемые государственными органами и иными организациями, которым делегированы соответствующие полномочия государством. В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных муниципальных услуг» можем выделить также государственные услуги, оказываемые на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, а также муниципальные услуги. Обратим внимание на тот факт, что законодатель выделяет категорию «муниципальные услуги» и в научной литературе подчеркивается, что хотя и органы местного самоуправления могут оказывать аналогичные государственный услуги, подобные услуги не могут рассматриваться как государственные исходя из конституционного статуса органов местного самоуправления.
По нашему мнению, наиболее рациональной является классификация Н.А. Шевелевой, которая предлагает разделять государственные услуги на два типа: первый - услуги, оказываемые органами исполнительной власти; второй - услуги, оказываемые подведомственными им бюджетными учреждениями или уполномоченными организациями. [10, C.205]. Государственные услуги первого типа являются реализацией одной из функций исполнительной власти, и передача иным субъектам осуществления таких услуг недопустима. Такие услуги предоставляются исключительно на безвозмездной основе. При этом компенсация затрат на такие услуги производится из бюджетов соответствующих уровней. В то же время данный тип может предусматривать различные сборы, величина которых не превышает компенсационных размеров. Шевелева отмечает, данные услуги отличаются тем, что носят обязательный характер, при этом ответственность за непредставление или некачественное предоставление услуги носит чисто административный характер. Услуги второго типа предоставляются на возмездной основе. В зависимости от источника финансирования для получателя услуги она может быть платной или бесплатной, а для исполнителя услуги - всегда возмездной.
2 Организация оказания образовательной услуги.
2.1 Общая характеристика образовательной услуги.
В соответствии с определением, принятым 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
В настоящее время в научной среде отсутствует единое понятие «образовательной услуги». Обычно под образовательными услугами понимают «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства».[11, С. 20]
Согласно другому подходу образовательная услуга трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. [12, С.300].
Интересна и актуальна позиция Скрипака Е.И., который считает, что
«экономическая категория «образовательные услуги» включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами подменяется более узким понятием «платные образовательные услуги» [13]. Это положение он объясняет спецификой современных российских условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования
Чтобы дать наиболее правильное определение термина «образовательная услуга» проанализируем отличительные черты образовательных услуг.
1. Специфика образовательных
многих исследователей, они относятся к категории общественных благ. [14]. Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Большинство специалистов относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо». Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса [15, С.150].
Итак, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:
1) общественный товар,
2) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги,
существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ «Об образовании».
2. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их
непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.
3. Еще один отличительный признак образовательных услуг -
многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. То есть, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.
4. Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они
оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей,
преобразованием и развитием личности обучающегося. Образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.
Образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. В соответствии с указанными особенностями, образовательная услуга – это качественная категория, представляющая собой сотворчество преподавателя и ученика, характеризующаяся наличием публичной власти, ответственности со стороны субъектов отношения.
2.2 Классификация образовательных услуг.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в качестве одной из компонент системы образования называет образовательную программу, которая, является комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке.
Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых имеет основную и дополнительную программу.
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам и отражают особенности данного образовательного учреждения или региона. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества».
К первой группе относят
. дошкольного образования;
. начального общего образования;
. основного общего образования;
. среднего (полного) общего образования.
Согласно ст.19 Закона РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности».
Вторую группу образовательных программ составляют:
целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;