Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:54, курсовая работа
Цель курсового проекта заключается в том, чтобы рассмотреть возможности музея Просвещения, его роль в формировании и воспитании патриотизма, разработать проект на данную тему. Гипотеза данной работы заключается в том, что: в связи с использованием всех своих возможностей, музей Просвещения формирует духовно-нравственную личность. Методы: контент-анализ, изучение устава музея Просвещения, анализ деятельности музея, анализ реализованных проектов. Задачи: Рассмотреть теоретические понятия патриотическое и гражданское воспитание. Дать краткую характеристику школьному музею Просвещения. Разработать проект на базе музея Просвещения, направленный на формирование патриотизма и любви к малой родине.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Патриотизм. Сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания………………………………………………6
1.2. Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности……………………………………………...8
Глава 2. Музей образовательного учреждения как инструмент формирования духовно-нравственных целей
2.1. Роль музеев в воспитательной деятельности школьников……………………………………….……………………….12
2.2. Особенности школьного музея в системе патриотического воспитания………………………………………………………………...14
Глава 3. Анализ деятельности школьного музея на базе КОУ «Красовской средней общеобразовательной школы» Оконешниковского района. Разработка проекта
3.1. Характеристика и анализ работы школьного музея. Музейные проекты школы…………..………………………………………………..19
3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение №1 «Венок дружбы» 4 этап……………………………….34
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Омский государственный
Кафедра управления и ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности
Курсовая работа
По дисциплине: основы социально-культурного проектирования
На тему: Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи
кафедры УроСКД
Левочкина Н.А.
Омск 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Патриотизм. Сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания………………………………………………6
1.2. Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности……………………………………………...8
Глава 2. Музей образовательного учреждения как инструмент формирования духовно-нравственных целей
2.1. Роль музеев в
воспитательной деятельности школьников……………………………………….…………
2.2. Особенности школьного
музея в системе патриотического воспитания……………………………………………………
Глава 3. Анализ деятельности школьного музея на базе КОУ «Красовской средней общеобразовательной школы» Оконешниковского района. Разработка проекта
3.1. Характеристика и
анализ работы школьного музея. Музейные проекты школы…………..……………………………………………….
3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района………………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение №1 «Венок дружбы» 4 этап……………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой. Только настоящему гражданину и патриоту под силу справиться с такой задачей. Приобретение социальной компетентности на этапе получения общего среднего образования позволит молодым людям брать на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, использовать приобретенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практико-значимых задач. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Такие задачи вытекают из Закона «Об образовании» РФ. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы большое внимание уделяет качеству образования и работе с одаренными и талантливыми детьми. Решение задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания определено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Возрождение патриотизма, гражданственности – это шаг к возрождению России, так как именно они являются духовно-нравственной основой общественного сознания, достоянием личности.
Сейчас в современном
российском обществе наблюдается противоречие
между сложившимся
Изменились уровень жизни, менталитет, представления об историческом прошлом и его значимости. Воспитание студентов и обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.
Проблема курсового проекта состоит в разрешении противоречия между необходимостью использования методов проектной деятельности музейных учреждений для развития молодежи чувства патриотизма, любви к малой и большой Родине, толерантного отношения и редким обращением в педагогической практике к таким проектным методам, и недостаточной осведомленности или ложного убеждения в ненадобности и неэффективности проектов в музейных учреждениях.
Объектом является музей как социокультурный институт.
Предмет: проект музея Просвещения в г.Омск.
Целевая аудитория: данный курсовой проект направлен на студентов и молодежь.
Цель курсового проекта заключается в том, чтобы рассмотреть возможности музея Просвещения, его роль в формировании и воспитании патриотизма, разработать проект на данную тему.
Гипотеза данной работы заключается в том, что: в связи с использованием всех своих возможностей, музей Просвещения формирует духовно-нравственную личность.
Методы: контент-анализ, изучение устава музея Просвещения, анализ деятельности музея, анализ реализованных проектов.
Задачи:
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнена значимость музейных проектов в патриотическом воспитании, выявлены возможности музея Просвещения для развития проектной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что в музее Просвещения происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов.
В результате работы над курсовым проектом проводился анализ философской, педагогической, психологической, научной литературы, периодической печати, законодательных и нормативно-правовых источников (закон «Об образовании», Федеральная программа, «Устав музея Просвещения»).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Воспитание молодежи
в современном российском обществе
осуществляется в условиях экономического
и политического
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса должно стать патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:
- «любовь к родине,
привязанность к родной земле,
языку, культуре, традициям» (Новый
иллюстрированный
- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
- «нравственный и политический
принцип, социальное чувство,
содержанием которого является
любовь к отечеству,
- «любовь к отечеству,
преданность ему, стремление
- «любовь к отечеству,
к родной земле, к своей культу
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);
- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
- «эмоциональное отношение
к родине, выражающееся в готовности
служить ей и защищать ее
от врагов» (Политология:
- «чувство любви к
родине, идея, сознание гражданской
ответственности за судьбы
Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия. Достаточно привести следующий пример. В педагогике «патриотизм» в недавнем прошлом употреблялся преимущественно как синоним понятию «гражданственность», что во многом являлось следствием отождествления понятий «государство» и «общество». В связи с этим возникают определенные затруднения в понимании сущности изучаемого феномена.
Для конкретизации сущности рассматриваемого явления необходимо, прежде всего, на наш взгляд, выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).
- Патриотизм предполагает
формирование и длительное
- Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т.е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма. Как общественное явление он есть одно из проявлений субъект-объектных отношений. До настоящего времени еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что понимается под субъектом патриотизма. Некоторые авторы ставят под сомнение представление о том, что носителями патриотического сознания выступают как отдельные личности, так и коллективы, социальные группы, нации, в том числе и общество в целом (А. Яковлев, М. Кучуков, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), А. Голицын, И. Ильина и др.).