Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы рассмотреть возможности музея Просвещения, его роль в формировании и воспитании патриотизма, разработать проект на данную тему. Гипотеза данной работы заключается в том, что: в связи с использованием всех своих возможностей, музей Просвещения формирует духовно-нравственную личность. Методы: контент-анализ, изучение устава музея Просвещения, анализ деятельности музея, анализ реализованных проектов. Задачи: Рассмотреть теоретические понятия патриотическое и гражданское воспитание. Дать краткую характеристику школьному музею Просвещения. Разработать проект на базе музея Просвещения, направленный на формирование патриотизма и любви к малой родине.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Патриотизм. Сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания………………………………………………6
1.2. Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности……………………………………………...8
Глава 2. Музей образовательного учреждения как инструмент формирования духовно-нравственных целей
2.1. Роль музеев в воспитательной деятельности школьников……………………………………….……………………….12
2.2. Особенности школьного музея в системе патриотического воспитания………………………………………………………………...14
Глава 3. Анализ деятельности школьного музея на базе КОУ «Красовской средней общеобразовательной школы» Оконешниковского района. Разработка проекта
3.1. Характеристика и анализ работы школьного музея. Музейные проекты школы…………..………………………………………………..19
3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение №1 «Венок дружбы» 4 этап……………………………….34

Файлы: 1 файл

Kursach_Leva.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет  им. Ф.М Достоевского

Кафедра управления и ресурсного обеспечения  социально-культурной деятельности

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: основы социально-культурного проектирования

На тему: Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи

 

 

 

 

                                                                                               Выполнила: студентка

                                                                                               3-го курса Дюсембаева К.У.

                                                                                               группа: КСБ-108-О-01

                                                                                               Научный руководитель:

                                                                                               Доцент к.и.н., к.э.н.

кафедры УроСКД

Левочкина Н.А.

                                                                                             

 

 

 

Омск 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  основы патриотического воспитания

1.1. Патриотизм. Сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания………………………………………………6

1.2. Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности……………………………………………...8

Глава 2. Музей образовательного учреждения как инструмент формирования духовно-нравственных целей

2.1. Роль музеев в  воспитательной деятельности школьников……………………………………….……………………….12

2.2. Особенности школьного  музея в системе патриотического воспитания………………………………………………………………...14

Глава 3. Анализ деятельности школьного музея на базе КОУ «Красовской средней общеобразовательной школы» Оконешниковского района. Разработка проекта

3.1. Характеристика и  анализ работы школьного музея. Музейные проекты школы…………..………………………………………………..19

3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района………………………………………26

Заключение………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………….32

Приложение №1 «Венок дружбы» 4 этап……………………………….34

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой. Только настоящему гражданину и патриоту под силу справиться с такой задачей. Приобретение социальной компетентности на этапе получения общего среднего образования позволит молодым людям брать на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, использовать приобретенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практико-значимых задач. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Такие задачи вытекают из Закона «Об образовании» РФ. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы большое внимание уделяет качеству образования и работе с одаренными и талантливыми детьми. Решение задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания определено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Возрождение патриотизма, гражданственности – это шаг  к возрождению России, так как  именно они являются духовно-нравственной основой общественного сознания, достоянием личности.

Сейчас в современном  российском обществе наблюдается противоречие между сложившимся мировоззрением у молодежи и общечеловеческими  ценностями, которые вырабатывались на протяжении многих лет. Это противоречие требует пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодежи. У современной молодежи иные стремления, приоритеты, идеалы и примеры для подражания, которые формируются под влиянием окружающей действительности и СМИ.

Изменились уровень  жизни, менталитет, представления об историческом прошлом и его значимости. Воспитание студентов и обучающихся  на примерах истории, осмысливание опыта  предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и  гражданственность будут всегда нормой общества.

Проблема курсового проекта состоит в разрешении противоречия между необходимостью использования методов проектной деятельности музейных учреждений для развития молодежи чувства патриотизма, любви к малой и большой Родине, толерантного отношения и редким обращением в педагогической практике к таким проектным методам,  и недостаточной осведомленности или ложного убеждения в ненадобности и неэффективности проектов  в музейных учреждениях.

Объектом является музей  как социокультурный институт.

Предмет: проект музея Просвещения в г.Омск.

Целевая аудитория: данный курсовой проект направлен на студентов и молодежь.

Цель курсового проекта  заключается в том, чтобы рассмотреть возможности музея Просвещения, его роль в формировании и воспитании патриотизма, разработать проект на данную тему.

Гипотеза данной работы заключается в том, что: в связи с использованием всех своих возможностей, музей Просвещения формирует духовно-нравственную личность.

Методы: контент-анализ, изучение устава музея Просвещения, анализ деятельности музея, анализ реализованных проектов.

Задачи:

    • Рассмотреть теоретические понятия патриотическое и гражданское воспитание.
    • Дать краткую характеристику школьному музею Просвещения.
    • Разработать проект на базе музея Просвещения, направленный на формирование патриотизма и любви к малой родине.

Теоретическая значимость заключается в том, что уточнена значимость музейных проектов в патриотическом воспитании, выявлены возможности музея Просвещения для развития проектной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что в музее Просвещения происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов.

В результате работы над курсовым проектом проводился анализ философской, педагогической, психологической, научной литературы, периодической печати, законодательных и нормативно-правовых источников (закон «Об образовании», Федеральная программа, «Устав музея Просвещения»).

Структура работы: работа состоит из введения,  трех глав, заключения, литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

    1. ПАТРИОТИЗМ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЗМА И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего  поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций.

 

Характерной особенностью современного этапа развития российского  социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса должно стать патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 

Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:

 

- «любовь к родине, привязанность к родной земле,  языку, культуре, традициям» (Новый  иллюстрированный энциклопедический  словарь, 2003);

- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);

 

- «нравственный и политический  принцип, социальное чувство,  содержанием которого является  любовь к отечеству, преданность  ему, гордость за его прошлое  и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);

 

- «любовь к отечеству,  преданность ему, стремление своими  действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);

 

- «любовь к отечеству,  к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);

 

- «чувство любви к  своей родине, к отечеству, готовность  к его защите от врагов»  (Краткий политический словарь, 1989);

 

- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);

 

- «эмоциональное отношение  к родине, выражающееся в готовности  служить ей и защищать ее  от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);

 

- «чувство любви к  родине, идея, сознание гражданской  ответственности за судьбы отечества,  выражающиеся в стремлении служить  ради своего народа, защиты его  интересов» (Советская историческая  энциклопедия, 1967).

 

Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия. Достаточно привести следующий пример. В педагогике «патриотизм» в недавнем прошлом употреблялся преимущественно как синоним понятию «гражданственность», что во многом являлось следствием отождествления понятий «государство» и «общество». В связи с этим возникают определенные затруднения в понимании сущности изучаемого феномена.

Для конкретизации сущности рассматриваемого явления необходимо, прежде всего, на наш взгляд, выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).

- Патриотизм предполагает  формирование и длительное развитие  целого комплекса позитивных  качеств. Основой его являются духовно- нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве.

 

- Патриотизм, единый по  своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т.е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма. Как общественное явление он есть одно из проявлений субъект-объектных отношений. До настоящего времени еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что понимается под субъектом патриотизма. Некоторые авторы ставят под сомнение представление о том, что носителями патриотического сознания выступают как отдельные личности, так и коллективы, социальные группы, нации, в том числе и общество в целом (А. Яковлев, М. Кучуков, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), А. Голицын, И. Ильина и др.).

Информация о работе Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи