Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы рассмотреть возможности музея Просвещения, его роль в формировании и воспитании патриотизма, разработать проект на данную тему. Гипотеза данной работы заключается в том, что: в связи с использованием всех своих возможностей, музей Просвещения формирует духовно-нравственную личность. Методы: контент-анализ, изучение устава музея Просвещения, анализ деятельности музея, анализ реализованных проектов. Задачи: Рассмотреть теоретические понятия патриотическое и гражданское воспитание. Дать краткую характеристику школьному музею Просвещения. Разработать проект на базе музея Просвещения, направленный на формирование патриотизма и любви к малой родине.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Патриотизм. Сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания………………………………………………6
1.2. Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности……………………………………………...8
Глава 2. Музей образовательного учреждения как инструмент формирования духовно-нравственных целей
2.1. Роль музеев в воспитательной деятельности школьников……………………………………….……………………….12
2.2. Особенности школьного музея в системе патриотического воспитания………………………………………………………………...14
Глава 3. Анализ деятельности школьного музея на базе КОУ «Красовской средней общеобразовательной школы» Оконешниковского района. Разработка проекта
3.1. Характеристика и анализ работы школьного музея. Музейные проекты школы…………..………………………………………………..19
3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение №1 «Венок дружбы» 4 этап……………………………….34

Файлы: 1 файл

Kursach_Leva.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Школьный музей призван  формировать устойчивый интерес  к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. [14, 76]

Школьный музей способствует:

    • Воспитанию чувства патриотизма - социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
    • Включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.
    • Сохранению для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
    • Формированию духовных ценностей.
    • Внедрению музейного материала в учебный процесс

Задачами школьного  музея являются:

    • использование культурных для развития детей и подростков;
    • охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного поселка, края;
    • активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
    • формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Министерство образования  и науки РФ рассматривает музей  образовательного учреждения как эффективное  средство духовно-нравственного, патриотического  и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей – это не просто собирание памятников и создание экспозиций – это многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы. [14, 98]

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ НА БАЗЕ КОУ «КРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ОКОНЕШНИКОВСКОГО РАЙОНА.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

 

3.1. Характеристика и анализ работы школьного музея Красовской средней общеобразовательной школы

 

Базой реализации проектной  деятельности стал историко-краеведческий  музей, созданный в КОУ «Красовская  СОШ». В работе музея участвует весь педагогический и ученический коллектив. Здесь дети не на словах, а на деле соприкасаются с реликвиями, которые не могут не тронуть детскую душу. Музей заставляет думать о том, ради чего погибли наши односельчане, и что высокое слово «патриотизм» - это их любовь к своей матери, к своей школе, к своему селу.

Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. [17, 46]

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой проводимой школой.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

    • Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016 гг.";
    • Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г.;
    • Положение о статусе школьного музея.

Программа развития музея  предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению  и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея  имеются подлинные материалы, которые  раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших  мер предусматривается использование  школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы – максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Например, подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. [16, 95]

Руководство работой  музея

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

    • направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
    • организует учет и хранение существующих фондов,
    • проводит экскурсии по экспозициям музея,
    • разрабатывает план работы.
    • проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников.
    • осуществляет создание экспозиций, стационарных выставок.

Осуществление целенаправленного  систематического педагогического  руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

Но главную координацию  деятельности по развитию и организации  работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по УВР. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились. [14, 45]

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием.

Анализ деятельности школьного музея

    • Адрес музея: с. Красовка, Оконешниковский район Омская область
    • Название: Школьный историко-краеведческий музей
    • Руководитель учреждения: Столетова Валентина Ивановна
    • Руководитель музея: Аленич Татьяна Михайловна
    • Дата открытия: 1985 г.

Основные разделы экспозиции (проектная деятельность): 

    • Этнография
    • История села до 1941г.
    • Село в годы Великой Отечественной войны
    • История села в советский и постсоветский период
    • Труженикам села
    • Выпускники – гордость школы. Летопись времен
    • И.И. Стрельников. Герой Оконешниковского района
    • Воинам Афганской и Чеченской войн посвящается

Представленные проекты  действуют в школьном музее и  Зале Боевой славы уже довольно длительное время. Экспозиции и проекты постоянно  обновляются и пополняются.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Цель: музей способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

    • Государственную программу Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
    • Устав школы

Направления деятельности музеев:

    • Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская.
    • Учебно-исследовательская деятельность.
    • Поисковая работа.
    • Индивидуальная работа с учащимися.
    • Методическая работа.
    • Фондовая работа

Образовательно-познавательная деятельность. Массово-просветительская. Музей участвует в учебной деятельности и во внеурочной.

      • Учебная деятельность:

Так главная задача педагогического  коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности  урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном  планировании на учебный год или  полугодие предусматривать работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный  процесс, наполняют его более  конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Так, активно сотрудничают с музеем учителя исторического  краеведения, ИЗО, технологии, учителя  начальной школы и др.

      • Внеучебная деятельность

Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ним и воспитательными задачами класса планируется работа на год.

К формам работы во внеучебное время относят, беседы, экскурсии, организация  встреч с ветеранами, проведение игр (игра по станциям), «Знатоки села», «Узнай по фото», помощь в проведении праздников, народные праздники.

Информация о работе Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи