Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы рассмотреть возможности музея Просвещения, его роль в формировании и воспитании патриотизма, разработать проект на данную тему. Гипотеза данной работы заключается в том, что: в связи с использованием всех своих возможностей, музей Просвещения формирует духовно-нравственную личность. Методы: контент-анализ, изучение устава музея Просвещения, анализ деятельности музея, анализ реализованных проектов. Задачи: Рассмотреть теоретические понятия патриотическое и гражданское воспитание. Дать краткую характеристику школьному музею Просвещения. Разработать проект на базе музея Просвещения, направленный на формирование патриотизма и любви к малой родине.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Патриотизм. Сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания………………………………………………6
1.2. Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности……………………………………………...8
Глава 2. Музей образовательного учреждения как инструмент формирования духовно-нравственных целей
2.1. Роль музеев в воспитательной деятельности школьников……………………………………….……………………….12
2.2. Особенности школьного музея в системе патриотического воспитания………………………………………………………………...14
Глава 3. Анализ деятельности школьного музея на базе КОУ «Красовской средней общеобразовательной школы» Оконешниковского района. Разработка проекта
3.1. Характеристика и анализ работы школьного музея. Музейные проекты школы…………..………………………………………………..19
3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение №1 «Венок дружбы» 4 этап……………………………….34

Файлы: 1 файл

Kursach_Leva.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

 

С нашей точки зрения, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные  личности, но и большие, малые и  другие общности людей, о чем свидетельствует  вся история человечества. Соответственно можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма:

 

- личность;

 

- группа населения,  рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному  и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и  т.д.);

 

- классы и этносы (нации);

 

- народ данной страны.

 

Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и одновременно творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества людей. Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Было бы неверно полагать, что патриотизм сводится к совокупности духовного сознания отдельных людей. Укажем, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается, в конечном счете, личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима без нее, их взаимосвязь и взаимопроникновение означает их нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

 

- Анализ современной  отечественной литературы по  данной теме показывает, что нет единого мнения и относительно объекта (объектов) патриотизма. Существует, например, точка зрения, согласно которой объектом патриотизма является единое Отечество. Так, В. Нахушев утверждает, что объект патриотизма - единое для всех народов Отечество. Тем самым не допускается обращенность патриотизма к структурным и иным элементам Отечества. Эта точка зрения фактически отрицает, что субъект патриотизма является одновременно и его объектом, т.е. предметом воздействия соответствующих чувств и идей. Кроме того, действия и поступки субъектов патриотизма - это лучшее средство патриотического воспитания, объектом которого являются личность, социальные группы, общество.

 

Другой исследователь  В. Макаров, противопоставляя патриотизм и коллективизм, только за последним признает обращенность к большому числу социальных общностей: семья, трудовая или учебная группа, территориальная общность. Более того, даже нации как наиболее крупной социальной общности в многонациональном государстве отказывается в праве быть объектом патриотизма. Имеют место попытки установить иерархию объектов патриотизма по их значимости.

Учитывая коренные изменения  в нашей стране, которые произошли  в процессе проводимых реформ, и  различное отношение людей к  ним, на сегодняшний день следует  признать в качестве самостоятельных и равноправных объектов патриотизма следующие содержательно-структурные элементы Отечества:

- пространственно-территориальные характеристики (территория государства состоит из территорий сел, деревень, поселков, районов, городов, областей, республик и т. д.);

- основные факторы  (политическая, экономическая, социальная, культурная, природная и другая  среда);

 

- временные характеристики (его прошлое - исторические и 

Такой подход обусловлен осознанием того, что Отечество имеет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому субъект-объектные патриотические связи возникают и функционируют по-разному: будь то сохранение культурных памятников, гордость героизмом защитников Родины, либо же деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения - будущего страны.

 

- Анализ важнейших  субъектов и объектов патриотизма  обеспечивает его научную классификацию.  В многочисленных исследованиях  по данной теме осуществлялось  в основном разграничение патриотизма  по типам.

Наличие объекта патриотизма, на наш взгляд, обусловливает следующие его проявления (разновидности):

 

- определенный пространственно  - территориальными характеристиками, включающий в себя патриотизм  по отношению к стране - российский (государственный), а также региональный (местный) патриотизм (школы, завода, города, района, области, республики);

 

- направленный на совершенствование  конкретной сферы (среды) Отечества  - политической, экономической, социальной, культурной, природной (экологический  патриотизм) и т. д.;

 

- определенный временными характеристиками, например, культурно-исторический.

 

Данная классификация  патриотизма, базирующаяся на выделении  его субъекта и объекта, позволяет  увидеть это многогранное социальное явление во всей полноте и органическом единстве и тем самым подтвердить, что всякое общее существует не иначе как в особенном и единичном. Поэтому и патриотизм в реальной жизни представлен как совокупность многих разновидностей. В связи с этим имеет большое научное и практическое значение их обоснованная классификация. Следует признать необходимость выдвижения на первый план общенародного содержания патриотизма; любовь к родной земле, забота о сохранении и чистоте родного языка, гордость за достижения страны в науке, культуре и технике и т.д. - всего, что составляет национально-этнический аспект этого социокультурного феномена. Помимо национально-этнического имеется также общедемократическое содержание (права и свободы человека, правовое государство и т.д.) и все это вместе определяет патриотизм как важнейший интегрирующий фактор, способный консолидировать общество. Особо отметим нацеленность патриотизма на людей, представляющих собой его субъект и объект. В этом принципиальное отличие подлинного патриотизма от патриотизма абстрактного, предполагающего стремление к благу для страны, но по сути своей безадресного. Патриотизм лишен смысла без служения державе и людям, составляющим ее жизненную основу. Патриотическая формула «земля ради земли» не имеет смысла без тех людей, которые населяют эти просторы. Это значит, что патриотизм, не ориентированный на нужды человека, - понятие мертвое, схоластическое. Следовательно, все разновидности патриотизма (в политической, экономической, социальной сферах и т.д.) направлены на улучшение жизненных условий населения, т.е. массовых его субъектов (носителей) и объектов патриотического отношения. Необоснованные изменения той или иной сферы Отечества, приводящие к ухудшению уровня жизни людей, являются антипатриотичными. И потому необходимо обратить внимание на то, что, характеризуя разновидности патриотизма, следует делать это через призму интересов и потребностей людей. Отметим, что известно немало примеров «странной» любви к России, которая сочеталась с полным безразличием, презрением и даже ненавистью к народу.

 

- На сегодняшний день  в Российской Федерации объективно возникла необходимость учета и достижения органического единства общегосударственного, этнического и регионального патриотизма. Учитывая сложность переживаемого Россией исторического периода, наше общество должно подойти к признанию в качестве приоритетного державного (государственного) патриотизма, который понимается как патриотизм, направленный на страну, ее людей, историю, землю и т.д. На значимость данного вида патриотизма указывал Г. Гегель: «В основе патриотизма лежит... сознание абсолютности государства». Причем в патриотизме философ особо выделяет стремление к общим целям и интересам государства: «Оно образует субстанцию... любви к Отечеству - этого стремления к общим целям и интересам государства». Вообще же речь идет о том виде патриотизма, который народник Степняк-Кравчинский назвал общегосударственным патриотизмом. Он занимает особое место в судьбе нашего народа и страны. Это обусловлено тем, что русский человек всегда относился к государству как к институту власти, способствующему его выживанию и защите, что определялось особенностями отечественной истории.

Сущность патриотизма, а следовательно, отличие от различного рода псевдопатриотизмов местного уровня, заключается в том, что, проявляя патриотизм по отношению к родной школе, деревне или области, мы тем самым проявляем патриотизм по отношению ко всей стране. Русский философ В. Соловьев отмечал: «Привязанность к местной Родине так же мало препятствует патриотизму, то есть преданности общему Отечеству, как в правильной семье любовь к матери не мешает и не соперничает с любовью к отцу...». Иного, безадресного патриотизма быть не может, ибо он направлен на конкретные объекты. Большое значение имеет осознание этого каждым человеком. То есть патриотическая деятельность, пусть даже скромная по своим масштабам, практически более значима и весома, чем иные заявления о своем патриотизме, не подкрепленные делами. При этом происходит диалектический процесс взаимоперехода терминов: «патриот большой Родины», «патриот малой Родины», «патриот большой и малой Родины».

 

Таким образом, следует  подчеркнуть, что любовь к малой  Родине носит не только эмоциональный, но прежде всего практический характер, крайне необходимый для возрождения  всей страны, от которого зависит благополучие России. Нацеливая людей на необходимость проявления местного (регионального) патриотизма, важно не допустить возможности его перехода в свою противоположность. Антиподами местного патриотизма являются местничество, региональный эгоизм, корпоративный патриотизм и др. Источником их проявления служит противопоставление местных, своих и общегосударственных интересов и нужд. Особенно остро такие процессы протекали в нашей стране в последнее десятилетие XX века. Не раскрывая экономических, политических, социальных и иных причин данного явления, отметим, что указанные негативные тенденции далеко еще не преодолены. Разумеется, местный (региональный) патриотизм не имеет ничего общего с местничеством как разновидностью деформированного национализма. Сложнее отличить подлинный патриотизм, органически включающий в себя любовь к малой Родине, от мнимого патриотизма, который такой любовью и ограничивается.

 

Чувство Родины у каждого  человека начинается с памяти детства  о своем доме, дворике, городе или  селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Действительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как неразделенность Родины, ее целостность, исторические, законные права на территорию.

Суммируя все вышеизложенное по проблеме сущности и типов патриотизма, мы можем сделать вывод о том, что необходимо понимать под содержанием патриотического воспитания. Это воспитание патриотических чувств, забота об интересах нашей страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Отчизне в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

 

Выделяют следующие  виды патриотического воспитания:

- военно-патриотическое  воспитание;

- героико-патриотическое  воспитание;

- национально-патриотическое  воспитание;

- гражданское воспитание;

- гражданско-патриотическое  воспитание.

Рассмотрим, какой смысл  вкладывается в эти понятия.

Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического  воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. В настоящее время, на наш взгляд, это направление особенно актуально в силу тенденций падения престижа военных профессий, нежелания многих молодых людей служить в армии, пересмотра истории страны и, в частности, военно-исторических фактов и места в них отдельных личностей. Поле деятельности педагогов и воспитателей в направлении военно-патриотического воспитания огромно, а роль не переоценима.

Проблемами военно-патриотического  воспитания занимаются историки, педагоги, психологи, юристы, философы, экономисты, представители социально-политических дисциплин, а также многие специалисты других отраслей научных знаний. Общий объект исследуется с позиций предмета и метода данной конкретной теоретической системы познания явлений действительности.

 

Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность, которая представляет собой комплекс свойств интегративного характера, качеств личности: патриотизма, ориентаций на гуманистические нравственные ценности, понимания необходимости социального и профессионального самоопределения, чувства достоинства, социальной справедливости и ответственности, общечеловеческой солидарности, свободомыслия, культуры межличностного и межнационального общения и др.

Объективно сложились  предпосылки для более пристального изучения и совершенствования системы  патриотического воспитания, которые  обусловлены следующими факторами.

- Резкое снижение военно-патриотической работы в конце 80-90-х гг. XX в. вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе привело к росту не желающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента.

 

- Назрела необходимость  более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и в обеспечении обороноспособности страны.

 

- Обострились противоречия  между огромным потенциалом патриотизма современной молодежи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни.

 

- Появились положительные  изменения в сознании россиян  по отношению к армии и флоту  в ходе преобразований в российском  обществе и реформирования Вооруженных сил. В начале XXI столетия государство стало больше внимания уделять Вооруженным силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним, что вызвало рост патриотического самосознания молодежи.

 

- Необходимо улучшить  деятельность по воспитанию патриотизма у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений. Поэтому сегодня, исходя из реалий современной жизни, следует построить и реализовать новую систему патриотического воспитания, созданную на основе принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества у различных категорий российской молодежи.

 

- Создана законодательная  база, позволяющая реорганизовать  и улучшить прежнюю систему  подготовки молодежи к военной  службе. Речь идет о принятии целого ряда основополагающих государственных документов: Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Военной доктрины Российской Федерации, Национальной доктрины образования, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и пр.

Информация о работе Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи