Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы рассмотреть возможности музея Просвещения, его роль в формировании и воспитании патриотизма, разработать проект на данную тему. Гипотеза данной работы заключается в том, что: в связи с использованием всех своих возможностей, музей Просвещения формирует духовно-нравственную личность. Методы: контент-анализ, изучение устава музея Просвещения, анализ деятельности музея, анализ реализованных проектов. Задачи: Рассмотреть теоретические понятия патриотическое и гражданское воспитание. Дать краткую характеристику школьному музею Просвещения. Разработать проект на базе музея Просвещения, направленный на формирование патриотизма и любви к малой родине.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Патриотизм. Сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания………………………………………………6
1.2. Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности……………………………………………...8
Глава 2. Музей образовательного учреждения как инструмент формирования духовно-нравственных целей
2.1. Роль музеев в воспитательной деятельности школьников……………………………………….……………………….12
2.2. Особенности школьного музея в системе патриотического воспитания………………………………………………………………...14
Глава 3. Анализ деятельности школьного музея на базе КОУ «Красовской средней общеобразовательной школы» Оконешниковского района. Разработка проекта
3.1. Характеристика и анализ работы школьного музея. Музейные проекты школы…………..………………………………………………..19
3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение №1 «Венок дружбы» 4 этап……………………………….34

Файлы: 1 файл

Kursach_Leva.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудничество музея  школы:

    • архив Оконешниковского района
    • Оконешниковский историко-краеведческий музей
    • жители поселка
    • выпускники школы
    • учителя, ученики, родители школы

Поисковая работа (сбор материала, встречи с тружениками села, посещение  ветеранов и тружеников тыла).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного  музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного  воздействия на умы и души детей  и подростков. Участие в поисково-собирательной  работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Учебно-исследовательская  деятельность (обработка полученной информации)

Много практических навыков приобретают учащиеся в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов  по запланированным темам, организация  индивидуальной помощи в написании  проектов.

Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, выпуск брошюр.

Фондовая работа

Учёт и хранение собранного материала: на бумажном носителе. Существует инвентарная книга. А также хранение в электронных и цифровых носителях.

Руководство работой  музея

Директор школы > Совет музея > Руководитель музея > Актив музея > совет творческих групп.

Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив  учащихся, совет:

      • направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
      • организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея,
      • разрабатывает план работы.

В совет музея входят 7 человек. Из числа актива школьного  музея и учащихся школы, образовано 3 творческие группы. Один раз в месяц проводится заседание или сбор Совета музея, на котором подводятся итоги и планируются мероприятия. Один раз в две недели подводятся итоги в творческих группах. Каждая группа выполнят свои дела (сбор материала, обработка материалов, оформление, проведение экскурсий и т.д.)

 

3.2. Проект, разработанный на базе школьного музея КОУ «Красовская СОШ» Оконешниковского района «Жемчужины Оконешниковского района»

 

С чего начинается Родина? Не с того ли, что она оставляет  след в нашей душе. Оттого нам  больно, когда в ней непорядки, и радостно, когда появляются улучшения.

Так не с веры ли начинается Родина? Веры в стремление обустроить свою страну, пусть даже совсем маленький ее уголок. Сколько  интересных судеб! Сколько знаменитых людей жило, и живут на этой прекрасной, уникальной по своим природным качествам сибирской земле!

И как мало мы знаем о тех местах, где живём. Нам предоставляется возможность  познать то, о чём мы не знаем, и обратить внимание на то, мимо чего мы проходим ежедневно и не ценим.

Каждый уважающий  себя человек должен знать и любить свою малую Родину. Нельзя жить в селе и не знать его историю.

Сейчас, в эпоху  утраты прежних идеалов, разочарования, в эпоху поиска новых ориентиров в жизни, очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина на примере из жизни его соотечественников, на событиях из истории своего населенного пункта. Нам, сибирякам, есть, что изучать, есть чем гордиться. Каждый город, каждое село по-своему уникально. В каждом – своя жемчужина.

Цель проекта:

Развитие интереса к родному краю, его истории и культуре; формирование и развитие чувства патриотизма.

Задачи проекта:

    • усиление мотивации к изучению истории и культуры родного края;
    • совершенствование знаний в области краеведения;
    • совершенствование коммуникативных умений;
    • воспитание любви к своему краю.

Участники проекта:

Учащиеся 5-11 классов. Участие командное (количество участников в команде не ограничено)

Порядок и сроки  проведения проекта:

Проект проводится с 15 апреля по 15 мая 2014 г. в четыре этапа:

1 этап. Регистрация участников (15.04.14 г. – 17.04.14г.)

2 этап. «Страницы  истории» (с 18.04.14 г. до 30.04.14 г.)

3 этап. «Жемчужины моего поселения» (с 1.05.14 г. до 07.05.14 г.)

4 этап. «Венок  дружбы» (с 08.05.10 г. до 15.05.10 г.)

1 этап. Регистрация:

    • Название команды
    • Девиз команды
    • Эмблема команды
    • Фамилия, имя, отчество капитана
    • Список участников, класс.

2 этап. «Страницы истории» (с 15.04.2014 г. до 20.04.2014 г.)

Напишите коллективную статью «История моего поселения  и современность» (дата основания, кто  были первыми жителями, как переводится название вашего населённого пункта, какие были первые занятия жителей, с какими трудностями они столкнулись).

Расскажите  об особенностях природы своего края? Постарайтесь узнать, какие животные и птицы обитают в вашем  крае, какие растения произрастают.

Расскажите, чем  живет село сегодня. Какие традиции и обычаи соблюдаются и по настоящие  дни.

Статья сопровождается фотографиями (фотоальбом) или презентацией.

3 этап «Жемчужины  моего поселения». (20.04.2014 г. до 05.05.2014 г.)

На третьем  этапе «Жемчужины моего поселения» команда создаёт коллективную статью – описывает то место (событие, личность, явление), которое можно показать приезжим, которым может гордиться и поселение, и Оконешниковский район, и Омская область.

Статья сопровождается фотографиями, презентацией.

4 этап «Венок  дружбы». (5.05. 2014 г. до 15.05.2014 г.)

Расскажите  о духовном наследии, традициях и праздниках жителей нашего поселения (можно рассказать о традициях одного из села). Чем жили и живут сибиряки. Какие сочиняли песни, поговорки, сказки, былины, предания, загадки, скороговорки, легенды. Рассказ должен быть ярким, интересным, уникальным.

Проведение «Вечера дружбы» на школьной сцене. Представление национальностей, проживающих на территории Оконешниковского района.

Примерные продукты проектной деятельности:

    • От каждой команды представлены фотоальбомы, которые объединятся в один общий.
    • Представлен электронный сборник коллективных статей: описаний интересных мест, событий, природных явлений, археологических находок, ярких личностей, сопровождающийся иллюстративным материалом (презентации).
    • Выставка представленных работ.
    • Награждение участников проекта.

Перспективы развития проекта: представленный проект можно использовать как дополнительный или методический материал на уроках истории родного края, истории Прииртышья, также данный проект можно осуществлять в рамках научной деятельности школьников. Также имеет место быть, как обучающий материал в летнем оздоровительном лагере, с целью лучше узнать свою малую родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность. Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Патриотическое воспитание осуществляется по различным направлениям, таким как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое и т.д., а так же в многочисленных формах и методах, с учетом возрастных особенностей, что позволяет воздействовать на чувства, волю, сознание, развивать творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивать эффективность и непрерывность патриотического воспитания.

Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Школьный музей –  это одна из форм дополнительного  образования. Деятельность музея развивает активность, самостоятельность, умение находить и собирать нужную и важную информацию. Это многогранная деятельность, в том числе и массово-просветительная работа, научная работа.

Деятельность школьного  музея позволяет воспитывать у подрастающего поколения чувство уважения, толерантности, любви к своей малой родине, стране. Раскрывает творческий потенциал, развивает креативное мышление, способствует принятию нестандартных решений. Школьный музей позволяет не забыть истоки Родины, не дает забыть то, что свято и дорого для человека.

Школьный музей способствует:

    • Воспитанию чувства патриотизма - социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
    • Включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.
    • Сохранению для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
    • Формированию духовных ценностей.

Можно сделать вывод, что в связи с использованием всех своих возможностей, школьный музей формирует духовно-нравственную личность.

Участие школьников в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аронов, А.В. Воспитываем патриотизм [Текст]: / А.В. Аронов – М.:  Дошкольное воспитание, 2009 – 400 с.
  2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст]: / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб.: КАРО, 2010 – 350 с.
  3. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст]: Пед. психология / Л.С. Выгодский. – М., Педагогика, 2009 – 278 с.
  4. Замостьянов А. Пр<span class="dash041e_04

Информация о работе Образовательные проекты музейных учреждений в системе патриотического воспитания молодежи