Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:31, контрольная работа
У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи.
Образовательные технологии этнопедагогической подготовки учителя
1.Раскройте
основные характеристики
У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи. То, как педагог будет решать свои задачи, какие решения принимать, насколько эти решения будут правильными, а педагогическая деятельность эффективна, зависит, прежде всего, от того, как формулирует педагог цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, каков он сам как личность, как субъект педагогической деятельности.
Психологи выделяют следующие свойства субъектности педагога:
• психофизиологические (индивидные) свойства субъекта (задатки), выступающие как предпосылки осуществления им своей профессиональной роли;
• способности;
• направленность и другие личностные свойства;
• профессионально-педагогические и предметные знания и умения.
Одно из принципиальных положений
педагогики состоит в том, что
интеллект оттачивается интеллектом,
характер воспитывается характером,
личность формируется личностью. В
данном случае яркая, неординарная, привлекательная
личность учителя выступает важнейшим
условием и средством достижения
успеха в воспитательной и образовательной
деятельности. Важнейшим из требований,
предъявляемых к педагогу-
Под позицией педагога принято
понимать систему тех интеллектуальных,
волевых и эмоционально-
Социальная позиция педагога базируется на системе взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако, здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить источники активности педагога в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
В научных источниках принято считать, что педагогический талант – высшая степень способностей личности, обеспечивающих возможность наиболее успешного, творческого выполнения педагогической деятельности. Точно также установим, что понятие «педагогическая квалификация» означает подготовленность индивида к педагогической деятельности, т.е. наличие у него специальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления этой деятельности. Сравнивая эти понятия, приходим к выводу, что способность личности как индивидуальную её особенность, являющуюся условием успешного выполнения учительской работы, невозможно свести к знаниям, умениям, навыкам, то есть таланту нельзя научить.
Очевидно, прекрасным педагогом может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен специальным педагогическим и психологическим образованием и получит развитие в практической педагогической деятельности. Настоящим педагогом может и не стать тот, кто полагается только на свой педагогический талант или только на полученное им педагогическое образование.
Важным фактором, влияющим
на эффективность деятельности учителя,
являются его личностные качества.
Каждая профессия предъявляет
Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально - педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога относят: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются, только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.
Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание.
Задача будущего учителя
заключается в том, чтобы не просто
знать вышеперечисленные
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогического общения.
Доминантные качества:
1. Социальная активность,
готовность и способность
2. Целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
3. Уравновешенность – способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
4. Желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях – умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.
6. Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса.
7. Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности.
8. Справедливость – способность действовать беспристрастно.
9. Современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
10. Гуманность – стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
11. Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
12. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
13. Толерантность – терпеливость в работе с детьми.
14. Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.
Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.
Негативные качества:
1. Пристрастность – выделение из среды учащихся любимчиков и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.
2. Неуравновешенность – неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.
3. Мстительность – свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.
4. Высокомерие – педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.
5. Рассеянность – забывчивость, несобранность.
Профессиональные
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
2. Рукоприкладство.
3. Грубость.
4. Беспринципность.
5. Некомпетентность в
вопросах преподавания и
6. Безответственность.
Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:
Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.
Второй тип («положительный
с предосудительным, но извинительным»)
характеризуется преобладанием
положительных качеств над
Третий тип («позитив, нейтрализуемый
негативом») соответствует
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
2.Перечислите
формы и методы теоретической
и практической подготовки, способствующие
выявлению и формированию у
учителя творческой
О творческой индивидуальности
педагога можно говорить тогда, когда
он выступает не как исполнитель,
а как самостоятельный, автономный
субъект деятельности и его действия
и их результат выходят за рамки
традиционно принятых в педагогическом
сообществе. Яркая индивидуальность
учителя позволяет ему
Информация о работе Образовательные технологии этнопедагогической подготовки учителя