Образовательные технологии этнопедагогической подготовки учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи.

Файлы: 1 файл

+Образовательные технологии.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

Какие же признаки могут  свидетельствовать о том, что перед нами – творческая личность? Как их распознать? Их можно увидеть только в процессе глубокого, всестороннего изучения профессиональных и личностных качеств учителя. Каковы его ценности, убеждения и идеи, составляющие внутренний стержень личности и основы деятельности?

Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл  всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности, переживает и проживает события как факты  личной жизни. Свою деятельность такой  учитель ощущает как высокую  миссию, поэтому у него всегда хороший  настрой. Он может подняться над  повседневностью, увидеть за отдельными действиями их духовный смысл и за уроком – судьбу учащихся, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть проявление культуры педагогической деятельности. У него ярко выраженное стремление к самоактуализации, которое и является основной движущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности своей деятельностью. К себе он относится как к значительному человеку, способному многое сделать в педагогике, проявляет интерес к процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогическую практику.

 

Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих  качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес  к людям; они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаимодействием  других людей, пытаясь познать скрытый  контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявления высоких  нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспоминать совместно  пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-то научились, охотно делятся впечатлениями об окружающих, причем, как правило, –  доброжелательно. Они проявляют  искренний интерес к педагогической деятельности, способны испытывать вдохновение  во взаимодействии с учениками. Общение  с ребятами для них – личностно значимая ценность.

Еще одно характерное качество яркой индивидуальности – широта увлечений. Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И увлечения  эти  часто  выходят  за рамки школьных дел: это музыка, рисование, техническое творчество, коллекционирование, художественное творчество и т. д. «Набор» интеллектуальных качеств у каждого такого педагога своеобразен, но общие признаки  –  гибкость ума, образность, метафоричность, оригинальность, неожиданная ассоциативность. При проведении тестовых  исследований  оказалось, что далеко не все они обнаруживают качества быстрого творческого мышления, но практически каждый продемонстрировал высокую способность перекодировать  словесную информацию в схематическую, визуальную. На уроках таких учителей ребята переживают яркие интеллектуальные эмоции – удивление, догадку, уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.

Во многом этому способствует обаяние личности учителя. К такому учителю невольно прислушиваются руководители, коллеги, он приковывает внимание учеников. Однако значимым фактором «личностная  сила» становится тогда, когда учитель  чутко реагирует на реакции ребят,  понимает  их,  относится  к  ученикам с уважением. Традиционно понимаемая эмпатия как постижение эмоционального состояния другого человека всегда соседствует с более широкими способностями – «ухватывать»  не только эмоциональные, но и интеллектуальные состояния учеников (видеть причину их непонимания, уметь эффективно передать материал так, чтобы ребята быстро «уловили» его   суть);   «вчувствоваться»   не только в учеников, но и в сущность  явлений и состояний. У педагогов,  которых высокий   уровень   эмпатии, варьируются только способы выражения чувственно «схваченного» образа: одни склонны передавать это словами, пользуясь точными и образными выражениями,   другие   –   жестами, интонацией, мимикой и т.д. Эмпатия предстает и как часть более сложного качества – профессиональной  интуицией. Как показали исследования, это качество   может   быть   описано как ряд специфических чувств и умений:  чувства   цели,  чувства учебного    материала, чувства технологии. В совокупности это способность многое предчувствовать,  предугадывать,   неожиданно для самого себя находить творческие решения трудных педагогических задач.

Воля   и   целеустремленность характерны для творческих учителей, но это не выражается у них в демонстрации сильной воли и показной   настойчивости. Скорее это процесс постоянного достижения цели, неуклонное следование направлению избранных поисков, сопровождающееся сомнениями,  разочарованиями, радостями, переживаниями поражений и побед.

 Вопреки распространенному  мнению среди прекрасных педагогов  встречаются люди в личной  жизни малообщительные, замкнутые,  раскрывающиеся только в общении  с детьми, с которыми всегда  готовы обсуждать любые проблемы. И вот что еще любопытно:  на уроках таких учителей создается  неповторимая индивидуальная атмосфера,  педагог и ученики находятся  «здесь и сейчас», и одновременно  учитель присутствует в масштабе  их жизни. Как следствие – значимость педагога в судьбе ученика, опора на опыт и ценности учителя.

Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность – результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности, в котором можно выделить некие этапы.

Первый этап связан с тем, что человек  оказывается   в   положении, которое мы  условно  назвали «педагогической робинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужно находить  самостоятельные   способы  действия,   влиять на поведение ребят, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в  первую очередь перед собой. Разновидности  ситуации  «педагогической робинзонады» достаточно вариативны:   человек  оказывается   в пионерском лагере в роли вожатого;   начинающего классного руководителя; руководителя кружка   (технического,   музыкального, спортивного). Эмпирическая  «данность» ситуации оказывает сильное влияние на эмоции, заставляя мышление работать в определенном направлении, мобилизуя   индивидуальный опыт, потенциал человека. И если этот потенциал есть, то выход  находится,  и  пережитая совместная деятельность, общение,   сложившиеся   отношения фиксируются   в   сознании   как профессиональные  ценности. В этой ситуации может оказаться не   только   начинающий,   но   и опытный педагог-профессионал.

 

Первый этап педагогической индивидуализации может так и остаться для человека приятным эпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у кого творческая индивидуальность ярко выражена, он – начало дела их жизни.

На втором этапе вырабатывается свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельности. Это возможно только при относительно автономных действиях учителя, когда он сам определяет содержание и характер деятельности, опирается не на внешние требования, а на взаимно установленные с учениками обязательства.

На протяжении второго  этапа происходит осмысление целей  деятельности, формируется опыт в  организации действий (ориентированных  на достижение цели), рождается собственное  «педагогическое видение» – педагогическая система, охватывающая способы и средства организации действий, анализа, контроля. Это самостоятельная «педагогика», она по-своему цельна и самодостаточна: здесь есть закономерности и принципы, цели и средства деятельности, своя технология и даже своя терминология (когда такая концепция сформулирована, ее можно изучать и вписывать в общую систему педагогической науки). Начинается формирование «педагогического Я»: учитель связывает с педагогикой свои представления о себе, вырабатывает педагогическую «Я-концепцию».

Второй этап, таким образом, – это этап самоопределения внутри педагогической деятельности, этап рождения самостоятельной педагогической системы. Происходит разворачивание процесса самообучения и самовоспитания, и одновременно идет становление собственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов действия – все это развивает педагогическую нравственность, учит постоянной рефлексивности позиции, умению реализовать себя в педагогически значимых действиях, укрепляет самостоятельность и целостность педагогической позиции. Иными словами – закладывает основы реализации творческой индивидуальности в педагогической культуре учителя.

Третий этап – это этап самореализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он – учитель, этим и интересен». Индивидуальность проявляется в открытости проблемам, в мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности. Субъективно такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться, обладая волей к изменениям и поиску.

Итак, индивидуальность и  культура профессионализма – две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств.

3.Перечислите  основные положения определяющие  подготовку педагогических кадров  с позиции личностно-ориентированного  подхода. 

 

Определение личностно-ориентированного обучения

Динамическое развитие российского  общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной  ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в  России на сегодняшний день является личностно – ориентированное  образование.

Личностно-ориентированное  обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

При реализации такого подхода  процессы обучения  и учения взаимно  согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих  особенностей учащихся, а отношения  «учитель-ученик» строятся на принципах  сотрудничества и свободы выбора.

Если в традиционной философии  образования социально-педагогические модели развития личности описывались  в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в  частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития.

Ключевые понятия и  звенья личностно-ориентированного  обучения таковы: личностно-ориентированный  подход, индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль  учащихся, Я-концепция, обучающий стиль учителя. 

 

 

 

 

Принципы и  основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н. можно  выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество и успех.

Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по И.С. Якиманской:

  • цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
  • обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
  • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
  • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
  • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация;
  • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.

Перечислим ряд позиций, которые представляются важными  для личностно-ориентированного обучения:

  • личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
  • образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
  • обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
  • личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.

 

Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает  знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Информация о работе Образовательные технологии этнопедагогической подготовки учителя