Признаки традиционных технологий
обучения:
- трансляция готового учебного содержания.
- изложение нового материала – монолог учителя.
- диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.
- основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая.
- единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
- ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
- надзор вместо управления.
Особенности личностно-ориентированных
технологий
Цель – создание условий для
проявления познавательной активности
учеников.
Средства достижения педагогом
этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Основные подходы
личностно-ориентированного образования
Разноуровневый подход – ориентация
на разный уровень сложности программного
материала, доступного ученику. Различия
основного количества учащихся по уровню
обучаемости сводится, прежде всего ко
времени, необходимому ученику для усвоения
учебного материала. Уровневая дифференциация
осуществляется путем деления класса
(учебной группы, коллектива) для раздельного
обучения на разных уровнях (базовом и
вариативном).
Дифференцированный подход
– выделение групп детей на основе внешней
(точнее, смешанной) дифференциации: по
знаниям, способностям, типу образовательного
учреждения.
Индивидуальный подход –
распределение детей по однородным группам:
успеваемости, способностям, социальной
(профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход
– отношение к каждому ребёнку как к уникальности,
несхожести, неповторимости.
Педагогические
технологии на основе личностно-ориентированного
подхода
Технологический арсенал
личностно-ориентированного подхода,
по мнению профессора Бондарской Е.В.,
составляют методы и приемы, соответствующие
таким требованиям, как: диалогичность,
деятельностно-творческий характер, направленность
на поддержку индивидуального развития
ребенка; предоставление учащемуся необходимого
пространства, свободы для принятия самостоятельных
решений, творчества, выбора содержания
и способов учения и поведения.
Учитывая эти требования,
можно определить перечень педагогических
технологий, построенных на личностно-ориентированном
подходе:
- технология саморазвивающего обучения;
- педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- адаптивная система обучения;
- гуманно-личностная технология;
- технология полного усвоения знаний;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- технологии разноуровневого обучения;
- технология исследовательского обучения;
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- коллективный способ обучения;
- технологии модульного обучения.
Современный этап развития
образования – общего и дополнительного,
характеризуется возрастающей творческой
активностью учителя. Мы являемся свидетелями
своеобразного «взрыва» педагогических
идей, находок, решений сложнейших задач
воспитания личности. Тот факт, что
в центре внимания учителя оказался
ученик, его внутренний мир, требует
от каждого преподавателя высокого
уровня педагогического мастерства,
ведь «недостаток ребенка – это
его достоинство, не раскрытое учителем».
4.Какие
задачи ставит перед собой
педагогические учебные заведения
для реализации личностно ориентированного,
гуманистического подхода.
Образование обеспечивает не
только познание мира, но и развитие
личности в ее индивидуальности, неповторимом
своеобразии. Это должно обеспечиваться
образовательным процессом, основная
функция которого – организация единого
пространства познания и индивидуального
развития.
В настоящее время в
большей степени реализуется
«поддерживающее обучение», в то
время как необходим переход
на «инновационное обучение», что требует
пересмотра всех структурных элементов
педагогической системы: ее содержания,
методов, форм, средств и результативности.
Переход на «инновационное
обучение» предполагает серьезную
работу по применению нового в педагогике
личностно ориентированного подхода
в обучении, без чего преодоление
кризиса в образовании реально
невозможно. Это понимают и теоретики,
и практики современного образования.
Построение подобной инновационной
педагогической системы требует
скоординированности всей современной
психолого-педагогической науки. Оно
требует специальных исследований
в области философии образования,
координации усилий многих специалистов
(философов, психологов, педагогов, методистов),
повседневной и очень кропотливой работы
учителей-практиков, отделов управления
образованием всех уровней.
В настоящее время
в психолого-педагогической науке
ведутся активные разработки
личностно ориентированного обучения
образовательного процесса, включая
его содержательные, технологические
и организационно-управленческие характеристики.
К ним относятся: согласование двух составляющих
образования: обучения и учения, направляющих
и координирующих развитие личности как
индивидуальности; разработка технологии
образовательного процесса, в основе которого
положена педагогическая культура выявления
и использования субъектного опыта ученика
как опыта его собственной жизнедеятельности
(познания, социализации, саморазвития,
самореализации и др.); создание адаптивных
условий для осуществления внутренней
и внешней дифференциации, их оптимального
соотношения с учетом выявленных возможностей
и перспектив индивидуальной траектории
развития каждого ученика как личности;
разработка научно обоснованной критериальной
базы, позволяющей проектировать, программировать
личностно ориентированные адаптивные
педагогические технологии, фиксируемые,
прежде всего в концепции учебного плана
как целостной образовательной программы.
Термин «личностно-ориентированное
обучение» получил в настоящее
время в среде научно-педагогической
общественности широкое распространение.
Нельзя утверждать, что данное понятие
не существовало ранее. Школа всегда
считала своей важнейшей задачей
не только обучение, но и развитие личности,
а также подчеркивала необходимость учета
индивидуальных способностей и качеств
личности в обучении знаниям и умениям.
Для личностно ориентированного подхода
в системе обучения более существенной
является ее ориентация как на процесс
обучения, так и на конечные цели (главным
ставится вопрос «каким быть», а не «кем
быть»). В основе личностно ориентированного
подхода в обучении лежит признание индивидуальности,
самобытности, самоценности каждого ученика,
его развития не как «коллективного субъекта»,
но, прежде всего, как индивида, наделенного
своим неповторимым «субъектным опытом».
Включить «субъектный опыт» в процесс
познания (усвоения) – значит, организовать
свою собственную деятельность на основе
личных потребностей, интересов, устремлений.
Также необходимо использовать индивидуальные
способы учебной работы и индивидуальные
механизмы усвоения, руководствоваться
личностным отношением к учебной деятельности.
Реализация личностно ориентированного
подхода в системе обучения требует смены
«векторов в педагогике»: от обучения,
как нормативно построенного процесса
к учению, как индивидуальной деятельности
школьника, ее коррекции и педагогической
поддержки.
К личностному развитию необходимо
реализовать модель личностно ориентированного
подхода в современной школе.
Для реализации данной стратегической
образовательной задачи необходимо:
- во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где воспитание и обучение сливаются органически;
- во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса – администрации, учителей, учеников, родителей;
- в-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.
Личностно ориентированное
обучение стимулирует учащегося
к выполнению учебно-познавательной
и осознанной деятельности за счет
обеспечения постоянных условий
для самопознания, самосовершенствования,
самовоспитания. Реализуя учебно-познавательную
деятельность в личностно ориентированной
системе обучения, учащийся осуществляет
рефлексию своей деятельности, сравнивая
себя с другими учащимися, оценивая
свои поступки и характеристики поведения,
воспринимая себя и других при
этом в целом.
Результатами рефлексии
и саморегуляции учащегося будут являться:
- способность вырабатывать силу воли, учиться управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
- умение преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- умение продуктивного общения путем достижения гармонии с окружением.
Активное личностное развитие
учащихся становится возможным в
связи с тем, что реализуемая
личностно ориентированная система
обучающих воздействий полностью
соответствует раскрытию комплекса
индивидуальных способностей ученика.
Поэтому учащийся сознательно мобилизует
свои ценные для этой системы качества,
в то же время, компенсируя или
как-то преодолевая те, которые препятствуют
достижению успеха. В процессе такой
деятельности у него вырабатывается
склонность к систематичности, последовательности
и основательности в работе; происходит
присвоение таких черт характера, как
любовь к учению, умение «быстро
входить в работу», концентрация
внимания, спокойствие, умение конструктивного
общения с людьми, уверенность
в себе, самоуважение, уважение к
другим.
Личностно-ориентированное
обучение, опираясь на то, что личность
– это единство психических свойств, составляющих
ее индивидуальность, реализует своей
технологией важный психолого-педагогический
принцип индивидуального подхода, согласно
которому в учебно-воспитательной работе
с детьми учитываются индивидуальные
особенности каждого ученика. Все это
создает, на наш взгляд, оптимальные условия,
содействующие развитию личности учащегося
посредством возрастной ведущей учебной
деятельности.
За базисные методологические
принципы современного в педагогике
личностно ориентированного подхода
в обучении взяты следующие принципы:
1. Содержание образования
должно отражать совокупность
общественных практик, основных
видов человеческой деятельности,
овладение которыми осуществляется
через усвоение знаний, умений, навыков,
форм и методов, мышления, накопленных
человечеством в виде социального
(общественно-исторического) опыта.
При этом как равноценные признаются
все формы мышления, а не
только научно-теоретические.
2. Образовательный процесс
должен быть направлен на согласование
двух разнонаправленных источников
знаний: обучения и учения.