Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:49, курсовая работа
Целью нашей дипломной работы является исследование проблемных вопросов, связанных с особенностями заключения брака с иностранцем по законодательству Российской Федерации и семейными правоотношениями, усложнённых иностранным элементом.
В соответствии с поставленной целью, определяется круг задач работы:
анализ нормативно-правовых актов, судебной практики с иностранным элементом,
исследование регулирования вопросов брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Решением суда г. Вильгельмсхафен (Республика Германия) от 23 апреля 2001 года брак между А.М. и А., проживавшими в то время на территории Германии, был расторгнут.
А. обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с возражениями относительно признания указанного решения иностранного суда на территории Российской Федерации, ссылаясь на то, что это решение не содержит отметки о вступлении его в законную силу, так как имеющаяся на нем отметка "решение обнародовано" не тождественно понятию "вступило в законную силу". Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики данные возражения оставил без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для удовлетворения жалобы и отмены определения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно ст. 413 ГПК РФ решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в верховный суд республики возражения относительно признания этого решения.
Согласно ст. 414 ГПК РФ отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-5 части первой статьи 412 настоящего Кодекса.
Решение о расторжении брака между супругами А.М. и А. было принято германским судом по требованию А. Именно она обратилась в суд г. Вильгельмсхафен с иском к А.М. о расторжении брака, хотя стороны вправе были обратиться в консульское учреждение Российской Федерации в Германии, так как несовершеннолетних детей от брака не имеют, спора о разделе совместно нажитого имущества между ними не возникло и А.М. дал согласие на расторжение брака. В 2001 году указанное решение с отметками о том, что оно обнародовано и "правосильно", то есть вступило в законную силу, было направлено сторонам. А. по получении данного решения по почте сразу же выбросила его и лишь 26 августа 2005 года обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с возражениями против признания этого решения иностранного суда, пропустив установленный срок.
В соответствии с п. 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами Российской Федерации, совершенное за пределами Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака, признается действительным в Российской Федерации.44
Таким образом, оснований для отказа в признании решения иностранного суда, исходя из требований ст. 414, пунктов 1 - 5 части первой ст. 412 ГПК РФ, по настоящему делу не имеется.
Существенным является факт вынесения решения компетентным органом. Если, например, расторжение брака отнесено законодательством страны места расторжения брака к ведению судов, компетентным надо считать суд, а не какой-либо другой орган. Соблюдение законодательства страны места вынесения решения о компетенции вынесших решение органов означает также, что выполнены требования законодательства о пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении брака (международная подсудность). Такая компетенция устанавливается в разных государствах по-разному.
Пункт 3 ст. 160 Семейного Кодекса Российской Федерации связывает признание иностранных решений и с соблюдением законодательства государства места вынесения решения о подлежащем применению праве. Имеется в виду соблюдение норм семейного права данного государства. Поэтому при решении вопроса о признании в России решения иностранного суда о расторжении брака, например, двух российских граждан важно установить, что норма, регулирующая семейные отношения с участием иностранных граждан, государства, суд которого вынес решение, соблюдена. Если эта норма отсылает к законодательству страны гражданства супругов, следует убедиться, что при расторжении брака было применено российское законодательство.
Так, на территории стран - членов СНГ применяется право государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления о разводе. Если же они - граждане разных государств, применяется право страны, учреждение которой рассматривает данное дело.
Аналогично расторжение брака между иностранными гражданами и лицами без гражданства, когда они не проживают в России, возможно в органах записи актов гражданского состояния Российской Федерации. Брак между указанными лицами может быть расторгнут при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Однако ст. 32 Закона об актах гражданского состояния, определяет местом государственной регистрации расторжения брака место жительства супругов (одного из супругов) или место государственной регистрации заключения брака. Следовательно, для расторжения брака между вышеуказанными лицами в органе записи актов гражданского состояния, помимо условий ст.19 Семейного Кодекса необходимо, чтобы один из супругов проживал в Российской Федерации, либо расторгаемый брак был заключен на территории Российской Федерации.
Российские граждане, проживающие за границей, вправе обращаться по вопросам расторжения брака и в дипломатические представительства или консульские учреждения России, если речь идет о браке, расторжение которого по российскому законодательству возможно в органах загса, то есть, если:
а) есть взаимное согласие супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
б) другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет.45
При этом консул вправе расторгать браки между супругами - российскими гражданами, если хотя бы один из них постоянно проживает за границей. Обычно право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и расторжения браков, закрепляются в консульских конвенциях. В частности, ст. 45 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Итальянской Республикой предоставляет права консульскому должностному лицу регистрировать расторжение брака между гражданами представляемого государства в соответствии с законодательством этого государства при условии выполнения указанными гражданами обязанностей по соблюдению формальностей, требуемых законодательством представляемой страны. Аналогичные положения содержатся в консульских конвенциях Российской Федерации, заключенных с Украиной, Республикой Казахстан, Республикой Молдова и другими государствами.
Консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, также могут содержать ограничения, связанные с осуществлением расторжения браков в консульском порядке. Так, Консульская конвенция СССР с Финляндской Республикой предоставляет права консульскому должностному лицу только регистрировать произведенное согласно законодательству государства пребывания расторжение брака, к примеру, осуществленное судом, если, по крайней мере, одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого государства, и вести учет таких разводов. Согласно п. 1 ст. 43 Консульской конвенции Российской Федерации с Португальской Республикой консульское должностное лицо имеет право регистрировать расторжение браков в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства.
В результате проведённого исследования нами были сделаны следующие выводы и предложения.
Под иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.
Под иностранным элементом признаётся категория, определяющая зарубежный характер брачно-семейных отношений.
А под правовым статусом иностранных граждан понимают возможность иметь определённые права и обязанности, а также возможность быть участниками брачно-семейных правоотношений.
Имеющиеся в Семейном Кодексе предписания, предназначенные для применения к отношениям, осложненным участием в них иностранных граждан и лиц без гражданства, имеют непростое содержание. В них сочетаются требования общего принципиального характера с вопросами, имеющими конкретное содержание. Но в любом случае имеет место стремление следовать общепризнанным нормам международного права.
Нужно отметить, что иностранные граждане являются полноценными сторонами в брачно-семейных отношениях. Они никаким образом не ущемляются в правах, закреплённых брачно-семейным законодательством, а наравне с гражданами РФ обладают такими правами и несут ответственность за невыполнение норм, предусмотренных нормативно-правовыми актами, которые образуют основу брачно-семейного законодательства РФ.
Также следует сказать, что регулирование отношений заключения брака, а именно условий заключения брака, с иностранными гражданами и лицами без гражданства определяется законодательством того государства, гражданином которого является иностранец. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства того государства, на территории которого заключается брак.
При заключении брака на территории РФ (независимо от гражданства будущих супругов) форма заключения брака определяется Российским законодательством: брак должен заключаться в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Так же был освещен вопрос, касающийся коллизионных норм. Коллизионные нормы содержатся в различных источниках, прежде всего, это внутреннее законодательство РФ. Так, в СК имеется специальный раздел, состоящий из коллизионных норм (разд. VII). Коллизионные нормы также содержатся в международных договорах РФ с другими государствами. Что касается норм разд. VI "Международное частное право" ГК, то они могут быть применены к семейным отношениям при недостаточности регулирования в коллизионных нормах СК по вопросам общего характера (взаимность, проблема квалификации, обратная отсылка, применение императивных норм).
Доктрина и судебная практика некоторых государств при разрешении споров в области семейных отношений с иностранным элементом широко применяют теорию статутов: единый семейный (брачный) статут, статут общих последствий брака, статут права на имя (изменение фамилии вследствие вступления в брак), статут заключения брака, статут расторжения брака, статут имущественных отношений супругов и т.д. Применение теории статутов позволяет более детально регулировать все вопросы брачно-семейных отношений.
Именно в сфере брачно-семейных отношений с иностранным элементом наиболее часто возникает необходимость решения предварительного коллизионного вопроса (например, вопрос о действительности брака для решения вопроса о судьбе ребенка в случае прекращения брака), проблем адаптации коллизионных норм, множественности коллизионных привязок, "хромающих" отношений и интерперсональных коллизий, применения оговорки о публичном порядке. Почти все аспекты брачно-семейных отношений регулируются посредством "цепочки" коллизионных норм.
Распространенность семейных отношений, осложненных иностранным элементом, создала проблему разрешения противоречий между семейным законодательством РФ и других государств, граждане которых все чаще стали попадать в сферу действия российского семейного права, что потребовало соответственно надежных гарантий их прав в семейных отношениях на территории РФ. С другой стороны, не менее важной являлась задача соблюдения законных прав и интересов и граждан РФ в семейных отношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, особенно детей (при усыновлении детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, регулировании алиментных обязательств родителей и детей и т. п.). В этой связи назрела и необходимость принципиального изменения подхода к возможности применения норм иностранного семейного права в регулировании семейных отношений, поскольку существовавшее ранее отрицательное отношение к этому вопросу во многих случаях вело к ущемлению прав и интересов как российских, так и иностранных граждан.
С принятием СК эти проблемы были в основном решены, а кроме того, устранены пробелы, имевшие место в ранее действовавшем законодательстве. В разд. VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" СК предусмотрены основания и условия применения семейного законодательства РФ и норм иностранного семейного права к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также к семейным отношениям только российских граждан, если эти отношения связаны с территорией иностранного государства.
В заключение следует отметить, что отечественное бракоразводное законодательство, имея своей миссией охрану прав и законных интересов как собственных граждан, так и иностранцев (лиц без гражданства), в целом, реализовывает принципы законности и защиты прав человека и гражданина.
В данном случае успех во многом держится на «трех китах»: теории, науке и практике, поскольку некоторые возникающие ситуации, неурегулированные нормами бракоразводного законодательства, а, что еще сложнее, при наличии иностранного элемента, заставляют «теорию» при помощи «науки» искать пути решения и вносить предложения по устранению выявленных на «практике» пробелов.