Общая характеристика семейных правоотношений с участием иностранных граждан по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей дипломной работы является исследование проблемных вопросов, связанных с особенностями заключения брака с иностранцем по законодательству Российской Федерации и семейными правоотношениями, усложнённых иностранным элементом.
В соответствии с поставленной целью, определяется круг задач работы:
анализ нормативно-правовых актов, судебной практики с иностранным элементом,
исследование регулирования вопросов брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Файлы: 1 файл

брак с иностранцем.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, когда возникают проблемы с выполнением алиментных обязательств по отношению к ребенку, ст. 163 СК позволяет применять законодательство государства, на территории которого постоянно проживает несовершеннолетний, если родители и дети вместе не живут. При отсутствии требования истца о применении иностранного права закон соответствующего государства не должен, как представляется, применяться судом по собственной инициативе.

В результате применения законодательства иностранного государства не должны нарушаться интересы обладателя неимущественных и имущественных прав, являющегося российским гражданином. Если, например, в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть осуществлено независимо от гражданства усыновителя, а состоявшееся усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК РФ). При применении семейного законодательства интересы ребенка имеют приоритетный характер. Вместе с тем в России признаются брак, развод, другие способы реализации принадлежащих иностранному гражданину прав, если их осуществление состоялось в другом государстве с соблюдением действующего там законодательства.

Статья 167 СК не допускает применения норм иностранного семейного права, если это противоречит основам правопорядка Российской Федерации. В таких случаях действует законодательство Российской Федерации.

Примером приоритета интересов ребенка служат правила СК РФ относительно установления и оспаривания отцовства (материнства), где говорится, что и то и другое определяется законодательством государства, гражданином которого является ребенок.

Усыновление на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном для российских граждан (п. 1 ст. 165 СК в ред. от 5 июня 1998 г.). В данном случае усыновление осуществляется с применением норм российского законодательства. Это правило рассчитано прежде всего на усыновление иностранными гражданами детей своего российского супруга.

Если ребенок, имеющий российское гражданство, усыновляется за границей, усыновление также регулируется законодательством страны, гражданином которой является усыновитель. Усыновление в этом случае производится компетентными органами этой страны. Однако такое усыновление признается действительным в России только в случае, если согласие на усыновление было предварительно получено от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или хотя бы один из его родителей проживали до своего отъезда за границу.

Данная мера также предусмотрена для защиты прав ребенка и его родителей, однако ее эффективность мала. Усыновление без согласия компетентного российского органа не будет действительно в России, но будет действительно за границей, чего чаще всего вполне достаточно для усыновителей. Обеспечить реальное исполнение этого положения возможно только путем заключения двусторонних договоров или подписания международной конвенции по усыновлению.

Применение национального правового режима ставит вопрос и о процессуальной право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Ранее он решался, как и другие процессуальные вопросы, по российскому праву. Однако тесная связь этих институтов с соответствующими институтами материального права (гражданского, семейного, трудового и т.п.) потребовала специального их урегулирования, изъятия их из сферы действия общего принципа ведения производства по делам с участием иностранных лиц в соответствии с нормами российского процессуального права.5

В настоящее время определяющим является личный закон иностранца (ст. 399 ГПК РФ). Согласно указанной статье: лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано все же имеющим процессуальную дееспособность, если оно в соответствии с российским правом обладает таковой. Эта норма может иметь значение, например, в случае различия в возрасте, с которым связывается наступление совершеннолетия: если, например, по личному закону 18-летнего иностранца возраст совершеннолетия превышает 18 лет (например, в Аргентине, Бразилии, Индонезии, Кипре, Сенегале и некоторых других странах совершеннолетие наступает в 21 год), он все же может быть признан в России процессуально дееспособным.

В иностранных государствах, так же как и в России, и гражданская процессуальная правоспособность, и гражданская процессуальная дееспособность определяются обычно вместе с соответствующими институтами материального права. Так, германское право определяет процессуальную правоспособность, как и дееспособность, через правоспособность вообще (§ 50 и 51 ГПК). Согласно ст. 7 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению правоспособность и дееспособность лица подчиняются праву того государства, гражданином которого лицо является.

Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства сопряжено с крайне сложной проблемой исполнения решения компетентного органа РФ, в частности, суда по делу о взыскании алиментов, без чего защиту прав нельзя считать состоявшейся. Ее осуществлению служит ст. 51 Минской конвенции, соответствующие статьи двусторонних соглашений, а также Соглашение от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов", подписанное всеми государствами - участниками СНГ. Так, согласно ст. 51 указанной Конвенции каждая из Договаривающихся Сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет решения, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон, в том числе решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.

Глава 45 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает правила признания и исполнения решений иностранных судов, что важно при регулировании расторжения брака и признания его недействительным. Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Отметим, что в странах Европейского союза, согласно регламенту N 1347/2000 (вступившему в силу с 1 марта 2001 г.) о подсудности, признании и исполнении решений по семейным делам, вынесенные в одном из государств ЕС решения о расторжении брака, о раздельном проживании супругов без расторжения брака, об объявлении брака недействительным в отношении супругов, имеющих местожительство в одной из стран ЕС или гражданство одной из стран ЕС, признаются в других государствах - членах ЕС.

Особенности применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства заключаются и в том, что реализуют его разные органы. Но в любом случае это государственные органы (записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, суд). То же можно сказать об управомоченных на соответствующие действия государственных органах иностранного государства. К тому же как в Российской Федерации, так и в ином государстве, например, заключение, расторжение брака, установление отцовства (материнства) осуществляют при определенных условиях дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства, назначившего посла или консула в Россию.6

Для упрощения документооборота по семейным правоотношениям с участием иностранных граждан или лиц без гражданства применяется специальная процедура, получившая в международном частном праве название "апостиль".

Апостиль - apostille - формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ, установленная Гаагской конвенцией 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Однако выполнение упомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Таким образом, апостиль - это специальный штамп, который в соответствии с Гаагской конвенцией об отмене требований легализации официальных иностранных документов проставляется на официальных документах, исходящих лишь от учреждений и организаций Российской Федерации как участника Гаагской конвенции, и не требует дальнейшего заверения или легализации. Он признается официальными органами всех государств - участников Конвенции.

Помимо законодательства Российской Федерации, семейные отношения с иностранным элементом регулируются также нормами международного права (соответствующими двусторонними соглашениями и конвенциями).7 При этом необходимо отметить, что область брачно-семейных отношений традиционно относится к тем сферам, которые наименее всего поддаются регулированию посредством унифицированных норм материально-правового характера. Это связано с тем, что в этой области, как ни в одной другой, сохраняются исторически сложившиеся обычаи, традиции, нравственные и бытовые нормы, религиозные постулаты - все те социальные нормы, которые отражают специфику отдельной народности, определенной общности людей. Несмотря на это конвенции и иные международные соглашения в области брачно-семейных соглашений все же существуют.

Для России применительно к делам о расторжении брака наиболее важны правила, содержащиеся в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г. между государствами - членами СНГ (Минская конвенция), и в ряде двусторонних договоров о правовой помощи. В 1997 г. был подписан договор к ней.

10 декабря 1994 года Российская  Федерация официально присоединилась  к Конвенции о правовой помощи  и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая была заключена 22 января 1993 г. в Минске в рамках СНГ. Минская конвенция и договоры о правовой помощи разграничивают подсудность по отдельным категориям семейных дел, в частности и по делам о расторжении брака. При этом вопросы подсудности по таким делам решаются одновременно с определением подлежащего применению права.8

Данная Конвенция определяет, законодательство какого государства будет применяться для регулирования отношений граждан из разных стран - участники данной Конвенции. Кроме этого, Минская конвенция содержит нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами. Заключение данной Конвенции стало необходимым, поскольку распад СССР привел к тому, что множество семей было разделено и их члены оказались проживающими на территории различных государств. Право выбора гражданства, которое в ряде случаев было предоставлено жителям этих стран, также повлекло за собой появление семей, члены которых имеют различное гражданство. В результате возникло большое количество дел о расторжении брака, разделе имущества супругов, взыскании алиментов, установлении отцовства, в которых стороны являются гражданами различных государств, а иногда и проживают на территории разных стран.

Сложности возникали не только с выбором применимого права, но и с взаимным признанием и исполнением решений, вынесенных компетентными органами этих стран. Поэтому Минская конвенция включает в себя не только коллизионные нормы, позволяющие определить, законодательство какой страны подлежит применению, но и нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами.

Исходя из соображения приоритетной защиты интересов нетрудоспособных членов семьи при взыскании средств на содержание родителей с совершеннолетних детей применяется законодательство страны, в которой постоянно проживают родители. Требование о взыскании алиментов рассматривается компетентным органом той же страны.

Существенным недостатком Минской конвенции является то, что она не содержит положений относительно алиментных обязательств других членов семьи.

Гаагские конвенции по международному частному праву. Можно указать, в частности, на Конвенцию по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., первая редакция которой была принята еще в XIX в., а впоследствии неоднократно обновлялась - вплоть до последней редакции 1954 г. Гаагские конвенции от 15 ноября 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам и от 18 марта 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам заменили в отношении стран, участвующих в Конвенции от 1 марта 1954 г., соответствующие разделы последней. Есть еще и третья Конвенция, заменившая оставшуюся часть (ст. ст. 17 - 26) Конвенции 1954 г., - Конвенция о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г.

25 октября 1980 г. была принята  и Гаагская конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей, ставящая своей целью защиту детей от вредных последствий их противозаконного перемещения или удержания и установление процедур, обеспечивающих их немедленное возвращение в государство обычного проживания, а также обеспечение "права доступа" к ребенку. Гарантируется исполнение в других странах-участницах судебных решений об опеке над детьми.

Следует также назвать Гаагскую конвенцию от 19 октября 1996 г. о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мер по защите детей (в ней сохранен критерий компетенции по месту обычного проживания ребенка и предусмотрено автоматическое признание решений и меры по защите ребенка).

Привилегированный режим для исполнения иностранных решений об усыновлении, если эти решения вынесены с соблюдением положений конвенции, установлен посвященной этому вопросу Гаагской конвенцией от 29 мая 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.

Информация о работе Общая характеристика семейных правоотношений с участием иностранных граждан по законодательству Российской Федерации