Общение и деятельность в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Всестороннее гармоническое развитие личности – главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности.

Содержание работы

Введение
Общение
Общение. Функции общения, компетентность
Позиции в общении
Обратная связь. Контакт с партнером по взаимодействию
Уверенность в себе, самооценка. Средства общения
Позиция педагогического воздействия в общении с ребенком.
Общение как сотрудничество.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Общение и деятельность в младшем школьном возрасте Реферат готовый.docx

— 59.76 Кб (Скачать файл)

Специальность 5В010500 «Дефектология», 1 курс (ускоренный). Дисциплина «Возрастная  физиология и школьная гигиена».  Руденко Ирина Станиславовна

Тема: Общение и деятельность в младшем школьном возрасте.

Костанайский государственный педагогический институт

Факультет заочного обучения

Кафедра дошкольного, начального и специального образования

 

Руденко Ирина Станиславовна

Специальность 5В010500 «Дефектология», 1 курс (сокращенный).

 

Дисциплина «Педагогика»

 

Тема «Общение и деятельность в младшем школьном возрасте»

 

Проверил: доцент кафедры  Олейникова Т. Н.

 

Дата выполнения –25.10.2012.

Дата подачи на проверку _________

План

Введение

  1. Общение
    1. Общение. Функции общения, компетентность
    2. Позиции в общении
    3. Обратная связь. Контакт с партнером по взаимодействию
    4. Уверенность в себе, самооценка. Средства общения
    5. Позиция педагогического воздействия в общении с ребенком.
    6. Общение как сотрудничество.

       Заключение

       Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Ребенок – это личность, которая также вступает в систему  межличностных взаимоотношений. С  поступлением ребенка в школу  начинается активное приобретение навыков  общения. И от построения взаимоотношений  со сверстниками, от положения ребенка  или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.  
  Актуальность исследования. Всестороннее гармоническое развитие личности – главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности. 
Важной составной частью сложного и многостороннего процесса воспитания является формирование личности в системе коллективных отношений.  
В сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста; под их воздействием осуществляется процесс его общественного, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность. 
 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общение.

1. 1. Общение. Функции общения, компетентность.

Ребенок – это личность, которая  также вступает в систему межличностных  взаимоотношений. С поступлением ребенка  в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его  статуса в группе зависит становление  его личности в системе личных взаимоотношений. 

Важной составной частью сложного и многостороннего процесса воспитания является формирование личности в системе  коллективных отношений.  
      В сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста; под их воздействием осуществляется процесс его общественного, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность.

Общающийся человек называется субъектом общения. При этом очевидно, что общение как психологический процесс помимо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.[1.198]

Функции общения. Итак, общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

  • - коммуникация (обмен информацией);
  • - интеракция (обмен действиями);
  • - социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают нам представление  о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты. Коммуникация, или коммуникативная сторона общения, отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнера другому и ее приема называетсякоммуникативным актом. Интеракция помимо обмена информацией предполагает также обмен определенными действиями между партнерами по общению. В процессах восприятия друг друга партнерами по общению (перцептивная сторона общения) фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.

Целью общения педагогов с детьми является развитие ребенка. Эта цель обычно достигается в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия.[2,c119]

Компетентность в общении. По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Но встречаются также люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно.

Общение с людьми требует определенных умений, знаний, как строить процесс общения в том или ином случае, понимания, к чему приводит тот или иной стиль общения, постоянного внимания к тому, какую реакцию мы вызываем у своего партнера. Обладание такими средствами называется компетентностью в общении.

В общении с ребенком педагог  выступает не просто человеком, который  умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т. е. направление и  уровень развития ребенка. Поэтому  педагог строит взаимодействие с  ребенком, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития ребенка.

 Один из советов, который можно дать человеку, желающему установить хорошую атмосферу в общении, состоит в следующем: предложите тот предмет разговора, который интересен вашему партнеру, в котором он либо чувствует себя вполне компетентным, либо хочет что-то узнать.

Ребенок по своей природе всегда хочет что-то узнать, и это на первый взгляд делает процесс общения с  ним более легким с точки зрения выбора предмета. Однако законы общения  в полной мере действуют и в  этом случае: предлагая ребенку тот  или иной предмет общения, необходимо сделать так, чтобы этот предмет  был ему интересен. Сделать это  можно, отталкиваясь от реальных интересов  ребенка, которые мы выясняем в процессе общения с помощью получения  от него "обратной связи".[3,c.168]

 

 

1.2. Позиции в общении. 

Создавая атмосферу взаимодействия с ребенком, необходимо также учитывать  возможность разных позиций в процессе общения. Позиция в общении определяется общим отношением субъекта общения к своему партнеру и может проявляться самыми различными способами. Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнера, которая характерна для личностно-ориентированного образования. Если педагог в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Разумеется, речь идет не об абсолютном равенстве ребенка и педагога, но об их равноценности. Поскольку и ребенок, и взрослый педагог равноценны, они могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. Они равноправны, хотя, возможно, и не равны. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем личного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения педагог равноценен ребенку, хотя и не равен ему по уровню развития.

Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется в психологии партнерским. Организация пространства при взаимодействии между педагогом и детьми имеет очень большое значение для партнерского общения. В частности, при взаимодействии с ребенком педагогу имеет смысл выбирать позицию "глаза на одном уровне", которая исключает пространственное доминирование педагога и смягчает разницу в физическом росте взрослого и ребенка. При организации групповых дискуссий, занятий, разговоров с детьми и т.п. имеет смысл садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга (для этого оптимальной является форма круга).

Во взаимодействии с ребенком мы не только принимаем от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, уровне заинтересованности и т. п., но и даем ему "обратную связь" о собственной включенности в процесс общения, о своих  ощущениях и эмоциях. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление  о собственных успехах или  неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек.

Взаимодействие с детьми предполагает, что педагог должен корректировать поведение ребенка. Однако имеет  смысл делать это не посредством  простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений. Можно представить себе два основных типа ситуаций, когда воспитатель или учитель должен корректировать ребенка: 1) когда последствия действий ребенка не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой; 2) когда последствия затрагивают других людей и являются результатом сознательного действия ребенка.

В первом случае (к которому относятся, например, ситуации, связанные с  ошибками в учебе, неудачами в  какой-либо деятельности или с попытками  сделать что-то по-своему) позитивное сообщение педагога должно заключать  в себе поощрение ребенка действовать  дальше. Например, если ребенок не смог чего-то сделать по вашей просьбе, ни в коем случае нельзя говорить ему: "Эх ты, не смог сделать такую простую  вещь!" Не очень хорошо также, если педагог, ничего не сказав ребенку, например, просто попросит о том же другого  ребенка или сделает это сам. Но не стоит и отделываться от ребенка фразой типа: "Ну, ладно, ничего". Позитивным сообщением в этом случае будет сообщение типа: "Спасибо тебе, ты очень старался!" Такие сообщения, как: "Так уже гораздо лучше!", "У тебя обязательно получится!", "Попробуй еще", "Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно", "У всех бывают неудачи" и т. п., - побуждают ребенка к дальнейшим действиям.[4,c.201]

Второй тип ситуаций (к которым  относятся, например, действия, связанные  с опасностью для самого ребенка  или других детей, а также асоциальные  действия ребенка) требует пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение ребенка. Но и здесь  не должно быть простой критики действия ребенка и запрета. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, включает следующие компоненты:

  • 1) описание произведенного им действия;
  • 2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия;
  • 3) предложение альтернативного варианта поведения.

Совершенно необходимо, чтобы в  структуру такого сообщения входили  все три звена. Особенно важно  не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант  поведения в этой ситуации.

 

 

 

 

 

1.3. Обратная связь. Контакт с партнером по взаимодействию. 

Современная педагогика употребляет  термин "взаимодействие" как альтернативу термину "педагогическое воздействие", который предполагает, что в общении  педагога с ребенком последний остается пассивным, а педагог производит на него определенное воздействие в  соответствии с собственными, лишь ему (педагогу) известными целями. Реальная же ситуация сильно отличается от такого представления, поскольку даже в  процессе воздействия всегда есть реакция  ребенка на действия педагога, которая  выражается в собственных действиях  ребенка. Другое дело, что педагог  может не замечать этой реакции либо воспринимать ее как помеху в том  случае, если она выходит за рамки  его плана.

Реакция партнера по общению на наши действия в психологии общения называется обратной связью. Именно обратная связь предоставляет нам информацию о реальных интересах и актуальном состоянии нашего партнера (в данном случае ребенка) в момент взаимодействия. Педагогов интересует реакция ребенка на конфликт и на похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-либо. Более того, любой коммуникативный акт, т. е. действие по передаче информации, может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была принята и понята нашим партнером. А ведь именно передача информации традиционно считается центральным процессом любого образования. Значит, необходимо убедиться, что ваша информация достигла адресата. Таким образом, обратная связь во взаимодействии с ребенком является основой успешности всего образования.

Информация о работе Общение и деятельность в младшем школьном возрасте