Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:28, реферат
Актуальность исследования. Всестороннее гармоническое развитие личности – главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности.
Введение
Общение
Общение. Функции общения, компетентность
Позиции в общении
Обратная связь. Контакт с партнером по взаимодействию
Уверенность в себе, самооценка. Средства общения
Позиция педагогического воздействия в общении с ребенком.
Общение как сотрудничество.
Заключение
Список используемой литературы
Специальность 5В010500 «Дефектология», 1 курс (ускоренный). Дисциплина «Возрастная физиология и школьная гигиена». Руденко Ирина Станиславовна
Тема: Общение и деятельность в младшем школьном возрасте.
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного, начального и специального образования
Руденко Ирина Станиславовна
Специальность 5В010500 «Дефектология», 1 курс (сокращенный).
Дисциплина «Педагогика»
Тема «Общение и деятельность в младшем школьном возрасте»
Проверил: доцент кафедры Олейникова Т. Н.
Дата выполнения –25.10.2012.
Дата подачи на проверку _________
План
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Ребенок – это личность,
которая также вступает в систему
межличностных взаимоотношений. С
поступлением ребенка в школу
начинается активное приобретение навыков
общения. И от построения взаимоотношений
со сверстниками, от положения ребенка
или от его статуса в группе
зависит становление его личности в
системе личных взаимоотношений.
Актуальность исследования. Всестороннее
гармоническое развитие личности – главная
задача нашего общества. Она осуществляется
в неразрывной связи с дальнейшим продвижением
общества по пути социально-экономического
и научно-технического прогресса, с развитием
общественных отношений. Особое значение
в формировании нового человека имеет
комплексный подход к воспитанию, в осуществлении
которого важная роль отводится созданию
условий для всестороннего развития личности,
её многогранной творческой деятельности.
Важной составной частью сложного и многостороннего
процесса воспитания является формирование
личности в системе коллективных отношений.
В сферу общественных отношений и деятельности
человек включается с детского возраста;
под их воздействием осуществляется процесс
его общественного, нравственного, умственного,
физического, эстетического воспитания.
В коллективе ребенок развивается как
гражданин, как член общества, как творческая
индивидуальность.
1.Общение.
1. 1. Общение. Функции общения, компетентность.
Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.
Важной составной частью сложного
и многостороннего процесса воспитания
является формирование личности в системе
коллективных отношений.
В сферу общественных
отношений и деятельности человек включается
с детского возраста; под их воздействием
осуществляется процесс его общественного,
нравственного, умственного, физического,
эстетического воспитания. В коллективе
ребенок развивается как гражданин, как
член общества, как творческая индивидуальность.
Общающийся человек называется
Функции общения. Итак, общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:
Функции общения дают нам представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты. Коммуникация, или коммуникативная сторона общения, отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнера другому и ее приема называетсякоммуникативным актом. Интеракция помимо обмена информацией предполагает также обмен определенными действиями между партнерами по общению. В процессах восприятия друг друга партнерами по общению (перцептивная сторона общения) фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.
Целью общения педагогов с детьми является развитие ребенка. Эта цель обычно достигается в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия.[2,c119]
Компетентность в общении. По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Но встречаются также люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно.
Общение с людьми требует определенных умений, знаний, как строить процесс общения в том или ином случае, понимания, к чему приводит тот или иной стиль общения, постоянного внимания к тому, какую реакцию мы вызываем у своего партнера. Обладание такими средствами называется компетентностью в общении.
В общении с ребенком педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т. е. направление и уровень развития ребенка. Поэтому педагог строит взаимодействие с ребенком, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития ребенка.
Один из советов, который можно дать человеку, желающему установить хорошую атмосферу в общении, состоит в следующем: предложите тот предмет разговора, который интересен вашему партнеру, в котором он либо чувствует себя вполне компетентным, либо хочет что-то узнать.
Ребенок по своей природе всегда хочет что-то узнать, и это на первый взгляд делает процесс общения с ним более легким с точки зрения выбора предмета. Однако законы общения в полной мере действуют и в этом случае: предлагая ребенку тот или иной предмет общения, необходимо сделать так, чтобы этот предмет был ему интересен. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка, которые мы выясняем в процессе общения с помощью получения от него "обратной связи".[3,c.168]
1.2. Позиции в общении.
Создавая атмосферу
Разумеется, речь идет не об абсолютном равенстве ребенка и педагога, но об их равноценности. Поскольку и ребенок, и взрослый педагог равноценны, они могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. Они равноправны, хотя, возможно, и не равны. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем личного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения педагог равноценен ребенку, хотя и не равен ему по уровню развития.
Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется в психологии партнерским. Организация пространства при взаимодействии между педагогом и детьми имеет очень большое значение для партнерского общения. В частности, при взаимодействии с ребенком педагогу имеет смысл выбирать позицию "глаза на одном уровне", которая исключает пространственное доминирование педагога и смягчает разницу в физическом росте взрослого и ребенка. При организации групповых дискуссий, занятий, разговоров с детьми и т.п. имеет смысл садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть глаза друг друга (для этого оптимальной является форма круга).
Во взаимодействии с ребенком мы не только принимаем от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, уровне заинтересованности и т. п., но и даем ему "обратную связь" о собственной включенности в процесс общения, о своих ощущениях и эмоциях. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек.
Взаимодействие с детьми предполагает, что педагог должен корректировать поведение ребенка. Однако имеет смысл делать это не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений. Можно представить себе два основных типа ситуаций, когда воспитатель или учитель должен корректировать ребенка: 1) когда последствия действий ребенка не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой; 2) когда последствия затрагивают других людей и являются результатом сознательного действия ребенка.
В первом случае (к которому относятся, например, ситуации, связанные с ошибками в учебе, неудачами в какой-либо деятельности или с попытками сделать что-то по-своему) позитивное сообщение педагога должно заключать в себе поощрение ребенка действовать дальше. Например, если ребенок не смог чего-то сделать по вашей просьбе, ни в коем случае нельзя говорить ему: "Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!" Не очень хорошо также, если педагог, ничего не сказав ребенку, например, просто попросит о том же другого ребенка или сделает это сам. Но не стоит и отделываться от ребенка фразой типа: "Ну, ладно, ничего". Позитивным сообщением в этом случае будет сообщение типа: "Спасибо тебе, ты очень старался!" Такие сообщения, как: "Так уже гораздо лучше!", "У тебя обязательно получится!", "Попробуй еще", "Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно", "У всех бывают неудачи" и т. п., - побуждают ребенка к дальнейшим действиям.[4,c.201]
Второй тип ситуаций (к которым относятся, например, действия, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, а также асоциальные действия ребенка) требует пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение ребенка. Но и здесь не должно быть простой критики действия ребенка и запрета. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, включает следующие компоненты:
Совершенно необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант поведения в этой ситуации.
1.3. Обратная связь. Контакт с партнером по взаимодействию.
Современная педагогика употребляет термин "взаимодействие" как альтернативу термину "педагогическое воздействие", который предполагает, что в общении педагога с ребенком последний остается пассивным, а педагог производит на него определенное воздействие в соответствии с собственными, лишь ему (педагогу) известными целями. Реальная же ситуация сильно отличается от такого представления, поскольку даже в процессе воздействия всегда есть реакция ребенка на действия педагога, которая выражается в собственных действиях ребенка. Другое дело, что педагог может не замечать этой реакции либо воспринимать ее как помеху в том случае, если она выходит за рамки его плана.
Реакция партнера по общению на наши действия в психологии общения называется обратной связью. Именно обратная связь предоставляет нам информацию о реальных интересах и актуальном состоянии нашего партнера (в данном случае ребенка) в момент взаимодействия. Педагогов интересует реакция ребенка на конфликт и на похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-либо. Более того, любой коммуникативный акт, т. е. действие по передаче информации, может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была принята и понята нашим партнером. А ведь именно передача информации традиционно считается центральным процессом любого образования. Значит, необходимо убедиться, что ваша информация достигла адресата. Таким образом, обратная связь во взаимодействии с ребенком является основой успешности всего образования.
Информация о работе Общение и деятельность в младшем школьном возрасте