Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
курсовая работа
Общение как особый вид деятельности подростка
Введение
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
По мнению Л.С. Выготского, подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и «бравируют» недостатками, требуют верности и меняют друзей.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.
Такая переориентация на ровесников, более или менее равных по положению, может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, но происходит она обязательно. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.
Потребность в эмоциональных контактах, как правило, во многом зависит от того опыта, который сложился у юного человека. Кроме Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина общение детей со взрослыми в нашей стране рассматривали такие психологи как: Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Н.М. Щелованова, М.И Лисина, и другие. А общение детей со сверстниками изучали такие психологи как: Н.М. Аксарина, В.С. Мухина и другие.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
Объект исследования - общение в подростковом возрасте.
Предмет исследования - особенности общения подростков со сверстниками.
Гипотеза курсового исследования: мы предполагаем, что знание особенностей общения подростков будет способствовать более оптимальной организации педагогом образовательной деятельности.
Цель курсового исследования - рассмотреть особенности общения подростков со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические подходы к проблеме общения.
3. Выделить специфические
особенности общения
4. Провести экспериментально-
Методы исследования - анализ литературы, наблюдение, методики: психологическая атмосфера в группе, внешнегрупповая референтометрия.
База исследования - коллектив двух отрядов подростков в возрасте от 11 до 13 лет, отдыхающих в детском лагере п. Шиванда летом 2011 года. Всего 24 подростка: 13 мальчиков и 11 девочек.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.
1. Особенности
общения как особого вида
1.1 Психологические подходы к проблеме общения
Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. [11, с. 180]
В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания Г.М. Андреева рассматривает как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Психологи едины признании значения общения в формировании личности в подростковом возрасте.
По мнению А.А. Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается.
Другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально - психологического общения достаточно многообразны. К средствам общения Л.Д. Столяренко относит: язык - система слов, выражений и правил; интонация, эмоциональная выразительность, которая придает разный смысл одной и той же фразе; мимика, поза, взгляд собеседника; жесты как общепринятые или экспрессивные, служащие для большей выразительности речи; расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. [21, с. 219]
По А.А. Реану, «общение с товарищами источник не только появления новых интересов, но и становление норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать». Общение - главная потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. [17, с. 266]
О.В. Хухлаева считает, что характер общения со сверстниками во многом определяются взаимоотношениями в семье. [22, с. 38]
Исследователь психологических проблем подросткового возраста Драгунова Т.В. отмечает, что у подростка возникают новые потребности, интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а также формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослому. Поэтому общение с взрослым уже не может целиком зависеть от общения со сверстниками. [4, с. 181]
Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности подростков.
Исследователи Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова отмечают в подростковом возрасте возникновение разнообразных «кодексов» (например, «принцип товарищества»). [4, с. 178]
М.В. Гомезо считал, что стремление занять достойное место в коллективе сверстников один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. [4, с. 179]
По мнению В.С. Мухиной, «в отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений». Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. В отношениях со сверстниками подросток стремиться реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. [12, с. 365]
И.В. Дубровина выделяет: «потребность общаться со сверстниками приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях». Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. [16, с. 419]
М. Кле отмечает, что группа сверстников играет преобладающую роль в процессе социализации подростков, ибо отношения с партнерами своего и противоположного пола создает прототип взрослых отношений, реализуемых в социальной, профессиональной и сексуальной жизни. Группа выполняет центральную функцию в процессе становления независимости своих членов, объединенных общими заботами по освобождению от родительской власти, поиску статуса и половой идентификации. Группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение. [7, с. 131]
По А.В. Мудрику, группа сверстников приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы. Группа сверстников существенно влияет на социальное и личностное развитие человека, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение возрастных задач - развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. [11, с. 185]
Д.И. Фельдштейн выделял, что подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности. [2, с. 134]
К. Левин рассматривал общение в подростковом возрасте с точки зрения социально-психологического явления. Левин считал, что в этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, круг его общения, групповая принадлежность.
Б.С. Волков писал о том, что на психическое развитие подростка, его поведение существенное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется прежде всего на это мнение. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. В содержании общения происходят изменения, его интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности. [2, с. 137]
По мнению И.Ю. Кулагиной, Э. Эриксона, способность к глубоким доверительным отношениям с другими людьми должна стать одним из самых важнейших завоеваний подросткового возраста и юности. [10, с. 28]
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
По мнению Л.С. Выготского, в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоположные желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и «бравируют» недостатками, требуют верности и меняют друзей. [16, с. 314]
И.С. Кон полагает, что у подростков вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которое необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. [16, с. 333]
Л.И. Божович отмечает, что основой объединения подростков и привлекательности интересов определяется возможностью широкого общения со сверстниками. Для них важно занимать среди сверстников удовлетворяющее их положение. [8, с. 67]
Практически все девушки и юноши являются членами тех юношеских групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение - это не просто способ проведения досуга, но и средство самосохранения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовываются что-то интимное, свое. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.
Российские психологи большое внимание уделяют проблемам неформального общения.
Л.А. Радзиховский определяет неформальное молодежное объединение как «социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях. [9, с. 8]
В работах А.С. Запесоцкого; А.П. Фаина это группа людей, имеющих общую деятельность, специфичную систему атрибутов; стиль общения, определенный сюжет, ритуалами принятия новичков, посвящения, особенностями ролевого поведения.
Исследователи К.Е. Илюшев и Г.М. Миньковский рассматривают неформальные объединения как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризующую рядом неотъемлемых признаков, таких как возникновение на базе стихийного общения в конфликтных условиях социальной ситуации: самоорганизация и независимость официальных структуру; выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей среде, стереотипа поведения, атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности. [9, с. 9]
Информация о работе Общение как особый вид деятельности подростка