Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
Но само членство в неформальных группах не является знаком девиантности подростка. Присоединение к неформальной группе - нормальный выбор подростка.
И.П. Башкатов полагает, что не извращенные естественные потребности подростка в модной одежде, сексуальном удовлетворении, престижных предметах, употребление спиртного, наркотических веществ, а социальных потребностей к общению, самоутверждению, престижу, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. Такими людьми являются сверстники, стихийно объединившиеся в неформальные группы. [9, с 16]
Отличительной чертой общения подростков в неформальных группах, по мнению А.В. Толстых, является беспредметность (общения). «Предмет», вокруг которого объединяются подростки (музыка, футбол), выступает как повод для общения, как способ различения «своей» группы. Например, поколение рок музыки не всегда музыкально грамотны. [9, с. 20]
Таким образом, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Российские и зарубежные психологи выдвигают различные психологические подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий. Авторы едины в одном - общение в подростковом необходимо, оно может воздействовать на характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, изменять их и перестраивать. В процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. В процессе общения вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.
1.2 Особенности
общения подростков со
психологический общение подросток сверстник
Общение со сверстниками в подростковом возрасте - важный фактор психического развития в подростковом возрасте, необходимое условие для становления личности человека, в том числе и в социальном плане. [13, с. 72]
Исследователями выделяется динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет), мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет), стремление к автономии и поиски собственной личности (14-15 лет). [13, с. 375]
Количество времени, проводимое в обществе сверстников, возрастает прямо пропорционально созданию отрицательной атмосферы в семье. Родители не могут заменить общения со сверстниками. Оно является для подростков значимым каналом информации. Именно в подростковой среде юноши и девушки получают основную часть информации о взаимоотношениях полов.
Общение - главная потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В ходе совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чувство благополучия и устойчивости. Сумел он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. [17, с. 266]
Общение со сверстниками, как интимно-личностное, так и групповое, становится необходимостью. В связи с этим подросток стремиться:
1. Устанавливать теплые,
содержательные отношения с
2. Знакомиться с новыми, интересными людьми.
3. Быть принятым и признанным в социальных группах.
4. Устанавливать
5. Принимать и практиковать
модели отношений с
6. Осваивать поведение, характерное для своего пола.
Особенно ощутимой у подростков становиться потребность в друзьях. В подростковом возрасте близкие друзья, как правило, ровесники и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной среде. Они похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения, например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой может стать девочка неумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому не достает. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Они делятся не только своими секретами и планами, но также чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения становиться гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков можно объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в дворовую компанию и группу, сложившуюся на занятиях в спортсекции.
Социальная поддержка напрямую связана с благополучием человека в жизни и служит своего рода буфером, смягчающим последствия стрессов. Есть все основания полагать, что отношения со сверстниками в юношеские годы часто становятся причиной сильных душевных переживаний. Подростки равняются на своих товарищей, отношение которых влияет на самооценку. Особенно старательно мальчики и девочки подстраиваются под ровесников в раннем подростковом возрасте. Последствиями того, что подростка не замечают или отвергают сверстники, могут стать правонарушения, наркомания и депрессия. В раннем подростковом возрасте опасность подвергается стрессу может быть особенно высокой. [8, с. 67]
Дружеские отношения так необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой - помогают определить границы собственного «Я». С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми могут поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами.
Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному, это могут быть демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье. Среди мотивов нарушения подростками правил общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.
Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной активности, т.е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства - качества товарища и друга, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Чтобы снискать не просто популярность, а подлинное уважение и признание у подростков, необходимо, прежде всего, быть хорошим товарищем. В связи с этим в начале подросткового периода нередко происходят изменения в группе ранее популярных ребят. Во-первых, исчезают прежние авторитеты и появляются новые, а во-вторых, часто наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без учета их товарищеских качеств. Вторая, не менее важная причина осложнения взаимоотношений в классе - сохранение у учителя так называемого авторитарного стиля руководства и воспитание у актива таких же способов общения с одноклассниками, что абсолютно неприемлемо для подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется одно и то же основное требование - уважение личности и человеческого достоинства. [8, с. 70]
Это требование является стержнем «кодекса товарищества» подростков. Высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве.
Общение со сверстниками является практикой по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах морали взрослых.
Заинтересованность подростка в уважении и признание сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.
В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым. Отсутствие или ограниченность таких контактов заставляют подростков переживать мучительное чувство одиночества. Молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, они ощущают неуверенность в собственных силах. [8, с. 68]
Проблемы в общении у подростков, по мнению В.М. Минаевой, возникают по ряду причин:
u трудности в выборе
адекватного поведения с
u заниженная самооценка;
u болезненная реакция на критику;
u страх быть отвергнутым;
u повышенная робость и застенчивость;
u частое пребывание в
состоянии подавленности и
u недоверие к окружающим.
Застенчивость - самая распространенная коммуникативная трудность подростков. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Понятие стратегического взаимодействия введено в науку американским социологом Э. Гоффманом для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.
Д. Элкинд отметил в общении подростков ряд особенностей:
1. Будучи постоянно озабочены
собой и предполагая, что другие
разделяют эту их
2. Преувеличивая свою
уникальность и особенность, подростки
часто создают себе «личный
мир», вымышленную биографию, поддержание
которой требует постоянных
Психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. [10, с. 299]
У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близкого друга порождают тяжелые переживания. Самая неприятная для подростка ситуация - это искреннее осуждение коллектива, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. Неумение, невозможность добиться признания чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.
Тот факт, что в основе снижения успеваемости, изменения поведения и т.п. лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, как правило, не осознается ни родителями, ни самим подростком; либо же нарушение общения со сверстниками видится в ряду всех других нарушений и также не расценивается как их источник и причина. Значимость для подростка сферы его общения со сверстниками недооценивается взрослыми, особенно учителями.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг другу.
Информация о работе Общение как особый вид деятельности подростка