Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
Так, важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками». [12, с. 366]
Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.
Подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами и позами. Они могут быть агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные.
Так, подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, постукиванием пальцем по уху, подкручиванием пальцем у виска, демонстрацией «фиги», позы «мачо», зада, жеста «фак» и др.
Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. Они подхватывают эти телесные формы экспрессии и интенсивно используют их независимо от пола. [12, с. 369]
Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих».
Как считает В.В. Химик, подростковый возраст сопровождается воздействием двух тенденции: центробежной («протестное речевое поведение») и центростремительной (сплачивание в группировки). [9, с. 30]
В соответствии с первой тенденцией, ребенок воспринимает языковые нормы как часть системы стандартов взрослого мира, следовать которым он обязан. Принуждение и давление в данной сфере постепенно приводят к естественному сопротивлению, протесту, что проявляется в возникновении новых языковых предпочтений, создании «альтернативной» лексики. В жаргоне подросток подчеркивает свою жизнь, в которую не могут вторгаться взрослые. Выражает протест против давления, стремиться спровоцировать и эпатировать взрослых.
Вторая тенденция проявляется в запуске механизмов конформного поведения, побуждающих осваивать «язык» уличных сообществ. Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера восприятия внутригрупповой коммуникации для внешнего слушателя. Выражение непонимания со стороны не включенного в группу взрослого или подростка выступает для группы знаком правильного выбора стратегии речевого поведения, укрепляет чувство групповой общности.
В подростковом возрасте дети стараются все делать быстро и соответственно стремятся к краткости в речи. Жаргон удовлетворяет эту потребность. Известно, что подростки испытывают сложность в выражении своих чувств и эмоций, проявляют застенчивость. Нарочитая грубость и ироничность жаргона часто используется ребенком для разрешения данной проблемы.
Для подростково-молодежного жаргона характерна устойчивая тенденция к игре, юмору, насмешке (по барабану, лохотрон); иноязычные прототипы (фэйсом об тэйбл); каламбуры, фонетические уподобления (чао-какао, инсульт-привет). Особенно привлекательной для подростков выступает жаргон уголовного мира (блат, блатная музыка). Ребята, осваивающие определенный род деятельности (компьютерщики, музыканты), осваивают так называемые социально-профессиональные жаргоны (хакер, юзер, винт, клава), характерен также эстрадно-музыкальный сленг (фанера, рокер, раскрученный, попса). [9, с. 31]
Однако появление в лексиконе ребенка жаргонных слов и выражений имеет и иные основания для тревоги. Это может свидетельствовать о наличия в ближайшем окружении ребенка людей с уголовным прошлым, подростков из неблагополучных семей. В таком случае есть вероятность негативного влияния на поведение в целом. Жаргон часто негативно влияет на межличностные отношения в подростковой группе, унижает и оскорбляет личность, порождает конфликты.
Очевидно, что стремление искоренить жаргон полностью путем запретов и наказаний бесперспективно, более того, по принципу реактивного сопротивления, это может привести к противоположным результатам. Прямо противоположный подход - вседозволенность - также не может быть рекомендован, так как ведет к общему снижению культуры и воспитанности подростков и распространению в подростковой среде асоциальных ценностей. [9, с. 35]
Взрослым необходимо учитывать высокую словотворческую активность подростков, использовать принцип сублимации, т.е. направления данной активности на изучение иностранных языков, литературное творчество и др. Родителям и педагогам необходим контроль за собственными реакциями на жаргонные высказывания подростков. Негодование или растерянность стимулирует интенсивность употребления жаргона в дальнейшем. Целесообразно, сохраняя спокойствие и невозмутимость, продемонстрировать свое знание использованных слов, при необходимости объяснить их подлинное значение, указать на подражательный характер жаргонных слов. Специальное вмешательство (запрет на высказывания дома, в школе и т.п.) необходимо только, когда используется нецензурные выражения. [9, с. 36]
Таким образом, общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться:
1. Устанавливать теплые,
содержательные отношения с
2. Знакомиться с новыми, интересными людьми.
3. Быть принятым и признанным в социальных группах.
4. Устанавливать
5. Принимать и практиковать
модели отношений с
6. Осваивать поведение, характерное для своего пола.
Важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками». Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера для внешнего слушателя. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы».
2. Экспериментально-практическая работа
2.1 Методики проведения эксперимента
Общение в современном обществе зависимо от изменения мотивации структуры интересов современных подростков, поэтому изучение особенностей общения подростков актуально. Особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.
Базой нашего исследования стал коллектив двух отрядов подростков в возрасте от 11 до 13 лет, отдыхающих в детском лагере п. Шиванда летом 2011 года. Всего 24 подростка: 13 мальчиков и 11 девочек.
Цель эксперимента - выявление уровня конструктивного общения подростков в коллективе.
Использованы следующие методики:
1. Психологическая атмосфера в группе.
2. Внешнегрупповая референтометрия.
Психологическая атмосфера в группе.
Методические указания:
Психологическая атмосфера в группе выявляется с помощью методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по 9-ти бальной шкале слева направо по схеме.
Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Враждебность
Согласие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие
Удовлетворенность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неудовлетворенность
Увлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие
Продуктивность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Непродуктивность
Теплота 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность
Сотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
Занимательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Скука
Успешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность
Можно рассчитать средний показатель для группы по 10 параметрам. Рассчитать показатель для каждого члена группы. Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе.
Внешнегрупповая референтометрия.
Методические указания:
Определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях и прогноза их психического развития.
В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).
Школьникам нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.
После осуществленного школьниками выбора их просят отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц.
Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.
После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу для данного школьника.
Смотри приложение №1.
2.2 Анализ и
интерпретация полученных
1. Психологическая атмосфера в группе
Таблица 1
№ |
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Сумма |
|
1 |
Андрей Б. |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
4 |
8 |
5 |
7 |
5 |
57 |
|
2 |
Боря А. |
4 |
3 |
5 |
7 |
5 |
4 |
3 |
4 |
6 |
4 |
45 |
|
3 |
Саша К. |
6 |
3 |
6 |
7 |
4 |
2 |
7 |
6 |
7 |
5 |
53 |
|
4 |
Слава К. |
3 |
4 |
5 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
5 |
3 |
30 |
|
5 |
Илья Ч. |
5 |
7 |
8 |
9 |
6 |
5 |
8 |
9 |
6 |
9 |
72 |
|
6 |
Вадим Н. |
7 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
48 |
|
7 |
Олег Б. |
6 |
3 |
7 |
5 |
4 |
2 |
3 |
3 |
6 |
6 |
45 |
|
8 |
Евгения Л |
6 |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
61 |
|
9 |
Алена Г. |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
6 |
7 |
4 |
4 |
46 |
|
10 |
Оля Т. |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
59 |
|
11 |
Зифа С. |
3 |
3 |
5 |
8 |
4 |
1 |
4 |
2 |
7 |
4 |
41 |
|
12 |
Рома Д. |
6 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
8 |
5 |
7 |
6 |
56 |
|
13 |
Юля Ш. |
4 |
3 |
5 |
8 |
5 |
1 |
4 |
2 |
7 |
5 |
44 |
|
14 |
Таня И. |
5 |
6 |
5 |
4 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
6 |
52 |
|
15 |
Алина Д. |
7 |
8 |
6 |
8 |
8 |
7 |
8 |
6 |
7 |
9 |
80 |
|
16 |
Катя Ж. |
7 |
5 |
6 |
9 |
6 |
6 |
5 |
8 |
6 |
9 |
67 |
|
17 |
Полина Е. |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
8 |
9 |
8 |
8 |
77 |
|
18 |
Миша Л. |
6 |
8 |
7 |
8 |
5 |
6 |
7 |
5 |
7 |
6 |
65 |
|
19 |
Саша Л. |
5 |
5 |
5 |
8 |
5 |
5 |
5 |
3 |
1 |
5 |
47 |
|
20 |
Илья Б. |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
7 |
6 |
51 |
|
21 |
Таня М. |
9 |
6 |
8 |
5 |
1 |
9 |
5 |
8 |
4 |
7 |
62 |
|
22 |
Аня Ш. |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
8 |
8 |
60 |
|
23 |
Вадим Н. |
6 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
8 |
5 |
7 |
6 |
56 |
|
24 |
Артем В. |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
8 |
7 |
5 |
9 |
9 |
72 |
|
сумма |
135 |
122 |
138 |
149 |
120 |
117 |
140 |
124 |
149 |
148 |
|||
среднее |
5,63 |
5,08 |
5,75 |
6,21 |
5,00 |
4,88 |
5,83 |
5,17 |
6,21 |
6,17 |
|||
Выводы:
1. Дружелюбное отношение отмечает 58,3% (14 чел.).
2. Согласие в коллективе отметили 9 чел. - 38,5%, несогласие - 15 чел. - 62,5%.
3. Удовлетворены взаимоотношениями в отряде - 45,8% (11 чел.), неудовлетворены - 54,2% (13 человек).
4. Успехи и неудачи
товарищей вызывают
5. Продуктивность творческой работы в отряде указали - 71% (17 чел.).
6. Теплоту и понимание в коллективе отмечают - 54,2% (13 чел.).
7. Отношения строятся на сотрудничестве, по мнению, 13 человек (54,2%).
8. В отношениях внутри
коллектива существует
9. Членам коллектива нравиться быть вместе - отмечают 14 чел. (58,3%).
10. Успешность выделили лишь 8 чел. (33,3%).
2. Внешнегрупповая референтометрия
Таблица 2
№ |
Фамилия, имя |
Оценка в баллах |
||||||
Родители |
Компания, приятели |
Друзья |
Друг (подруга) |
Брат (сестра) |
Знакомый (знакомая) |
|||
1 |
Андрей Б. |
15 |
10 |
|||||
2 |
Боря А. |
20 |
16 |
|||||
3 |
Саша К. |
12 |
18 |
12 |
||||
4 |
Слава К. |
24 |
24 |
32 |
15 |
|||
5 |
Илья Ч. |
25 |
25 |
42 |
||||
6 |
Вадим Н. |
12 |
20 |
25 |
||||
7 |
Олег Б. |
20 |
5 |
|||||
8 |
Евгения Л. |
16 |
15 |
38 |
||||
9 |
Алена Г. |
25 |
16 |
16 |
35 |
|||
10 |
Оля Т. |
20 |
15 |
15 |
||||
11 |
Зифа С. |
32 |
10 |
|||||
12 |
Рома Д. |
32 |
30 |
24 |
||||
13 |
Юля Ш. |
22 |
12 |
26 |
12 |
|||
14 |
Таня И. |
34 |
10 |
12 |
||||
15 |
Алина Д. |
20 |
44 |
36 |
||||
16 |
Катя Ж. |
20 |
40 |
24 |
||||
17 |
Полина Е. |
24 |
18 |
28 |
||||
18 |
Миша Л. |
15 |
10 |
|||||
19 |
Саша Л. |
24 |
10 |
15 |
||||
20 |
Илья Б. |
30 |
16 |
|||||
21 |
Таня М. |
28 |
18 |
12 |
||||
22 |
Аня Ш. |
15 |
20 |
27 |
10 |
|||
23 |
Вадим Н. |
10 |
26 |
30 |
26 |
|||
24 |
Артем В. |
25 |
28 |
|||||
Информация о работе Общение как особый вид деятельности подростка