Общение как особый вид деятельности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Так, важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками». [12, с. 366]

Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

Подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами и позами. Они могут быть агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные.

Так, подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, постукиванием пальцем по уху, подкручиванием пальцем у виска, демонстрацией «фиги», позы «мачо», зада, жеста «фак» и др.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. Они подхватывают эти телесные формы экспрессии и интенсивно используют их независимо от пола. [12, с. 369]

Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих».

Как считает В.В. Химик, подростковый возраст сопровождается воздействием двух тенденции: центробежной («протестное речевое поведение») и центростремительной (сплачивание в группировки). [9, с. 30]

В соответствии с первой тенденцией, ребенок воспринимает языковые нормы как часть системы стандартов взрослого мира, следовать которым он обязан. Принуждение и давление в данной сфере постепенно приводят к естественному сопротивлению, протесту, что проявляется в возникновении новых языковых предпочтений, создании «альтернативной» лексики. В жаргоне подросток подчеркивает свою жизнь, в которую не могут вторгаться взрослые. Выражает протест против давления, стремиться спровоцировать и эпатировать взрослых.

Вторая тенденция проявляется в запуске механизмов конформного поведения, побуждающих осваивать «язык» уличных сообществ. Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера восприятия внутригрупповой коммуникации для внешнего слушателя. Выражение непонимания со стороны не включенного в группу взрослого или подростка выступает для группы знаком правильного выбора стратегии речевого поведения, укрепляет чувство групповой общности.

В подростковом возрасте дети стараются все делать быстро и соответственно стремятся к краткости в речи. Жаргон удовлетворяет эту потребность. Известно, что подростки испытывают сложность в выражении своих чувств и эмоций, проявляют застенчивость. Нарочитая грубость и ироничность жаргона часто используется ребенком для разрешения данной проблемы.

Для подростково-молодежного жаргона характерна устойчивая тенденция к игре, юмору, насмешке (по барабану, лохотрон); иноязычные прототипы (фэйсом об тэйбл); каламбуры, фонетические уподобления (чао-какао, инсульт-привет). Особенно привлекательной для подростков выступает жаргон уголовного мира (блат, блатная музыка). Ребята, осваивающие определенный род деятельности (компьютерщики, музыканты), осваивают так называемые социально-профессиональные жаргоны (хакер, юзер, винт, клава), характерен также эстрадно-музыкальный сленг (фанера, рокер, раскрученный, попса). [9, с. 31]

Однако появление в лексиконе ребенка жаргонных слов и выражений имеет и иные основания для тревоги. Это может свидетельствовать о наличия в ближайшем окружении ребенка людей с уголовным прошлым, подростков из неблагополучных семей. В таком случае есть вероятность негативного влияния на поведение в целом. Жаргон часто негативно влияет на межличностные отношения в подростковой группе, унижает и оскорбляет личность, порождает конфликты.

Очевидно, что стремление искоренить жаргон полностью путем запретов и наказаний бесперспективно, более того, по принципу реактивного сопротивления, это может привести к противоположным результатам. Прямо противоположный подход - вседозволенность - также не может быть рекомендован, так как ведет к общему снижению культуры и воспитанности подростков и распространению в подростковой среде асоциальных ценностей. [9, с. 35]

Взрослым необходимо учитывать высокую словотворческую активность подростков, использовать принцип сублимации, т.е. направления данной активности на изучение иностранных языков, литературное творчество и др. Родителям и педагогам необходим контроль за собственными реакциями на жаргонные высказывания подростков. Негодование или растерянность стимулирует интенсивность употребления жаргона в дальнейшем. Целесообразно, сохраняя спокойствие и невозмутимость, продемонстрировать свое знание использованных слов, при необходимости объяснить их подлинное значение, указать на подражательный характер жаргонных слов. Специальное вмешательство (запрет на высказывания дома, в школе и т.п.) необходимо только, когда используется нецензурные выражения. [9, с. 36]

Таким образом, общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться:

1. Устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими.

2. Знакомиться с новыми, интересными людьми.

3. Быть принятым и признанным  в социальных группах.

4. Устанавливать гетеросексуальные  контакты.

5. Принимать и практиковать  модели отношений с противоположным  полом.

6. Осваивать поведение, характерное  для своего пола.

Важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками». Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера для внешнего слушателя. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы».

2. Экспериментально-практическая  работа

2.1 Методики проведения  эксперимента

Общение в современном обществе зависимо от изменения мотивации структуры интересов современных подростков, поэтому изучение особенностей общения подростков актуально. Особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Базой нашего исследования стал коллектив двух отрядов подростков в возрасте от 11 до 13 лет, отдыхающих в детском лагере п. Шиванда летом 2011 года. Всего 24 подростка: 13 мальчиков и 11 девочек.

Цель эксперимента - выявление уровня конструктивного общения подростков в коллективе.

Использованы следующие методики:

1. Психологическая атмосфера  в группе.

2. Внешнегрупповая референтометрия.

Психологическая атмосфера в группе.

Методические указания:

Психологическая атмосфера в группе выявляется с помощью методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по 9-ти бальной шкале слева направо по схеме.

Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Враждебность

Согласие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие

Удовлетворенность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неудовлетворенность

Увлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие

Продуктивность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Непродуктивность

Теплота 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность

Сотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность

Занимательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Скука

Успешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность

Можно рассчитать средний показатель для группы по 10 параметрам. Рассчитать показатель для каждого члена группы. Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе.

Внешнегрупповая референтометрия.

Методические указания:

Определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях и прогноза их психического развития.

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Школьникам нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.

После осуществленного школьниками выбора их просят отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц.

Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.

После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу для данного школьника.

Смотри приложение №1.

2.2 Анализ и  интерпретация полученных данных

1. Психологическая атмосфера  в группе

Таблица 1

 

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

 

1

Андрей Б.

5

5

5

6

7

4

8

5

7

5

57

 

2

Боря А.

4

3

5

7

5

4

3

4

6

4

45

 

3

Саша К.

6

3

6

7

4

2

7

6

7

5

53

 

4

Слава К.

3

4

5

1

1

3

2

3

5

3

30

 

5

Илья Ч.

5

7

8

9

6

5

8

9

6

9

72

 

6

Вадим Н.

7

6

5

5

4

4

5

3

4

5

48

 

7

Олег Б.

6

3

7

5

4

2

3

3

6

6

45

 

8

Евгения Л

6

5

6

7

5

6

6

6

7

7

61

 

9

Алена Г.

4

4

4

5

4

4

6

7

4

4

46

 

10

Оля Т.

6

5

5

6

5

6

7

6

7

6

59

 

11

Зифа С.

3

3

5

8

4

1

4

2

7

4

41

 

12

Рома Д.

6

4

5

4

5

6

8

5

7

6

56

 

13

Юля Ш.

4

3

5

8

5

1

4

2

7

5

44

 

14

Таня И.

5

6

5

4

6

6

5

4

5

6

52

 

15

Алина Д.

7

8

6

8

8

7

8

6

7

9

80

 

16

Катя Ж.

7

5

6

9

6

6

5

8

6

9

67

 

17

Полина Е.

8

8

8

7

7

8

8

9

8

8

77

 

18

Миша Л.

6

8

7

8

5

6

7

5

7

6

65

 

19

Саша Л.

5

5

5

8

5

5

5

3

1

5

47

 

20

Илья Б.

4

5

5

5

5

4

5

5

7

6

51

 

21

Таня М.

9

6

8

5

1

9

5

8

4

7

62

 

22

Аня Ш.

7

6

6

5

5

4

6

5

8

8

60

 

23

Вадим Н.

6

4

5

4

5

6

8

5

7

6

56

 

24

Артем В.

6

6

6

8

8

8

7

5

9

9

72

 
 

сумма

135

122

138

149

120

117

140

124

149

148

   
 

среднее

5,63

5,08

5,75

6,21

5,00

4,88

5,83

5,17

6,21

6,17

   
                           

Выводы:

1. Дружелюбное отношение  отмечает 58,3% (14 чел.).

2. Согласие в коллективе  отметили 9 чел. - 38,5%, несогласие - 15 чел. - 62,5%.

3. Удовлетворены взаимоотношениями в отряде - 45,8% (11 чел.), неудовлетворены - 54,2% (13 человек).

4. Успехи и неудачи  товарищей вызывают сопереживание - это отмечают 50%.

5. Продуктивность творческой  работы в отряде указали - 71% (17 чел.).

6. Теплоту и понимание  в коллективе отмечают - 54,2% (13 чел.).

7. Отношения строятся  на сотрудничестве, по мнению, 13 человек (54,2%).

8. В отношениях внутри  коллектива существует взаимная  поддержка - это отмечает 15 чел. (62,5%).

9. Членам коллектива нравиться  быть вместе - отмечают 14 чел. (58,3%).

10. Успешность выделили  лишь 8 чел. (33,3%).

2. Внешнегрупповая референтометрия

Таблица 2

 

Фамилия, имя

Оценка в баллах

 
   

Родители

Компания, приятели

Друзья

Друг (подруга)

Брат (сестра)

Знакомый (знакомая)

 

1

Андрей Б.

15

   

10

     

2

Боря А.

20

   

16

     

3

Саша К.

12

 

18

 

12

   

4

Слава К.

24

 

24

32

15

   

5

Илья Ч.

 

25

25

42

     

6

Вадим Н.

12

 

20

25

     

7

Олег Б.

20

 

5

       

8

Евгения Л.

16

 

15

38

     

9

Алена Г.

25

 

16

16

35

   

10

Оля Т.

20

 

15

15

     

11

Зифа С.

32

 

10

       

12

Рома Д.

   

32

30

 

24

 

13

Юля Ш.

22

 

12

26

12

   

14

Таня И.

34

 

10

   

12

 

15

Алина Д.

20

44

     

36

 

16

Катя Ж.

20

   

40

24

   

17

Полина Е.

24

 

18

28

     

18

Миша Л.

15

     

10

   

19

Саша Л.

24

   

10

15

   

20

Илья Б.

   

30

16

     

21

Таня М.

28

   

18

 

12

 

22

Аня Ш.

 

15

20

27

 

10

 

23

Вадим Н.

10

 

26

30

 

26

 

24

Артем В.

25

 

28

       
                 

Информация о работе Общение как особый вид деятельности подростка