Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.
Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
Выводы:
Исследование показало, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники.
Предпочтение компании отдал 1 чел. - 4,2%.
Друзьям: 4 чел. - 16,7%.
Предпочтение другу или подруге: 37,5% (9 чел.).
У 9 испытуемых (37,5%) преобладает выбор родителей.
Итак, значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек).
Таким образом, проведенное исследование показало, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники. Значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек).
Дружелюбное отношение к сверстникам в коллективе отмечает 58,3%, а несогласие в коллективе - 62,5%, неудовлетворены взаимоотношениями в отряде - 54,2%; успешность отряда выделили лишь - 33,3%.
психологический общение подросток сверстник
Заключение
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мною задачи:
- проанализировать литературу по теме исследования;
- рассмотреть психологические подходы к проблеме общения;
- выделить специфические
особенности общения
- провести экспериментально-
Первая глава курсовой посвящена рассмотрению психологических подходов к проблеме общения.
Российские и зарубежные психологи выдвигают различные психологические подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий. Авторы едины в одном - общение в подростковом необходимо, оно может воздействовать на характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, изменять их и перестраивать. В процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. В процессе общения вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.
Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со сверстниками.
Общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться: устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими; знакомиться с новыми, интересными людьми; быть принятым и признанным в социальных группах; устанавливать гетеросексуальные контакты; принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом; осваивать поведение, характерное для своего пола.
Экспериментально-практическая работа показала, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники. Значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек).
Дружелюбное отношение к сверстникам в коллективе отмечает 58,3%, а несогласие в коллективе - 62,5%, неудовлетворены взаимоотношениями в отряде - 54,2%.
На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций, а также для выявления у подростков проблем в общении со сверстниками. Педагогам необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы в классе царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов. Задача взрослых понять изменения детей, создать условия для благоприятного развития детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.
Библиография
Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2006. - 264 с.
Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: в 2-х ч.:учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД. Ф. 01-Психология/ Б.С. Волков. - М.: Владос. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 344 с.
Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России, 2009. - 512 с.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-пресс, 2005. - 264 с.
Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - Спб.: Питер, 2006. - 240 с.
Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. /М. Кле. - М.: Педагогика, 2007. - 172 с.
Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Психология обучения. - 2007 - №9. - с. 64-72
Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодежи, 2005.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. Заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2009. - 464 с.
Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2010. - 300 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2006.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога психолога образования: учеб. пособие. - М.: ТУ Сфера, 2007.
Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ Б.Д. Парыгин. - Спб.: СпбГУП, 2006. - 615 с.
Поливанова, К.Н. Психология возвратных кризисов: учеб. пособие для студ. вузов/ К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2010. - 184 с.
Практическая психология образования/ под. Ред. И.В. Дубровиной. - М.: 2008.
Психология подростка: учеб. / под ред. А.А. Реана. - СПб. Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.
Психология развития/ Сост. и общ. ред. СпбГУ. - Спб.: Питер, 2007. - 512 с.
Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2009. - 335 с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко. - Ростов на/ Д.: Феникс, 2008. - 672 с.
Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии экзаменационный экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Март, 2007. - 253 с.
Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2005. - 159 с.
Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Психология»/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2009. - 144 с.
Информация о работе Общение как особый вид деятельности подростка